Дисгармония семейных отношений и подросток
11 од дисгармоничной семьей понимается семья, которая не оы-полняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их Личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т. д.
Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родитсльские отношения, к которым подростки очень чувствительны.
Нарушение ролей подростка в семье
Ролепли структура в гармоничной семье должна быть целостной, соглапжаппоп системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармонии-
Глава 8
Лодросток и семья
ных семьях эта структура искажается, ипрежде всего отмечается нарушение позиции ребенка.
I {аиример, ребенок выполняет следующие роли:
- «любимчик* (по выражению Э. Г. Эйдемиллсра, В. Юс-
тицкиса — «расширение сферы родительских чувств») — чрез
мерная концентрация на ребенке; возникает чаше всего тогда,
когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют
родителей (несоответствие характеров,эмоциональная холод
ность и т. д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супру
гов). Нередко при атом мать или (реже) отец, сами не осозна
вая, хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потреб
ности во взаимной исключительной привязанности, которые в
гармоничной семье удовлетворяются в психологических отно
шениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как
правило, противоположного пола) «все чувства!-, «всю любовь».
Нередко мать отказывается от повторного замужества, карье
ры. При наступлении подросткового возрасту родителей воз
никает страх перед самостоятельностью детей, желание удер
жать их. Обычно родители при этом не осознают побудитель
ных мотивов своего поведения;
— -*бэби», «маленький ребенок», («предпочтение в ребен
ке детских качеств») — даже повзрослевшийребенок является
в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Роди
тели стараются игнорировать взрослен не детей, сохранить у них
такие детские качества, как непосредственность, наивность,
игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и
стимулируя развитие психологического инфантилизма.
Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно, Такое
отношение может быть обус-
Психологический инфантилизм — форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития,при которой оказываютсянедоразвитыми как физические, так И психические функции. При этом сохраняется йозмож-кость полнойкомпенсации психического развития в дальнейшем. |
довлевобоязнью родителейпереходить на новую стадию жизненного цикла, семейным взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях;
— «хулигана, «неисправимый», «трудный» и т. и. — а основе этой роли часто лежит «проекция на подростка соб-
I
ственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаше отец) извлекает из этого эмоциональнуювыгоду для себя. Такие родители много иохотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, вто же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой;
—«вундеркинд», «надежда семьи* — в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.).
—«козел отпущения» — ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семы- пли вне семьи. В i кч к >ве этой роли также лежит механизм замещения, позволяю-щий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым и семье часто и является ребенок;
—«судья», «примиритель» — ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто винонат, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000)
Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет) (Трифонова Е. В., 2001). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотиче-рийстиль воспитания, нос высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремле-
Глава 8
Подросток и семья
нии проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена—ребенок», и возникает коалиция «мать—ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа—отца.
Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками
Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрируюших переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.
Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает Негативно*влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, ЭйдемиллерЭ, Г., Юстицкис В. (2000) выделяют дна вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку.
«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе него делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важногои интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родител ьского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращалинедостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применятькарательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гиен на своих детях (Бэроп Р., Ричардсон Д., 1997). Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.
«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку н зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами полрост-
ка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообше мужчинам» или «вообщеженщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужскогопола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевоЙ идентификации, использованиюнеадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
Нарушение коммуникативных процессов
В процессе общения в семье происходят согласование изаим-ных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т. д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Неаффективная коммуникация, состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и неверба-1 [ьного уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых*- для обсуждения тем и т. д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка.
Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдел ьности и от обоих вместе.
Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу Я и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие.
Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая и семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступаю-
Глава 8
Подросток и семья
щих извне сообщений... предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными* (Сатир В., 2001. С. 154).
Усвоенный к родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии военроизподится человеком при создашш собственной семьи.
Патологизирующее семейное воспитание
В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов,адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.
Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении (Личко А. Е., 1979).
Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков
Л. Е. Лнчко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями.
Доминирующая гинерпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эманси-11ации, приводит к резкому противостоя нию сродителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастснической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гинерпротекция, напротив, усиливает астенические черты: трепожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.
«Потворствующая ги пер протекция* (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истерридной акцентуации,так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипер-тнмную акцентуацию.
Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому тину, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга кудовольствиям, праздности, времяпровождению вуличных компаниях и т. д. Подростки конформного типа в условиях ги-'попротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своегоповедения, отсутствия четких и определенных требований.
Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую трапматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоидной акцентуации.
Повышенная моральнаяответственность (i предъявление к подростку высоких требований, которые он нев состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками псЛхо-астенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительныхчерт (Личко А. Е., 1976,1979).
Исследования
Э. Г. Эйдемиллер, В. Юспщкис выявилисуществование «меха-нилмаиатолотаирующего семейного наследования» в дисфункциональныхсемьях «формирования,фиксации И передачи паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от предста-
витслей одних поколений... представителям других (от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т. д., вследствие чего личность, на которой фокусируется патологширующесвоздечил-вис, становится малоспособной к адаптации» (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1998).
Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами,можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семгйных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в частности, что если средипрародителей (дедушки, бабушки) воспитание потипу эмоциональногоотвержения получили ЗЙ%, среди родителей — 54%, то среди детей иподростков - уже 76%.
Прародители часто рсалиэоиывали следующие негармоничные стили воспитании: неразвитость родительских чувств (36%), про-
Глава 8
Подросток и семья
екцию на ребенка собственных нежелаемых качеств (26%), предпочтение у ребенка качеств, не соответствующих его полу (60%) (Эйдемиллер Э. Г.. Юстицкис В., 1998).