Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера

Знание особенностей разных типов характера позволяет про­гнозировать поведение подростка, предвидеть вероятность су­ицидов. Разные типы акцентуированных характеров также про­являют склонность к разным формам суицидального понеде-ния.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суици­дальному поведению совершенно не характерна. Подростки это­го тина не наносят себе пи физический, ни со циальн о -психоло­гический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушитель­ным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипсртимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, примем они избегают ста­ли и привыкания, поскольку часто меняют оной выбор.

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В ги-пертимной фазе они не отличаются от подростков гипертимно­го типа. Однако в субдсирессивцой фазе для циклоидного типа



Глава 15

Суицидалькое поведение подростков




Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru акцентуаций характерно суицидальное попедение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высо­те аффекта, когда самолюбие подростка уязвлено публично, его не покидают мысли о собственной неполно цепи ости, непригод ности, безволии. Подростка охватывает отчаяние, и он неосоз­нанно или недостаточно осознанно"идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидно­му поведению аффективного типа. Они быстро принимают ре­шение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать дан­ное событие. Риск, приключения мало привлекательны для под­ростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддер­жку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например родителей, толкает под­ростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыт­кам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

Статистика

Но данным А. Е. Лично(1999), распределение типов характера связано стипами суицидального поведения.При демонстратив­номсуицидальном поведениипреобладали подростки истсроид-ного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-истероидното ти­пов (50%), 32% — эпилептоиды и эрнлевтондно-истерондноготипа. 18% составляли подростки всех остальных чипов, причем шизоидов, циклсшдов и сенситивных подростков при демонст­ративном типе вообще не встречалось.При аффективном типе суинидальбого поведения основную группу составляли подрост­ки с лабильным и лабильно-и стероидным типами (37%), дру­гие варианты истсроидного типа — 23%, сенситивный и конфор­мно-неустойчивые типы — по 18% и только 4% — зпнлептоид-ный тип характера. Истинные суициды были характерны для сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов. Для подрост­ков шизоидного типа свойственна чрезвычайно низкая выражен­ностьсуицидального поведения в подростковом возрасте.

Уязвимым звеном в характере сенситивного типа является чувство собственной неполноценности. Такие подростки зави­сят от окружающих, нуждаются в их добром отношении, под­держке и оценке. Недоброжелательность окружения, неспра-

ведливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки или подозрения легко приводят к развитию реактив­ной депрессии. Сенситивные подростки не делятся своими пе­реживаниями, накапливая, аккумулируя чувство вины за свою неполноценность, постепенно приходя к мысли о невозможно­сти и бессмысленности своего существования. Незаметно для окружающих у них вызревают суицидные намерения, которые реализуются неожиданно для всех.

Психоастеническая акцентуация вообще не предрасполо­жена к суицидам. Страх и нерешительность этих подростков исключают вероятность самоуничтожения.

Шизоидные подростки не склонны к суицидальному по­ведению, к нанесению себе физического ущерба. Для них в некоторой степени привлекательно аддиктивное поведение, ко­торое облегчает неформальные контакты со сверстниками.

Эпилептоидный тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суициды встречаются у эпилептоид-ных психопатов. При акцентуациях характерна демонстратив­ная форма суицидального поведения. Мотивом служит жела­ние причинить обидчику вред, напугать кого-то, добиваясь сво­их целей. Но демонстративные по форме намерения при сильной аффектации эпилеитоидов могут стать неконтролиру­емыми и обернуться трагически. Аффективные реакции эпи-лептоидов чаще всего агрессивны, если подросток остается в одиночестве, в безвыходной ситуации, то агрессия может быть направлена на себя. Характерны порезы, самоповрежления го­рящими предметами как проявление мазохистических тенден­ций эпилептоидов.

Статистика

По данным Отто (Otto, 1972), среди подростков, совершающих суицидные попытки, чаще встречаются истероиды (36%) и ин­фантильные эмоционально-лабильные (33%), астеники (13%). Шизоиды и циклоиды встречаются крайне редко.

