Состояние личностной направленности на разных стадиях
Первая стадия (10-11 лет)
Детальное рассмотрение состояния личностной направленности на рачных стадиях подросткового возраста показывает, что для
Таблица 6.1 Половозрастная динамика личностной направленности
Количество учащихся с данным типом направленности, % | |||||||||||||||||||||||
Типы направленности личности | Мальчики | Девочки | Обобщенные данные | ||||||||||||||||||||
Школьники | п Т У | Школьники | П т У | Школьники | п т У | ||||||||||||||||||
млад. | сред. | старш. | я •& о | старш. | млад. | сред. | 3 с | обш. | старш. | млад. | сред. | старш. | обш. | старш. | |||||||||
А-1 | in | а сч | гч | (Ч | IN | со | С1 | гч | о ГА | •я- | ■ч- | ||||||||||||
А-2 | -с ■ч- | Cl | о | с (Ч | ■ч- ■п | СО <ч | "Л п | ID f^ | о ■ч | о Щ | U1 | <ч | OS m | ||||||||||
Б-1 | in | о | f] | ? | г- (Ч | OS | я | эс | •С, (Ч | SO | |||||||||||||
Б-2 | in | Cj | г~ | о ■ч- | (N | u-i | О | ■л m | |||||||||||||||
В | u-i | СП | ■о | г- | in | Ту | г- | u-i | ■ч | -О | |||||||||||||
Г | ж | ГЧ | г- | Ей | т | - | о- | Ту | |||||||||||||||
K'IIXlVllJLTl4 IIU,1
Глава 6
Стадии развития личности подростка
младших подростков характерен самый высокий уровень представлен мости гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией (50%). Причем процент гуманистов-индивидуалистов самый ВЫСОКИЙкак у девочек (54%), так и у мальчиков (46%). Здесь, с одной стороны, мы имеем дело с «остаточными* явлениями предыдущего возрастного периода, когда ведущую роль играл iipoi iecc социализации, при котором главное значен не для ребенка имело псе внешнее: окружающий мир, люди и i. д. М ногис отечестве! i и ые психологи отмечают, что младшие школьники с готовностью откликаются на все ВИДЫсовместной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, Ориентированына интересы коллектива, что они более, чем в другой период развития, «коллективисты», хотя их «коллективизм» и носит несколько поверхностный характер и заключаст-ся в желании быть со всеми вместе (гуманистическая направленность). С другой стороны, в этом возрасте начинаетвступать в силу процесс индивидуализации с переносом акцентов с общества i ia саму личность и со всеми вытекающими из этого последствиями (индивидуалистическая акцентуация).
Этими же тенденциямиобъясняется и i |редставлснность в 10-11 лет эгоистической направленности с обоими видами акцентуации. Количество учащихся с эгоистической направленно-С11.ю индивидуалистической акцентуации (8%) несколько ниже среднего по всему подростковому возрасту (1()"ь) п cymccTiU'ifiio ниже по сравнению со следующей возрастной стадией (26%).
В то же время внутри данной Стадииподросткового возраста были выявлены значительные различия между мальчиками и девочкам и. Например, средний показатель по гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (12%) получен только «за счет» девочек. Девочек с таким типом-направленности на данной стадии — 23%, «альтруистов »-мальч и -ков выявлено не было.
Есть различия и в представленное™ девочек и мальчиков с гуманистической направленностью индивидуалистической ■акцентуации (54 и 46% соответственно). Противоположная картина наблюдается в эгоистической направленности с обоими типами акцентуации: мальчиков с таким типом направленности 30%, девочек — только8%.
В целом причина выявленного факта, на наш взгляд, состоит в том, что подросток испытывает серьезные сложности,
вступая в новый период своего развития. При атом часть детей (в большей степени это касается мальчиков) не может «вписаться» в новую социальную ситуацию.
С одной стороны, те привычные социальные роли, которые играл ребенок ранее, становятся ему «малы*, он «вырастает» из них, начинает ощущать себя личностью (равноправнойравнозначной личности взрослого) претендуя на признание со стороны окружающих своей «взрослости*, хотя и осознает себя еще не полностью равным взрослому. Но стремление «самоутвердиться во чтобы то ни стало*, даже путем конфронтации с обществом, приводит к отрицательной реакции взрослых, их негативной оценке. Однако возросшие способности к рефлексии дают возможность подростку давать оценку себе, ориентируясь уже и на собственные суждения. Отсюда ~ формирование эгоистической направленности, когда личность положительно относится к самой себе, отрицая окружающих, п данном случае по той причине, что окружающие не признают ее ценности. Не случайно эгоистов средимладших подростков-мальчиков — 30% (у девочек — лишь 8%). В тех же случаях, когда подросток сталкивается с отрицательнойоценкой окружающих его личности при еще недостаточно развитой способности к рефлексии, он нередко переносит негативную оценку своегопоступка на оценку своей личности в целом, что приводит к депрессивной направленности (15%). А 9% детей характеризуются суицидальной направленностью. Причем «обладателями»
данного типа направленности являются только мальчики, имеющие серьезные сложности в семье (пьющие родители, применяющие физические наказания, при отсутствии интереса к ребенку, теплоты во взаимоотношениях с ним и т. д.).
