Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов

ГипертимныЙ тип

Важнейшей особенностью гипертимов является их большая Водвижность,активность, склонность к озорству, неугомон-



Глава 11

Дисгармоничность характера




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Таблица 11.3

Распространенность различных типов акцентуаций в группе делинквентов (по данным Реана А. А., 1991)

Тип акцентуаций или пси* о ни mil характера Распространенность, % в группе делинквентов
1 нпершмиым
Застрспающий
Эмотивный
Педантичный
Тревожный
Циклотимный  
Демо нстративный
Вот будимый
Экзальтированный

циппной работы е учащимися. Однако в силу ограниченности возможностей мы попросили их включитьв список для психо­логического консультирования только тех учащихся, которыеоценивались бы педагогами как «оченьтрудные*, вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов и даже имеющие криминаль­ный потенциал. Из восьмисот (!) учащихся былоотобрано пе­дагогами только диадцать таких, моих мнению, «особых*. По­следующая наша работа показала, что все 100% этих учащихся оказались гиперти мамн. Но при атом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквент-Bdго поведения, кроме характерной для гипертимон неусидчи­вости, недисциплинированности и вообще повышеннойактив­ности.



ность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированно­сти. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудо­вольствие и резкую реакцию педагогов.Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивогонегативного отноше­ния педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого не­гативного отношения часто можетпроходить незаметно для са­мого педагога. Становление устойчивогостереотипного нега­тивного отношения облегчаетсяза счет того, что именно гипертим больше всего чисто ннешне мешает педагогу в прове­дении занятия. И это со временем може i искаженно восприни­маться как злонамеренное поведение, демонстрация со сторо­ны ученика неуважения и неприязник педагогу Подобная ис­каженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к томуже еще и такой свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или i ю возрасту). Край­ним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учаще­гося, его поведения и причин такого поведения.

Оценка педагогами учащихсягипертимного типаВ качестве примера приведем следующий факт из нашего опы­та практического психологического консультирования (Реан А., 1988). Педагогам одного из учебных заведений была предан'' жена помощь в проведении психолого-педагоги ческой коррек-

Псих ол о го-педагогическое коне ультирование

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях стро­гой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчи­вой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышает­ся вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вспышек гнева и конфликта с педагогами (вос­питателями, родителями).

Для того чтобы предупредеть у педагогов формирование устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекпионную работу не Только с учащим ися, по и с самими педагогами. Практика пока­зывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснен ие педагогу сущности, особенностей и механизмов ги-пертпм ного i юнедения. При этом следует особо обратить внима­ние на то, что основой недисциплинированности и неусидчивос­ти (а также иных аналогичных поведенческих реакций) явля­ется определенная характерология, по не негативная учебная Мотивация. А тем более не негативное, неприязненное oi ноше­ние учащегося к педагогу.

Статистика --------------------------------------------------------------------------

В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за рйй-личные правонарушения, гипертимная и неустойчивая акцепту­ация составляет 76% (Реан Л., 1993,1999).



Глава 11

Дисгармоничность характера




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Делинквснтность гипертимов обусловлена, скорее, не чет­ко выраженными антисоциальнымиустановками, а легкомыс­лием, гиперактивностью, реакцией группиронания и склонно­сти к риску. Однако эти «легкие!- прич ины обусловливают все-таки достаточно высокий риск делинквентного поведения среди гипертимов. По нашим данным, гипертимныЙ всовокупности с неустойчивымтипом (в своем исследовании мы не диффе-ренцировали эти два близких характера) являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями.

Возбудимый тип

Главные особенности возбудимого типа — импульсивность по­ведения, его обусловленность влечениями и нсконтролирую-щими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание педа­гогом этих особенностей и готовность проявлять соответству­ющие реакции уже сами по себе имеют позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу «импульсивность — на импульсивность», «нетерпимость — нанетерпимость*. Поэтому важнойзадачей психологиче­ской службы является не просто диагностика возбудимых ак-центуантов,но и соответствующее информирование педагогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение пси­хологической компетентности педагогов относительно возбу­димой акцентуации не вообще, а решая конкретную психоло­го-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведе­нии конкретного учащегося.

Что касается формирования готовности у педагога к про­явлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходи­ма работа по самокоррекции некоторых своих личностных ус­тановок и привычных поведенческих реакций. По существу, это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма, Психолог может здесь только помочь педа­гогув формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффек­тивного общения.

Статистика

Поданным различных исследований, среди подростков возбуди­мойакцептуации долядел инк вентой составляет ОТ(36%) (Реан А,, 1990) до 61% (Личко А., 1983).

