Причины поступления в высшие учебные заведения
Содержательный анализ выбора вуза и специальности, проведенный Ю. В. Вишневским и Л. Я. Рубиной, обнаруживает широкий спектр мотивов. Среди прочих наибольшее количество выборов получили интерес к профессии, выраженные способности к этим областям знания, престиж и авторитет вуза и перспективы найти хорошую работу после окончания. Однако следует отмстить, что существуют определенные расхождения в зависимости от типа направления обучения.
Так, например, у студентов, овладевающих техническими специальностями, главный моти» — избежать службы в армии (33% от числа опрошенных), затем престиж вуза (32%) и лишь На третьем месте — интерес к профессии (31%). Вероятнее все-i о, последний мотив выделили те 23% студентов, которые делали выбор на осноле имеющихся у них способностей именно к этой сфере деятельности и которые учились в специализированных классах и техникумах. Почти каждый второй студент естественнонаучного и гуманитарного профиля выбрал вуз и специальность в соответствии со своими интересами и способностями (56 и 47% у «естественников» и 60 и 43% — у «гуманитариев»). Студенты-экономисты в качестве основных мотивов назвал п престиж, авторитет пуза и перспективы найти хорошую работу но окончании вуза (50 и 41%). Таким образом, очевидна неоднородность мотивов выбора у студентов разного профиля.
Немаловажную роль играют при выборе семейные традиции и желание родителей: в среднем каждый четвертый-пяты и Студент отметил этот факт. Достаточно большое число студен-T°i! (в среднем 15%), принимая решение о продолжении обучения и пузе, монтировались желанием продлить беззаботный Период жизни. Очевидно, что для достаточно большого числа
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
молодых людей учеба и вузе — это способ отсрочки от активного включения во взрослую жизнь.
Причины поступления в средние специальные учебные заведения
Наиболее значимыми при поступлении в профессионально-технические училища, по данным В. С. Собкина, являются причины экономического характера (желание иметь в будущем хороший заработок — 34,3%, стремление быстрее стать самостоятельным и материально независимым — 30,5%) и непосредственная профессиональная ориентация (привлекательность будущей профессии — 29,2%, стремление получить хорошую профессиональную подготовку — 24,7%). Наряду с этим значительная часть учащихся ПТУ (каждый четвертый-пятый) связывает свой выбор с плохой адаптированпостью к системе школьного образования (слабая академическая успеваемость и нарушение социальных отношений — в основном с учителями) (Собкин В. С,
1997).
Однако следует заметить, что мотивы поступления в средние специальные учебные заведения не всегда диктуются вышеназванными причинами. Достаточно часто поступление в ССУЗы объясняется тем, что этим учащимся не удалось поступить в вуз. Так, например, четвертая часть, поступающая в учебные заведения, связанные с отраслями промышленного производства, совершенно не представляет себе характер- этих профессий и по большей части это именно те, кто не поступил в йузы. Соответственно работать но полученной специальности намерены только 20-30 % этих учащихся. Наиболее сознательный выбор профессии делают учащиеся медицинских и педагогических учебных заведений. Они имеют также и наиболее полное представление о профессии и планируют в дальнейшем работать по специальности: выпускники медицинских (74,5%), экономических (53%) и педагогических (48,3%) учебных заведений. При этом в среднем 41,9% учащихся намерены продолжить образование в вузах (Осипов П. Н., 1998).