Главной чертой истероидного характера является демон-

стративность, что обусловливает склонность к суицидному

шантажу у подростков данного типа акцентуаций. Подросток

стремится произвести наибольшее впечатление на окружаю-

'щих, разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе



Глава 15

Суицидальное поведение подростков




Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru внимание, добиться желаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийством из-за несчастного случая. Желание выделиться приводит к неверному расчету усилий или последствий поступка.

I [ри неустойчивомтипе акцентуаций характерными явля­ются слабость волевой сферы в организации поведения и гедо­нистическая направленность подростка. Риск суицида отсут­ствует из-за невозможностинанести себе физические повреж­дения. Представители этого типа скорее составляютгруппу риска развития алкоголизма, наркомании, токсикомании, во­влечения в асоциальные группы, но не суицидального поведе­ния.

Таким образом, понимание дифференциальных основ лич­ности подростка позволяет предсказать возможное поведение 1 годростка, его склонность к суицидальному поведению, предот­вратить психогенные факторы, способствующие трагическому исходу.

Резюме

Попытки самоубийствав большинстве случаевможно предуга­дать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест и другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хули­ганство, напиться). Испробован варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушав­шихся на самоубийство тьорили об этом окружающим до со­вершения попытки. Если вовремя обнаружитьнризнаки «вдви­гающейся Катастрофы, ТОее можно предотвратить. И hoi-да пред­вестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких под­ростка.

Суицидальное поведение может быть обусловлено и психиче­скими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нару­шения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли.

Как мы видим, причины суицидального поведения многообраз­ны, но во всех случаях помощь подростку необходима.

Вопросы к главе

1. Практически все мировые религии осуждают самоубийства. Японская религия синто не осуждает, и всем известен обычай ритуального самоубийствахаракири или сепукку Как это влия­ет на уровень суицида в Японии?

2. Американские средства массовой информации, в отличие от российских, достаточно широко освещают случаи самоубийств,особенно необычных или совершенных известными людьми. Влияет ли Этона сравнительное количество суицидов 8 Россиии США?

3. Известный психолог Эдвин Шнейдман (Shneidman) дал опи­сание четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: «искатели смерти», «инициаторы смерти», «отрицатели смерти» и «игроки со смертью» (Комер, 2002). «Искатели» янно стремятся умереть, «инициаторы» счи­тают, что своим поступком просто ускоряют неизбежное, «отри­цатели» не верят, что лишив себя жизни, полностью прекращают существование, «игроки» оставляют себе шанс выжить. Какие акцентуации характероц имеют, по вашему мнению, этитипы са­моубийц?

Ключевые понятия и термины

Суицидальное поведение Аффективное суицидальное поведение Демонстративноесуицидальное поведение Истинное суицидальное поведение Факторы, способствующие суициду



Словарь дополнительных терминов и понятий

Словарь дополнительных терминов и понятий




Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Словарь дополнительных терминов и понятий

Абсолютная чувствительность - психофизическая характеристика чувствительности индивида, ко 1 оран saрастеризует способность и иди вида ощущать предельно малые но интенсивности иоздсйстви» объектов реал ьнош мира.

Абстрактно-ло/ичеасог мышление— особый вил мыслительного процесса, который зак­лючается в использовании понятий и логических конструкции. Агрессия осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб

другом v человеку, группе людей или животному.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способ­ностей, нравственных качеств н поступков Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной труд­ности и г требованиями окружающих.

Активность — леягелыюе состояние организма как условие его существования и пове­дения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник вос­производится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе кото­рого индивид вое производит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрог­раммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодо­ление среды, согласно принципу реактивности — чта уравновешивание организма со средой. Льтнаность проявляет себя и активации, различных рефлексах, поисковой аи-1 иншити. произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопро-янлення личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует сп коррекции или оптимизации

Акцентуация характера -■ чреимсрная выраженность отдельных черг характера и Их го „
четдннй, которая представляет собой крайние парианты нормы, граничащие с анома-К|
лиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется свои «ахиллесо*'!
ва пята-, делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. 1
то же время личность может проявлять хорошую или даже ппвы п ген ну ю устой чияоет
к другим типам жизненных ситуаций. ь

Амбивалентность — внутренне противоречивое эмоциональное состояние или пережи­гание, связанное с двойственным от ношением к чему-либо, характеризующееся одно­временным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания - несогласованные, противоречащие л руг другу (лоложи-пельные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства — феномен психики взросло™ человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), а течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделе­ния. Фиксация на анальной стадии развития и последующем может привести к форми­рованию анального характера в двух своих формах; анвлыш-удерживающий тип. что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и аналь-но-а/рессиипый тип. что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и лаже садистической жестокости.

