Собенности психологической и психопедагогической работы с подростками разных типов
ГипертимныЙ тип
Важнейшей особенностью гипертимов является их большая Водвижность,активность, склонность к озорству, неугомон-
Глава 11
Дисгармоничность характера
Таблица 11.3
Распространенность различных типов акцентуаций в группе делинквентов (по данным Реана А. А., 1991)
Тип акцентуаций или пси* о ни mil характера | Распространенность, % в группе делинквентов |
1 нпершмиым | |
Застрспающий | |
Эмотивный | |
Педантичный | |
Тревожный | |
Циклотимный | |
Демо нстративный | |
Вот будимый | |
Экзальтированный |
циппной работы е учащимися. Однако в силу ограниченности возможностей мы попросили их включитьв список для психологического консультирования только тех учащихся, которыеоценивались бы педагогами как «оченьтрудные*, вызывающие чрезвычайную тревогу педагогов и даже имеющие криминальный потенциал. Из восьмисот (!) учащихся былоотобрано педагогами только диадцать таких, моих мнению, «особых*. Последующая наша работа показала, что все 100% этих учащихся оказались гиперти мамн. Но при атом у многих из них не было обнаружено каких-то дополнительных факторов делинквент-Bdго поведения, кроме характерной для гипертимон неусидчивости, недисциплинированности и вообще повышеннойактивности.
ность, общительность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.Неудовольствие может перерастать в формирование устойчивогонегативного отношения педагога к такому учащемуся. Формирование жесткого негативного отношения часто можетпроходить незаметно для самого педагога. Становление устойчивогостереотипного негативного отношения облегчаетсяза счет того, что именно гипертим больше всего чисто ннешне мешает педагогу в проведении занятия. И это со временем може i искаженно восприниматься как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и неприязник педагогу Подобная искаженная интерпретация причин поведения гипертима педагогом подкрепляется к томуже еще и такой свойственной гипертимам особенностью поведения, как недостаток чувства дистанции со старшими (по положению или i ю возрасту). Крайним вариантом формирования негативного отношения может быть тотальная негативная оценка педагогом личности учащегося, его поведения и причин такого поведения.
Оценка педагогами учащихсягипертимного типаВ качестве примера приведем следующий факт из нашего опыта практического психологического консультирования (Реан А., 1988). Педагогам одного из учебных заведений была предан'' жена помощь в проведении психолого-педагоги ческой коррек-
Псих ол о го-педагогическое коне ультирование
При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вспышек гнева и конфликта с педагогами (воспитателями, родителями).
Для того чтобы предупредеть у педагогов формирование устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму, психологу целесообразно проводить коррекпионную работу не Только с учащим ися, по и с самими педагогами. Практика показывает, что часто эффективным оказывается уже только разъяснен ие педагогу сущности, особенностей и механизмов ги-пертпм ного i юнедения. При этом следует особо обратить внимание на то, что основой недисциплинированности и неусидчивости (а также иных аналогичных поведенческих реакций) является определенная характерология, по не негативная учебная Мотивация. А тем более не негативное, неприязненное oi ношение учащегося к педагогу.
Статистика --------------------------------------------------------------------------
В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за рйй-личные правонарушения, гипертимная и неустойчивая акцептуация составляет 76% (Реан Л., 1993,1999).
Глава 11
Дисгармоничность характера
Делинквснтность гипертимов обусловлена, скорее, не четко выраженными антисоциальнымиустановками, а легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группиронания и склонности к риску. Однако эти «легкие!- прич ины обусловливают все-таки достаточно высокий риск делинквентного поведения среди гипертимов. По нашим данным, гипертимныЙ всовокупности с неустойчивымтипом (в своем исследовании мы не диффе-ренцировали эти два близких характера) являются наиболее значимыми факторами риска делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями.
Возбудимый тип
Главные особенности возбудимого типа — импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и нсконтролирую-щими побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание педагогом этих особенностей и готовность проявлять соответствующие реакции уже сами по себе имеют позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора и таким образом предупреждать возможные срывы педагога по типу «импульсивность — на импульсивность», «нетерпимость — нанетерпимость*. Поэтому важнойзадачей психологической службы является не просто диагностика возбудимых ак-центуантов,но и соответствующее информирование педагогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение психологической компетентности педагогов относительно возбудимой акцентуации не вообще, а решая конкретную психолого-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведении конкретного учащегося.