Возбудимыйтип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (тер­минологическое соответствие — «эпилептоидный») занимаетвторое место но частоте делинквентности среди всех типов ак­центуаций (Личко А., 1983). По нашим данным, возбудимой акцептуации принадлежит третье место но распространеннос­ти в группе делинквентов (Реан А., 1991). На этом фоне то, что 56% случаев, как показывают наши исследования (там же), пе­дагоги не замечают в личности возбудимой акцентуации, пред­ставляется слишком большой величиной. Возбудимый тип яв­ляется не только одним из наиболее часто встречающихся сре­ди делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего «дают» насильстве! i ные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наибо­лее суровые правовые последствия.

Эмотивный тип

Вовзаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную Важностьприобретают эмоциональная открытость, чувстви­тельность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуали­зирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное пове­дение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмо­циональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать ни­какими другими способами и отчаянными усилиями. Как пра­вило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установ­лению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоцио­нальнуючувствительность эмотивных акцентуантон и, вслед­ствиеэтого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а гем более безразличие и черс гиость амотивные личности чув-Ввуютчрезвычайно тонко и быстро реагируют на это измене-||!к м отношения и поведения.



Глава 11

Дисгармоничность характера




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Статистика

Согласно данным различных исследований,доляэмотинных (тер­минологическоесоответствие - «лабильных*) аюдентуантови группе делинквентов составляет 36% (Личко А., 1983, Реан А., 1991).

Особо негативным и тревожным представляется нам, что, как показы иают наши исследования, именно эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаше всего или даже во всех 100% случаев (Реан А., 1991). Иначе го­воря,педагоги не замечаютв подростке-делинквенте таких осо­бенностей, как повышенная чувствительность ивпечатлитель­ность, которые характерны для эмотивлого типа.

Этот факт тревожен еще и потому, что значительное число подростков-делинквентов, как показывают исследования, про­ходят через эмоциональную денривашпо. Но эмоциональная деприва! [ия сама по себе часто может являться одним из i lycKO-вых механизмов делинквентности. Для эмотивных же подрос­тков эмоциональная депривацияможет иметь особо негатив­ные последствия. И наоборот, наличие эмоционального контак­тапедагога с таким подростком может дать чрезвычайноположительные результаты. В целом мы полагаем,что не слу чайночаще всего педагоги не замечают в подростках-дсимн. центах именно эмотинноети. Нам представляется, что здесь имеет место блокиронание адекватного познания педагогом личности подростка-за счет действия определенного стереоти­па подрост ка-делинквента (Реан А.. 1990,1991).

Психолого-педагогическое консультирование

Эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопережива­нии в наибольшей степени. Именно эти подростки особенно чув­ствительны к тому, что «их не понимают*, именно они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом об­щении.

Застревающий тип

Главной особенностью этого типа является застревание афф<.|-та, высокая устойчивость и длительность эмоциональногоoi

клика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащего­ся, педагог может надолго потерять с ним личный контакт. По­теря кон гакта и застревание на обиде может оказаться не толъ-ко на личностных взаимоотношениях, нонна отношении к пред­мету, на учебной успеваемости.

Установлено, что отношение к предмету («люблю — не люблю», «нравится — не нравится») опосредовано отношени­ем ученика к учителю. Долгое время считалось, что зависимость отношения к предмету от отношения к учителю характерна в основном для учащихся младших классов: начальная школа и -5-7-й классы средней школы. Однако наши исследования по­казали, что эта зависимость сохраняется ив старших классах, и даже в высшей школе. Отношение к преподавателю входит в первую тройку значимых факторов, обусловливающих привле­кательность предмета (Реан А., 1987).

Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего ак-центуанта во взаимоотношениях со сверстниками проявляется аналогичным образом. Однако в данном случае негативное из­менение личного отношения часто с о про и о ж даете я вынашива­нием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть до-статочно тонкой, отсроченной по времени.

Статистика ---------------------------------------------------------------------------

Из различного типа акцентуаций характера застревающий зани­мает по рас пространности среди делинквентов 5-6-е ранговое место, что составляет 24% (Реан А., 1991).

Психопедагогическая коррекция может идти в двух направ­лениях. Первое — учет педагогом личностных особенностей застревающего акцентуанта в процессе взаимодействия (обще­ния и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесооб­разно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих.

Второенаправление — психопедагогическая коррекция личности, системы установок и поведения самого застреваю­щего акцентуанта. Эта работа может проводиться «вообще», без конкретной 1 повода, в виде спонтанных бесед при любом удоб­ном случае. Иногда несущие коррекционный потенциал фра­зы, мысли могут быть обращены как бы и не ксамому акцепт у



Глава 11

Дисгармоничность характера




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru акту,а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждений о нецелесообразности длительных обид, мстительности уже хотя бы с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающего. Здесь есть много вариантов воздействия — от эмоционального-суггестивного, внушающего до рационального разъяснения, с опорой на научные факты.