Ассимиляция — процесс приспособления новой информации {ситуации, обшкта) к су-шсс1"ующ|1м у индивида схемам действий (схема действия — jto сенс о моторный эк-пиналеш понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточ­няет, совершенствует имеющиеся у нет схемы действия {понятии, умения).

Атрибуция приписывание социальным обьгктам (человеку, группе, социальной общ­ности) характеристик, не представленных ц паче восприятия

Аттрактор цели — одно hj основных понятий синерк-тики — конечное состояние раз­вивающейся сие гены,цель ее развития.

Аффективная реакция - ярко выраженное, бурно и роте кал и иге дейс шие: эшщНОКШ-нып отклик » oi'iiei нато илиlliiix no.^LciiekHiie; резкаяnrpeMeiiii эмоциональногосо­стояния; переход к состоянию, противоположной)*прежнему.

Аффективная сфера сдвжушИст* дереюядиийчелдвитне». ношения«окру-

«акнш-п .1П11-1НШС ]|,1||>сп1 и к самому tc-tw.

Аффективное поведение ПОЮМяс,jit-i» 1нне пли 1ЧаимодеГ« i нис. коюрш' в первуюочещтль ни редел я гтея шоояошшышмгостоипием или Отношением;.ишгвня пил И-'шяннем ^мопий .

Аффективна-лащитная функция воображения функция в^юбраження. кишрля за* ючючаетсн в создании вооб]1ажаемой ситуации с цглыо услотшога ра^рептгння конф-ликтов,которые в данный момгпт не moivt быть р&зрспи'пы на П]1актнке.

Аффективность ■ бурное элемент арное peai и ро ванне паси гуацию, быстрый переход от цдпо]1о^моцнон^льноп) состояния KApyrou^^^ui^oua-BuradiHMiry^bcraiHucTb.

'Аффекты на себяг — ау юнаправленная пе1а1иьнйя знойно нлльная реакция.

Аффилиативная потребность nuipf-йность в обшгиин, в эиояишшльны!KoinaKiax, стремление оыть среди другил люден.

Назальная тревога интенсивное: и всепроникающее отпущение отсутствия пгдопаспо-сти и одиночества.

ет­ ны

Базовое (или базалыюе) доверие — положительное эмоциональное отношение к окру­жающему, преждевсего социальному, миру, формирующеесяу ребенка в раннейдет стве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и цо;1лержки щ сторо

Биодинамическом ткань движения гармоничная система мельчайших фрагмен юн (им-иулы'ои} дишагсдыююакг,!, которые заполняют нет траекторию, описываемую opi .i-ничн движения при выполнении иююакта.

Близость тесные изанмоотцошеннн, предполагающие нзанмнуюамиатню; устойчивая

положительная эмоциональная с1 iih.il,

В

Вербальная агрессия выражение некннвкых чувсИ! п словесной форме (проклятия.

угрозы. КрИК)

Вербальная память ■ вид памяти, который определне! способное 1ь запоминать, сохра-няеь и воспроизводить pe4euvio (словесную) инФормаП1ио.

Вербальные функции — процесс опер и |ювання различными формами знакового (словес-|Ю1"о) матерна-ча.

Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные г оперированием словами, в Юм числе возможность! юлучения и анал из речевой информации, понима­ние смысла слив и ;]р.

Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для сгобиологическо-1 о существования, и выступающее источником его активности.

Внимание — направленность и сое ре доточенностьпеихн чес кой деятельности па чем-/1и6о определенном.

Внутренняя речь — видречи,()беспечива101ций процессы мышлении нсамо|ч.чулыннипо-ьедекия.

Возрастно-психологический контекст — ноарастпаигпецифичшк'тьпогребпостейп цен­ностей.

