Внешние и внутренние мотивации
котивможет характеризоватьсяне только количественно (по
.принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют интримсивпую, т. с. внутреннюю, и экст-рнненвную, т. е. внешнюю мотивацию. При этом речь идет об ■гношении мотива к содержаниюдеятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется и оз на нательная потребность в процессе учения), то говорит о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата и т. д.), то говорят о внешних мотивах.
Уже классический закон Иеркса—Д одеона, сформулированный несколько десятилетий назад, установил зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следует, что чем выше сила мо-
— внешняя мотивация, при которой значима не деятельность сама но себе, а удовлетворение других потребностей. |
гивации, тем выше результативность деятельности. Однако прямая связь сохраняется лишь До известного предела: если по достижении некоторого опти-
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
ЗаконЙеркса—Додсона--- — чем выше мптииация, тем выше результативность деятельности. Однако прямая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении некоторого оптимального уровни сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать. |
мального уровнясила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать.
Однако, качественная ха-■ рактсристика мотивов чрезвычайноважна, так как, например, на познавательнуюмотивацию рассмотренный выше закон Йеркса—Додсона не распространяете я. Следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивациине приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именное познавательной мотивацией (не с мотивациейуспеха) связывают продуктивную творческую активностьличности в учебномпроцессе (Матюшкип А. М.).
Какого-либо единства взглядов но вопросу о том, чем различается интринсивно и экстринсивномотивированное поведение, до сих нор не существует.Общим длявсех концепции является лишь понимание внутренне мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно г ним связанных целевых состояний, как не могущего быть лишь простым средством достижения инородной по отношению к такому поведению цели.
Мнение ученых
М. Чикжеитмихали также предложил в качестве характеристики и шр и не ив ной могиканин определенное состояние «поток*. «Поток» представляет собой радостное чувствоактивности, когда индивид как бы полностью растворяется в предмете, с которым имеет дело, когда внимание всецело сосредоточивается на занятии, и это заставляет его забывать о собственном Я, т. е. мотив тогда, будет внутренним,когда человек получаетудовлетворение от самой деятельности, когда он полностью погружается в переживание продвигающегося вперед действия (но: X. Хек-хаузен, 1986).
Осознаниеопределяющего значениямотивации для учебной деятельностипривело к формулированию принципа моти вациониого обеспечения учебного процесса (Гребешок О. С).
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности еще труднее, чем формировать действия и операции (Маркова А. К., 1983).