Мотивация учебной деятельности подростка
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, но и возрастными особенностями учащегося. Успешное формирование учебной мо гивации невозможно без учета онтогенетических факторов развития мотивационной системы личности, закономерной смены доминирующих мотивов, их переструктурирования на различных возрастных этапах, причем наиболее существенно то обстоятельство, что это не простое, «количественное* усложнение, а качественное преобразование всей мотивационной сферы подрастающего человека.
Но мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. И прежде всего это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности.
Статистика -----------------------------
В исследовании А. В. Кирьяковой, изучавшейценностные ориентации школьников, был зафиксирован очень низкий уровень ценности учения, познания у младших подростков. Только 30,3% от числа опрошенных сказали, что им учиться интересно, нравится, при этом 66% из них осознают, что это необходимо. Еще более удручающие цифры были получены па выборке старших подрост-
[Ю Психология подроете»
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
коп и группы старшеклассников:среди старших подростков интересно учится8,1%. а среди старшеклассников — 5 2,4%. 11ри этом чем взрослее школьник, тем в большей степени он осознает, «то учиться необходимо — 75.3 и 81% (Кирьякона А. В., 1991).
Данные исследований довольно убедительно демонстрируют низкую значимость учения и познавательной деятельности в системе ценностных координат современных подростков, при этом критической точкой становитсяпереходный период от подросткового к юношескому возрасту.
Описанные возрастные особенности определяют также и содержательный состав мотивов учебной деятельности подростков. Так, в качестве ведущего мотива учения в средних классах исследователи называютстремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться признания сверстников. С другой стороны, школа для них — это в первую очередь место общения со сверстниками,и тем самым она приобретает ценность. Характерно также, что этот мотив не теряет своей актуальности и в старшем школьном возрасте В исследовании И. В, Дубровиной и ее коллег было обнаружено, что максимальное значение для учащихся старших классовимеет мотив самоутверждения (табл. 10.1), связанный с наличием у старшеклассников потребности в самоуважении,которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. Школьники стремятся к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников.
, * Таблица 10.1
Распределение учащихся по группам ответов, характеризующих отношение tc отметке
Отношение к отметке | Класс, % | Значимость различий | |
6-Й | 9-й | 6-й | |
Показатель зданий | 64,0 | 40.0 | 64,0 |
Важность для дальнейшей учебы | 20.5 | 44,0 | 20,5 |
Стимул | 10,2 | 30.0 | 10.2 |
Показатель учебы для родителей | 20.5 | 14.0 | 20,5 |
Не показатель знаний | — | 16.0 | — |
Показатель различий | 4,0 | — | |
1{ужни другая система | - | К.О |
к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих способностях, а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки (Дубровина И. В. и др.. 1987).
Другим внешним и достаточно действенным мотиватором учения является отметка. Влияние его особенно существенно в младшем школьном возрасте. По данным Л. И. Божопич, она выступает в качестве ведущего мотива обучения более чем у половины младших школьников,притом что познавательные мотивы имеют очень низкую i юбудительную силу на протяжении практически всего младшего школьного возраста (Божо-вич Л. И., 1968). Очевидно, что степень и характер ее воздействия будут в подростковом возрасте иными, при этом существуют значимые различия между младшим и старшим подростковым возрастом.
Исследование пол руководством И. В. Дубровиной (см. табл. 10.1) обнаруживает, что для подавляющего большинства шестиклассников отметка — это в первую очередь показатель знаний (Дубровина И. В. и др., 1987). Такое представление об отметке в значительно меньшей степени распространено среди старшеклассников, где большее количество учащихся отмечает ее важность для дальнейшей учебы, для аттестата. Это особенно важно для тех, как нам кажется, кто намеревается продолжать обучение в вузе, и «хороший» аттестат становится самостоятельным и очень мощным стимулом для учебы. Если в 6-м классе количество высказываний, что оценка это стимул, невелико, то к 9-му классу оно резко возрастает. На вопрос о том, хотели бы они учиться совсем без отметок, большинство старшеклассников отвечают отрицательно, так как без отметоким трудно было бы заставить себя заниматься. В то же время оценка выступает для нихи как ориентир для распределения своих усилий («Без оценок мы бы не знали, по каким предметам надо подтянуться*).
С другой стороны, у девятиклассников появляется отсутствовавшее у шестиклассников критическое отношение к отметке. С ростом способности к рефлексии, к самостоятельности мышления они способны заметить, что отметка не всегда верно отражает знания и бывают несправедливо заниженные и случайные отличные оценки, т.е. на них нельзя ориентироваться полностью. В 9-м классе появляется также ряд высказываний о том, 41 о отметка показывает различия между хорошими и пло-
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
хими учениками, отмена оценок стерла бы все различия между ними, и в этом случае вообще не стоило бы стараться хорошо
учиться.
Кроме того, ученики как 6-го, так и 9-го класса часто считают, что получаемые ими отметки нужны в первую очередь родителям и их одобрение или наказание зачастую является прямым следствием полученных отметок. Школьникам не хо-' чется огорчдть своей учебой родителей, и этот мотив достаточно действенен, например, в исследовании А. В. Кирьяковой его выделила почти половина опрошенных ею старшеклассников (КирьяковаА. В., 1991).