Что касается формирования готовности у педагога к проявлению неконтролируемых побуждений, импульсивности и агрессивности возбудимого акцентуанта, то эту задачу педагог может решить лишь сам. Для ее успешного решения необходима работа по самокоррекции некоторых своих личностных установок и привычных поведенческих реакций. По существу, это работа по самосовершенствованию, повышению уровня своего профессионализма, Психолог может здесь только помочь педагогув формировании соответствующей мотивации, а также в обучении некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения.
Статистика
Поданным различных исследований, среди подростков возбудимойакцептуации долядел инк вентой составляет ОТ(36%) (Реан А,, 1990) до 61% (Личко А., 1983).
Возбудимыйтип акцентуации является явным фактором риска делинквентного поведения. По данным А. Личко, он (терминологическое соответствие — «эпилептоидный») занимаетвторое место но частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций (Личко А., 1983). По нашим данным, возбудимой акцептуации принадлежит третье место но распространенности в группе делинквентов (Реан А., 1991). На этом фоне то, что 56% случаев, как показывают наши исследования (там же), педагоги не замечают в личности возбудимой акцентуации, представляется слишком большой величиной. Возбудимый тип является не только одним из наиболее часто встречающихся среди делинквентов. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты чаще всего «дают» насильстве! i ные деликты, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют, кроме того, наиболее суровые правовые последствия.
Эмотивный тип
Вовзаимодействии с эмотивным подростком чрезвычайную Важностьприобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость педагога. В силу того что потребность в сочувствии и сопереживании у них актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается чрезвычайно желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений с эмотивной личностью. Однако следует учитывать чрезвычайную эмоциональнуючувствительность эмотивных акцентуантон и, вследствиеэтого, высокую изменчивость их настроения. Фальшь, а гем более безразличие и черс гиость амотивные личности чув-Ввуютчрезвычайно тонко и быстро реагируют на это измене-||!к м отношения и поведения.
Глава 11
Дисгармоничность характера
Статистика
Согласно данным различных исследований,доляэмотинных (терминологическоесоответствие - «лабильных*) аюдентуантови группе делинквентов составляет 36% (Личко А., 1983, Реан А., 1991).
Особо негативным и тревожным представляется нам, что, как показы иают наши исследования, именно эмотивные пики в характере подростка остаются незамеченными педагогами чаше всего или даже во всех 100% случаев (Реан А., 1991). Иначе говоря,педагоги не замечаютв подростке-делинквенте таких особенностей, как повышенная чувствительность ивпечатлительность, которые характерны для эмотивлого типа.
Этот факт тревожен еще и потому, что значительное число подростков-делинквентов, как показывают исследования, проходят через эмоциональную денривашпо. Но эмоциональная деприва! [ия сама по себе часто может являться одним из i lycKO-вых механизмов делинквентности. Для эмотивных же подростков эмоциональная депривацияможет иметь особо негативные последствия. И наоборот, наличие эмоционального контактапедагога с таким подростком может дать чрезвычайноположительные результаты. В целом мы полагаем,что не слу чайночаще всего педагоги не замечают в подростках-дсимн. центах именно эмотинноети. Нам представляется, что здесь имеет место блокиронание адекватного познания педагогом личности подростка-за счет действия определенного стереотипа подрост ка-делинквента (Реан А.. 1990,1991).
Психолого-педагогическое консультирование
Эмотивные подростки нуждаются в сочувствии и сопереживании в наибольшей степени. Именно эти подростки особенно чувствительны к тому, что «их не понимают*, именно они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении.
Застревающий тип
Главной особенностью этого типа является застревание афф<.|-та, высокая устойчивость и длительность эмоциональногоoi
клика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личный контакт. Потеря кон гакта и застревание на обиде может оказаться не толъ-ко на личностных взаимоотношениях, нонна отношении к предмету, на учебной успеваемости.
Установлено, что отношение к предмету («люблю — не люблю», «нравится — не нравится») опосредовано отношением ученика к учителю. Долгое время считалось, что зависимость отношения к предмету от отношения к учителю характерна в основном для учащихся младших классов: начальная школа и -5-7-й классы средней школы. Однако наши исследования показали, что эта зависимость сохраняется ив старших классах, и даже в высшей школе. Отношение к преподавателю входит в первую тройку значимых факторов, обусловливающих привлекательность предмета (Реан А., 1987).
Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего ак-центуанта во взаимоотношениях со сверстниками проявляется аналогичным образом. Однако в данном случае негативное изменение личного отношения часто с о про и о ж даете я вынашиванием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть до-статочно тонкой, отсроченной по времени.
Статистика ---------------------------------------------------------------------------
Из различного типа акцентуаций характера застревающий занимает по рас пространности среди делинквентов 5-6-е ранговое место, что составляет 24% (Реан А., 1991).
Психопедагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первое — учет педагогом личностных особенностей застревающего акцентуанта в процессе взаимодействия (общения и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих.
Второенаправление — психопедагогическая коррекция личности, системы установок и поведения самого застревающего акцентуанта. Эта работа может проводиться «вообще», без конкретной 1 повода, в виде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда несущие коррекционный потенциал фразы, мысли могут быть обращены как бы и не ксамому акцепт у
Глава 11
Дисгармоничность характера
акту,а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждений о нецелесообразности длительных обид, мстительности уже хотя бы с точки зрения разрушения нервно-психического и соматического здоровья самого обижающего. Здесь есть много вариантов воздействия — от эмоционального-суггестивного, внушающего до рационального разъяснения, с опорой на научные факты.
Работа пи психопедагогической коррекции застревающего акцептуанта может проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, по конкретной ситуации обиды, застревания аффекта. В этом случае, конечно, требуются особое мастерство и осторожность, так как личность находится в * остром* состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуацию. Вместе с тем воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, так как собственно помощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоит в ускорении его выхода из «застревания*. Психопедагогическая коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией отношения личности к конкретной ситуации, к конкретному человеку. Если при этом ситуативная коррекция опирается и на вышеуказанные общие стратегии коррекции личности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости и социальной адаптации застревающего акцентуанта.
Распространенность застревающей акцентуации в группе подростков-делинквентов не так уж высока, хотя все-таки заметна. Более тревожным нам представляется другой факт, связанный с тем, насколько педагоги плохо замечают в своих учащихся этот тип акцентуации. По нашимданным, в 83% случаев педагоги не замечают, не обращают внимания на выраженную застревающую акцентуацию личности (Реан А., 1991). Этот факт, возможно, особо тревожен, потому что касается он учащихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выраженнойсоциальной дезадаптацией и с делинквент -ным поведением.
Демонстративный тип
Главной особенностью при демонстративной акцентуации является жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обусловливает как само поведение демонстративного акценту-
анта. так и особенности психолого-педагогического взаимодействия с ним.
Подчеркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции *ты ничем не выделяешься на общем фоне* является исключительно сильной мерой воздействия. Однако реакции на такую позицию могут быть самыми различными — от гиперактуализации потребности выделиться до аффективного взрыва, установлениярезко отрицательногоотношения к лицу,от которого исходит идея игнорирования и усреднения. Гиперактуализация демонстративной потребности может выражаться на поведенческом уровне даже в форме демонстративного суицида или демонстративной делинквент -HOCTii, т. е. потребность привлечь к себе вии мание, выделиться может привести к попытке самоубийства (как правило, демонстративной) или к словесным угрозам этого. Что касается де-линквентности, то действительно возможным мотивом проти-Ерправногоповедения может стать желание привлечь к себе внимание, когда этоне удается сделать иным образом. Однако чаще всего эта проблема решается через фантазирование или самооговоры, в том числе и в плане собственных криминальных наклонностей (способностей), а также якобы сопершенных когда-то противоправных действий.
Психолого-педагогическое консультирование --------------------
Следует быть осторожнымв «разоблачении» фантазий, выдумок
лемонстрш инн ых акцептуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. -Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные; попытки суицида, побеги ил дома, ухода из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом.
Что касается распространенности демонстративной акцентуации среди делинквентов, то данные на этот счет не однозначны. По одним исследованиям, демонстративные акцентуанты достаточно широко представлены в группе делинквентов (52%) и занимают по этому критерию третье место (Личко А., 1983). По другим сведениям, доля демонстративных акцентуаптов в Группе делинквентов незначительна — менее 10%, что не позволяет говорить о данном виде акцентуации как об особо де-линкиеитои (Реан А., 1991).
Глава 11
Дисгармоничность характера
Вопр |
Особенности поведения девушек-подростков с демонстративной акцентуацией
В процессе пс и холо го-педагоги чес кой и психокоррекцией но ii работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. А именно на проблему виктимного поведения и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включенным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Эгоцентризм девушки-подростка, демонстративность поведения и жажда внимания часто определяют ее виктимное поведение в криминаныюй ситуации, которое может оказать стимулирующее (или провоцирующее)воздействие на поведение совершающего насилие преступника и на все дальнейшее развитие криминогенной ситуации.
Резюме
Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер — это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточноустойчивыми. Однако все-такимежду характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются в целом более динамичными, более подвижными, а черты характера — более неизменными, более статичными.