Работа пи психопедагогической коррекции застревающего акцептуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застрева­ния аффекта. В этом случае, конечно, требуются особое мас­терство и осторожность, так как личность находится в * остром* состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуа­цию. Вместе с тем воздействие на этом этапе чрезвычайно же­лательно, так как собственно помощь педагога и психолога та­кому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания*. Психопедагогическая коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией от­ношения личности к конкретной ситуации, к конкретному че­ловеку. Если при этом ситуативная коррекция опирается и на вышеуказанные общие стратегии коррекции личности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости и соци­альной адаптации застревающего акцентуанта.

Распространенность застревающей акцентуации в группе подростков-делинквентов не так уж высока, хотя все-таки за­метна. Более тревожным нам представляется другой факт, свя­занный с тем, насколько педагоги плохо замечают в своих уча­щихся этот тип акцентуации. По нашимданным, в 83% случаев педагоги не замечают, не обращают внимания на выраженную застревающую акцентуацию личности (Реан А., 1991). Этот факт, возможно, особо тревожен, потому что касается он уча­щихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведе­ния, с выраженнойсоциальной дезадаптацией и с делинквент -ным поведением.

Демонстративный тип

Главной особенностью при демонстративной акцентуации яв­ляется жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обусловливает как само поведение демонстративного акценту-

анта. так и особенности психолого-педагогического взаимодей­ствия с ним.

Подчеркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции *ты ничем не выделяешься на об­щем фоне* является исключительно сильной мерой воздей­ствия. Однако реакции на такую позицию могут быть самыми различными — от гиперактуализации потребности выделиться до аффективного взрыва, установлениярезко отрицательногоотношения к лицу,от которого исходит идея игнорирования и усреднения. Гиперактуализация демонстративной потребнос­ти может выражаться на поведенческом уровне даже в форме демонстративного суицида или демонстративной делинквент -HOCTii, т. е. потребность привлечь к себе вии мание, выделиться может привести к попытке самоубийства (как правило, демон­стративной) или к словесным угрозам этого. Что касается де-линквентности, то действительно возможным мотивом проти-Ерправногоповедения может стать желание привлечь к себе внимание, когда этоне удается сделать иным образом. Однако чаще всего эта проблема решается через фантазирование или самооговоры, в том числе и в плане собственных криминаль­ных наклонностей (способностей), а также якобы сопершенных когда-то противоправных действий.

Психолого-педагогическое консультирование --------------------

Следует быть осторожнымв «разоблачении» фантазий, выдумок

лемонстрш инн ых акцептуантов. Угроза неминуемого разоблаче­ния, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. -Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные; попыт­ки суицида, побеги ил дома, ухода из школы, попытки превра­тить выдумку в реальность любым способом.

Что касается распространенности демонстративной акцен­туации среди делинквентов, то данные на этот счет не однознач­ны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов (52%) и занимают по этому критерию третье место (Личко А., 1983). По другим сведениям, доля демонстративных акцентуаптов в Группе делинквентов незначительна — менее 10%, что не по­зволяет говорить о данном виде акцентуации как об особо де-линкиеитои (Реан А., 1991).



Глава 11

Дисгармоничность характера




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru

Вопр

Особенности поведения девушек-подростков с демонстративной акцентуацией

В процессе пс и холо го-педагоги чес кой и психокоррекцией но ii работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесо­образно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект пробле­мы. А именно на проблему виктимного поведения и, следователь­но, на вопрос о риске оказаться включенным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Эгоцентризм девушки-под­ростка, демонстративность поведения и жажда внимания часто определяют ее виктимное поведение в криминаныюй ситуации, которое может оказать стимулирующее (или провоцирующее)воздействие на поведение совершающего насилие преступника и на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.

Резюме

Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что харак­тер — это и есть определенная система отношений человека, толь­ко отношения эти стали достаточноустойчивыми. Однако все-такимежду характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются в целом более динамичными, более подвижными, а черты характера — более неизменными, более статичными.