сение ■■ процесс преобразования представлений, ■лыюпь. и (чхания на этой основе новых продстацлени

C1IMI ICII n^l ПОЛрог'ТН-]

Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Глава 2. Особенности детской и подростковой агрессии

возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (гово­рить, есть), кусание ногтей (губ).

Специальные исследования показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошколь­ном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности — на 3 года (Crowther, Bond & Rolf, ]981). Если у ребенка закре­пились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректиро­вать их более проблематично.

Поведение ребенка существенно зависит от эмоциональ­ного климата в семье, прежде всего от отношений с матерью. Так, в частности, отношения с матерью в младенчестве и ран­нем детстве существенно влияют на формирование просоци-альности-агрсссивности. По данным Эйнсворт, 68% годова­лых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% мла­денцев настроены по отношению к матери враждебно, избе-гающе или амбивалентно. Эти дети и последующие годы ху­же учились, конфликтовали со сверстниками и взрослыми, чаше проявляли неуверенность. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у не­го склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации. Многие лица с криминальным по­ведением пережили травму материнской депривации и не были надежно привязаны к матери и раннем детстве [9].

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребенка и предпочитают наказа­ния заботе и терпеливому объяснению. В семье ребенок проходит первичную социализацию. Выявлено, что жесто­кие наказания коррелируют с высоким уровнем агрессив­ности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседоз-

2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения

воленность связаны с асоциальной направленностью. Слишком большая свобода ребенка, неспособность родите­лей совладать с энергичным и требовательным поведением сына и неумение научить его правилам поведения форми­руют стиль силового доминирования и неподчинения. На­казание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний мо­гут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

В целом детская агрессивность является обратной сторо­ной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищен­ным (например, когда его потребности в безопасности и люб­ви не получают удовлетворения), в его душе рождаются мно­гочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Дру­гим возможным способом преодоления страха может стать на­правление агрессии на самого себя. Аутоагрессия проявляет­ся по-разному, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания,

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны­ми были такие формы агрессии, как порча игрушек, швыря­ние предметов, эпизодическое грубое обращение с животны­ми, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. У детей младшего школьного воз­раста более частыми становились агрессивные хобби и слу­чаи вербальной агрессии.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявля­ется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подоб-

Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера - student2.ru Глава 2. Особенности детской и подростковой агрессии

ное поведение зачастую не только не уменьшает агрессив­ности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости послед­них. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведе­нию побуждают детей выбирать более социально одобряе­мые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от груп­пы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает сказать­ся или быть сильным*. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены груп­пы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение без­опасности, а мифыстановятся идейной основой ее жизнеде­ятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подро­стками как утверждение своей силы, как героизм и предан­ность группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного пове­дения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дез­адаптированные в силу различных причин и предприни­мающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. О. И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка оп­ределяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенст­во, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным

2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения

поведением и девиациями. Если родители готовы предоста­вить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом сове­те взрослого. 11сдагогическая запущенность приводит к устой­чивым поведенческим нарушениям. В тот или иной момент жизни многие дети совершают серьезные проступки — кражу, обман, драки, вандализм. Устойчивым такое повеление ста­новится чаще всего, если мальчик растет без отца и не имеет мужской модели для подражания. По данным статистики, са­мый высокий процент преступности среди несовершеннолет­них наблюдается в больших городах, в районах с низким соци­ально-экономическим статусом. Однако бедность и семейное неблагополучие могут быть компенсированы стремлением юношей и девушек приспособиться к жизни, сделать карьеру, создать полноценную семью и научиться контролировать соб­ственную враждебность.

Несмотря на широкую распространенность, проявления детской и подростковой агрессивности не имеют серьезных негативных последствий для окружающих, не нарушают со­циального функционирования и психологического развития детей и подростков. Тяжелые формы насильственного пове­дения, антисоциальные и явно патологические формы агрес­сии наблюдаются значительно реже.

В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Наи­более важным, «переломным» моментом пубертатного кри­за, который сопровождается резким подъемом делинквент-ности подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у маль­чиков, так и у девочек. Рано возникшее (до 10 лет) система­тическое агрессивное поведение наблюдается у 6% мальчи-




Наши рекомендации