II психологии принято выделять следующие группыотношении человека: отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительно связаныс определенными отношениями. Например, такие черты характера, как увлеченность, самостоятельность, трудолюбие,связаны сотношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность, застенчивость отражают отношение к себе; доброжелательность, альтруизм, отзывчивость или, наоборот, агрессивность,черствость, нетерпимость выражают отношение к другим людям. Однако на этом же примере наглядно видны и отличия между психологической теорией характера и психологической теорией отношений. С точки зрения теории характера, отзывчивость, чувствительность, к примеру, являетсяустойчивой личностной особенностью определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях.С точки же зрения теории отношений, один и тот же человек МО" жет проявлять высокую отзывчивость, чувствительность но отношению к одним людени этот же человек может демопст|>пр<>" вать образцы черствости, нечувствительностипо отношениюк
другим людям. Особенности черт характера чрезвычайно разнообразны. Но особенности отношений личности еще более разнообразны и вариативны.
Акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности и о i лишении определенногорода воздействий и затрудняетее адаптации* В некоторых специфичных ситуациях.
Следует предостеречь от одной из распространенных практических ошибок, а именно от трактовки акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можнп неголь-ко услышать в устных выступлениях и на лекциях, но Я обнаружить в весьма солидных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией харакчера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип был закреплен и получил столь заметное распространение потому, что само понятие «акцентуация» появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Впрочем, уже в работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию (Леон-гард К., 1981). Можно даже сказать, что человек без намека на ■ акцентуацию хоть и не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, по столь же маловероятно, что он сколько-нибудь отли-чается в положительную. Акцентуированным личностям,напротив, присуща готовность к особенному развитию, будь оно соци-альни положительно или же. напротив, социально отрицательно. Обобщая сказанное, можно заключить, что акцептуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. Акцентуации широко распространены среди подростков, и, к сожалению, очень часто именно люди с такими чертами характера Проявляют делилквентное и даже противоправное поведение. Это делает особенно важным чуткое профессиональноеотношение воспитателе!] и педагогов к их акцентуированным подопечным. Увы, на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что воспитатели в подавляющем большинстве случаев не замечают или неправильно реагируют на акцентуации характера подростков. Это проблема, которую можно решить только совмести ыми усилиями педагогов и психологов.
осы к главе
1. Как щи помните, для людей с эмотивным типом акцентуации личности характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмо-
Глава 11
циональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Почему же больше трети подростков этого типа проявляют асоциальное поведение?
2. В чем причина того, что педагоги настолько плохо оценивают некоторые акцептуации своих учеников, а эмотивнуюу подрост-ков-делинквентов неопределяет практически никто?
3. Как выдумаете, почему, казалось бы, спокойные, уравновешенныеподростки педантичного типа а три разачаще встречаются среди делинквентов, чем, например, тревожные или демонстративные?
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
-—■-------------- —— Менархе — начало регулярных менструаций, специфический функциональный признак полового созревания у девочек. |
Ключевые понятия и термины
Акцентуация
Характер Д елип к вентность Возбудимый тип Лабильный тип Гипортимный тип Дистимический тип Демонстративный тип Пиктимное поведение Застревающий типПедантичный тип Тревожный тип Циклогпмический тип Экзальтированныйтаи Э мотив пый тип
Психосексуальное развитие
Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста.Его специфическими функциональными признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) удевочек и дякулярхе (началоэякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Средний ипз-раст менархе колеблется от 12,4 до 14,4 года, э возраст эякуляр-хе от 13,4 до 14 лет (Исаев, Каган, 1986. С. 149). В основе полового созревания лежат гормональные изменения, плекушие за собой сдвиги втелосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.
Эякулярхе |
- началомкуляций, первоесомяизвержение, специфическийфункциональный признак пол о нога созревания у мальчиков. |
Повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего юноши она в 8 раз выше, чему 10-летнего мальчика) объясняет и так называемую подростковую (юношескую) гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, бурных эротических фантазиях, мастурбации и т. д.« В четырнадцать лет мое тело будто взбесилось*, — сказал 16-летний юноша, и под этимпризнанием могли бы подписаться очень многие его сверстники.
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
------------------------- Днорексия — заболевание, наиболеехарактерное для девочек-подростков, испытывающих болезненное желание похудеть и ограничивающих себя ведеили нонсе отказывающихся от нее. |
Исследование
Сексуальные фантазии связаны Сповышением уровня тестостерона не только у взрослеющих мальчиков-тинейджере) в.. Исследования девочек в возрасте от 13 до 16 лет дают сходные результаты; гак, уровень андрогенов (из них тестостерон — самый известный гормон) прямо отражал количество сексуальных фантазий (Чалдини, 2002).