II психологии принято выделять следующие группыотношении человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительно связа­ныс определенными отношениями. Например, такие черты ха­рактера, как увлеченность, самостоятельность, трудолюбие,свя­заны сотношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, не­уверенность, застенчивость отражают отношение к себе; доброжелательность, альтруизм, отзывчивость или, наоборот, аг­рессивность,черствость, нетерпимость выражают отношение к другим людям. Однако на этом же примере наглядно видны и отличия между психологической теорией характера и психоло­гической теорией отношений. С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, являетсяустойчи­вой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях.С точки же зрения теории отношений, один и тот же человек МО" жет проявлять высокую отзывчивость, чувствительность но от­ношению к одним людени этот же человек может демопст|>пр<>" вать образцы черствости, нечувствительностипо отношениюк

другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разно­образны. Но особенности отношений личности еще более разно­образны и вариативны.

Акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипер­трофированная выраженность отдельных его черт, что обуслов­ливает повышенную уязвимость личности и о i лишении опреде­ленногорода воздействий и затрудняетее адаптации* В некото­рых специфичных ситуациях.

Следует предостеречь от одной из распространенных практиче­ских ошибок, а именно от трактовки акцентуации как установлен­ной патологии. Очень часто такую интерпретацию можнп неголь-ко услышать в устных выступлениях и на лекциях, но Я обнару­жить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией харакчера неправомерно. Воз­можно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «ак­центуация» появилось и поначалу употреблялось преимуще­ственно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию (Леон-гард К., 1981). Можно даже сказать, что человек без намека на ■ акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, по столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отли-чается в положительную. Акцентуированным личностям,напро­тив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно соци-альни положительно или же. напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцептуация являет­ся не патологией, а крайним вариантом нормы. Акцентуации широко распространены среди подростков, и, к со­жалению, очень часто именно люди с такими чертами характера Проявляют делилквентное и даже противоправное поведение. Это делает особенно важным чуткое профессиональноеотношение воспитателе!] и педагогов к их акцентуированным подопечным. Увы, на сегодняшний день ситуация складывается таким обра­зом, что воспитатели в подавляющем большинстве случаев не замечают или неправильно реагируют на акцентуации характера подростков. Это проблема, которую можно решить только совме­сти ыми усилиями педагогов и психологов.

осы к главе

1. Как щи помните, для людей с эмотивным типом акцентуации личности характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмо-



Глава 11



Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru циональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Почему же больше трети подростков этого типа проявляют асоциальное по­ведение?

2. В чем причина того, что педагоги настолько плохо оценивают некоторые акцептуации своих учеников, а эмотивнуюу подрост-ков-делинквентов неопределяет практически никто?

3. Как выдумаете, почему, казалось бы, спокойные, уравновешен­ныеподростки педантичного типа а три разачаще встречаются среди делинквентов, чем, например, тревожные или демонстра­тивные?

Глава 12

Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов



                           
    Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru
  Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru
      Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru   Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru
 
        Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru
 
 
 
    Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru
 
 
    Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru

-—■-------------- —— Менархе — начало регулярных менст­руаций, специфический фун­кциональный признак поло­вого созревания у девочек.

Ключевые понятия и термины

Акцентуация

Характер Д елип к вентность Возбудимый тип Лабильный тип Гипортимный тип Дистимический тип Демонстративный тип Пиктимное поведение Застревающий типПедантичный тип Тревожный тип Циклогпмический тип Экзальтированныйтаи Э мотив пый тип

Психосексуальное развитие

Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста.Его специфи­ческими функциональными признаками являются менархе (на­чало регулярных менструаций) удевочек и дякулярхе (началоэякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний ипз-раст менархе колеблется от 12,4 до 14,4 года, э возраст эякуляр-хе от 13,4 до 14 лет (Исаев, Каган, 1986. С. 149). В основе полового созревания лежат гормональные изменения, плекушие за собой сдвиги втелосложении, социальном поведении, инте­ресах и самосознании.

Эякулярхе
- началомкуляций, первоесомяизвержение, специфиче­скийфункциональный при­знак пол о нога созревания у мальчиков.

Повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чему 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростко­вую (юношескую) гиперсексу­альность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и дли­тельных эрекциях, бурных эро­тических фантазиях, мастурба­ции и т. д.« В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось*, — сказал 16-летний юноша, и под этимпризнанием могли бы под­писаться очень многие его свер­стники.



Глава 12

Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов




Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов - student2.ru

------------------------- Днорексия — заболевание, наиболееха­рактерное для девочек-под­ростков, испытывающих бо­лезненное желание похудеть и ограничивающих себя ведеили нонсе отказывающихся от нее.

Исследование

Сексуальные фантазии связаны Сповышением уровня тестосте­рона не только у взрослеющих мальчиков-тинейджере) в.. Иссле­дования девочек в возрасте от 13 до 16 лет дают сходные резуль­таты; гак, уровень андрогенов (из них тестостерон — самый изве­стный гормон) прямо отражал количество сексуальных фантазий (Чалдини, 2002).

Наши рекомендации