Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии
Исследования показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. 11редметом одного такого исследования (Bandura A., Walters R., 1959) было изучение особенностей идентификации с родителями агрессивных и неагрессивных мальчиков-подростков. В целом было установлено, что у неагрессивныхподростков идентификация с собственными родителями выражена сильнее. чем уагрессивных. Однако степень различия между этими двумягруппами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрес-сивными и неагрессивными подростками обнаруживаются постс-пеннидентификации с отцом. Соответствующиеразличия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными, то есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных i юдростков оказалась высокой и достаточно близкойпо средиегругтповому показателю.
Последний факт, по нашему мнению, может быть проинтерпретирован как еще одно проявление особого значения матери в системе привязанностей и социальныхотношений подростка. Очевидно, нарушения идентификации с матерью могут быть обнаружены не при любых, а только при очень серьезных нарушениях развития личности. Так, в одном исследовании (Реаи Л. А., СаяниковаМ. Ю.. 1996) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определилось и отношение к отцу.;| также к сверс г-никам) именно отношениек матери оказалось наиболее положительным, Было установлено, что снижение ноложитель-
ного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативнзации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотальногонегативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.
— в концепции агрессии/ враждебности Басса—Даркя оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторm ета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. |
—феномен Проявленияотрицательного отношения ко всем социальным объектам, явлениям и нормам. |
Формирование просоци-ального, неагресси иного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивнымформам поведения, конструктивным способам разрешения противоречии и реализацииразличных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивнымидетьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социал изации неагресси иного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а гакже воспитание системы личностных диспозиции, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
Особенности подростковой агрессии Агрессия и характер
ЙЗольшинсгну существующих в современной психологии теории агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с
Глава 13
Подростковая агрессия
Половые различия развития агрессии у подростков |
вербальная агрессия |
Спонтанная агрессии |
Косвенная агрессия |
теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами. Или в других'Терминах — идея о взаимосвязи агрессии с определенными характерологическими типами.
Предметом одного исследования (Реан А. Л., 1997) было выявлен не взаимосвязи уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков 14-17 лет.
Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная, четкая и сильная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессии. «Возбудимость» положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также с косвенной агрессией.
Как известно, i ^ентральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и i [сведения у таких людей в значител ьной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениванием своих поступков. а импульсом, нлечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость.
Неожиданными оказались результаты, которые устанавливают недвусмысленную и вполне определенную связь между демонстративной характерологией и агрессивностью личности. Более того', оказалось,.'1то структура связей в диаде «дсмон-стративность—агрессия» практически полностью идентична структуре связей в паре «возбудимость- -агрессия». Разница состоит не в структуре связей, а лишь в их силе. «Демонстра-тивноетъ» положительно коррелируете вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией. Такая четкая и многоканальная связь демонстративное™ личности с агрессией действительно i гредставлястся неожиданной и странной, так как центральными, сущностными особенностями демонстративного поведенческого паттерна являются, как известно, вовсе не агрессия, а другие поведенческие особенности. К таким особенностям демон страт и иной личности традиционно относятся потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место.
Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления Агрессивного поведения.
— выражение негативныхчувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик). |
— самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие. |
Так, установлено (Кова-лсв П. А., 1996), что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девоче к также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет ив 13 лет.
Сравнение степени выра-
— агрессия, окольным путем направленная та другое лицо, |
женности различных компо-nei пои агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной.Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербаль-Ья-фиЗИЧ£СКая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросс-культуральной, характерной для подростков различных этносов (Зоуир Али Рашид, 1999).
Развитие различных форм агрессии
В исследовании (СеменюкЛ. М„ 1996) было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то но мерс взросления у подростков 14--15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со пжжением проявления физической агрессии с возрас-
Глава 13
Подростковая агрессия
том. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаружииаются именно н 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессиихотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация, ТО есть хотя они и выражены неодинаково, по различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрастеу мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
Однако, как показывают исследования (Семенюк Л. М., 1996), уже в возрасте 12-13 лет как у мальчикои, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессин, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии/враждебности Басса—Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.
В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые Представленыпрактически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметитьтакже, что, независимо от возраста,у мальчиков вес формы агрессивного поведения выражены больше, чему девочек.
Статистика
Исследования связиагрессивного поведенияс. социальным статусом подросткан группе сверстки коп показали, что среди иод-росткове наиболее высоким социометрическимстатусом («эмоциональные лидеры») 48% состааопт ища суровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, чтосреди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показателиагрессии средней величины, а 19% - ншкий уровень агрессии.Относительно выраженное in различныхпиши агрегатного поведенияв ЭТОЙ группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречаетсяпрямая физическая агрессия — 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом ai-рессивпого поведения является прямая вербальная афессия, а у 27% — косвенная вербальная (Ковалев П.. 1996).
Агрессивность и конфликтность
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как оы не случайно, а па том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связимежду агрес-еипмостьюи конфликтностью, а также однотипные корреляцииобоих этих понятий с рядом других личностных свойств (насту-пателыюсть, (кныльчипость, обидчивость, нетерпимость идр.). Однако наличиетаких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает оснований для отождествления понятий. С содержателы ш-психологической точки зрения понятия ^агрессивность» и-s конфликтность* обозначают различные психологические феномены, что находит отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности, так и на уровне методов их диагностики. А кроме того, па поведенческом уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исютючает такой взаимосвязии при определенных условиях коррелирует с социометрическим статусом, эмоциональной пред почитаем остью личности.
Самооценка подростка и агрессивность
Уровень выраженности агрессивныхреакций коррелирует сСамооцс-нкоЛ подростка. Общая тенденция здесь заключается в
Глава 13
Подростковая агрессия
наличии прямой связи: чем выше уроиень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальном агрессии, так и для другой формы агрессии — враждебности.
В одном исследовании (РеанД А., 1997) было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-17 лет коррелирует с уровнем обшей самооценки личности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.
Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как самооценка-способности к лидерству и самооценка своего «физического Я>, коррелируют с негативизмом. Таким образом, оппозиционная манера поведен ия, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой сноих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телеснос совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен втом случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся* в одной личности.
В том же исследовании (Реан А. А., 1997) было показано, что вербальная афессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Также как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна иысокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессияоказалась связаннойс уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессиитакже связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.
Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях (Трофимова Н. Б., Реан А. А., 1999), состоит в том, чтоболее агрессивные подростки чаще имеют крайнюю,.экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростковболее характерной тенденциейявляется распространенность средней по ypoBi пи самооценки. Так, ее ли в группе высокоафессивных подростков высокую самооценку
имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагресси впых имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.
Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущестиси-но) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор. эта ситуация может провоцировать проявление aqjeccHH.
Специальные исследования, проведенные по этому поводу (Дандарова Ж. К., Реан А. А., 1999), показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (опенка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и пнешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм афессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.