И хотя об устойчивой, сформировавшейся направленности личности у младших подростков говорить рано (как и самооценка и оценка подростком окружающих, она носит в большей степени ситуативный характер), все же представляется возможным указать некоторые устойчивые тенденци и отношения младших подростков к себе и к другим: оставаясь в целом ориентированным на общество, на коллектив, особый интерес у подростка начинает вызывать собственная личность.
Вторая стадия (12-13 лет)
На средней стадии (в 12-13 лет) усиливается влияние процесса индивидуализации, притом что сам по себе процент «инди-
Глава 6
Стадии развития личности подростка
видуалистов» возрастает незначительно: с 58% у младших подростков до 61 % на средней стадии развития. На данной стадии существенно увеличивается количество детей с эгоистической направленностью с индивидуалистической акцентуацией (на 18%), одновременно уменьшается число подростков, обладающих гуманистической направленностью с индивидуалистической акцентуацией (на 15%).
Причины такого «перераспределения* в целом видятся в неблагоприятной для подростков обстановке, усугубившейся в школе с самоупразднениемученических общественных организаций. Если и до этого растущему человеку общество предлагало ограниченное число видов деятельности для адекватного удовлетворения чувства «взрослости», то в настоящее время количество значимых для подростка сфер деятельности в школе практически сведено к нулю, что в целом усиливает «кри-зисность» подросткового возраста.
На данной стадии развития появляется значительное число мальчиков, обладающихгуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией — 15% (на младшей стадии подростков- мальчиков с таким типом акцентуации выявлено не было), и существенно снижается количество подростков, обладающих депрессивной направленностью (в целом с 15 до 4%).
Наиболее неблагоприятное изменение направленности наблюдается у девочек. Если среди девочек 10-11 лет было выявлено лишь 8%, обладающих эгоистической направленно-с i ью личности, то в 12-13 лет девочки-«эгоистки» составляют 41 %, т. е. почти половина девочекстановится отрицательно направленной по отношению к обществу. Число девочек е данным типом направленности врастет* в основном за счет уменьшения их количества с гуманистической направленностью индивидуалистической акцентуации. Известно, что девочки всегда были в большей степени, чем мальчики, «общественницы», чаще, чем мальчики, занимали «руководящие посты» в пионерской (и далее в комсомольской) организации. Поэтому в сложившейся к настоящему времени ситуации в школе наиболее «обделенными» оказались именно они, т. е. самоупразднение школьных общественных организаций «больнее» всего «ударило» по девочкам.
Девочкам еще труднее, чем мальчикам, оказывается сейчас найти адекватные способы самоутверждения. Если маль-
чикам все же удается найти способы самоутверждения, хотя и неоднозначно приветствуемые обществом: индивидуально-коммерческая деятельность (мытье машин, продажа газет и т. д.), то для девочек таких способовпрактически не существует. То есть способы самоутверждения, которые они находят, присутствовали и раньше, но в значительно меньших количествах (внешнее подражание взрослым: косметика, одежда, формы поведения ит. д. или «пристраивание» к мужским компаниям, что ведет к появлению у части девочек маскулинных черт, с одной стороны, и к появлению еще более раннего интереса к лицам противоположного пола — с другой). В целом же такие формы поведения выглядят либо комично, либо уродливо, что, безусловно, не находит поддержки среди взрослых и подчас осмеивается сверстниками. Таким образом, общество, в которое вступают девочки и для блага которого готовы приложить свои силы, почти ничего им на данный момент не может предложить, однозначно отвергая найденные ими самими способы самоутверждения. В конечном итоге это оборачивается тем, что, пытаясь сохранить в своем представлении свою самоценность, часть девочек меняет свое отношение к обществу. В итоге 2% девочек в 12-13 лет приходят ксуицидальной направленности.
Третья стадия (14-15 лет)
В старшем подростковом возрасте, как и на предыдущих его стадиях, ведущее место занимает процесс индивидуализации. Однако постепенно вступающий в силу процесс социализации «заставляет» несколько менять ориентации растущего человека:наряду с интересом к собственной личности появляется особый интерес и к окружающему. Не случайно здесь сокращается количество детей с. индивидуалистической акцентуацией. Одновременно более чем в 2 раза увеличивается процент 14-15-летних с гуманистической направленностью альтруистической акцентуации (41%, а у «средних» подростков - 20%). На 9% уменьшается число подростков с эгоистической направленностью эгоцентрической акцентуации.
При этом вновь обнаруживаются сущестненные различия в личностной направленности мальчиков и девочек. Так, среди Девочек 84% — обладательницы гуманистической направленности, из и их 58%-с альтруистической акцентуацией и 15%-£ Индивидуалистической. Мальчиков с данным типом направ-
Глава 6
Стадии развития личности подростка
ленности было выявлено тоже значительное число: 60%, однако «перевес*но сравнению с девочками в сторону индивидуализма; 40% из них - обладатели гуманистической направленности с индивидуалистичеекой акцентуацией и 20% - альтруистов.
Почти у половины мальчикоь{4 0%) была выявлена эгоистическая направленность: у 30% - с индивидуалистической акцентуацией, у 10% - с эгоцентрической. Девочек же с таким типом направленности выявлено не было.
Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что к старшему подростковому возрасту существенно возрастает количество подростков, обладающих суицидальной направленностью (9%, а на предыдущей стадии развития — 1%), причем существенным является то, что этот процент получен только «за счет» девочек (17% обследованных депочек обладают суицидальной направленностью). Причины выявленного факта, скорее всего, не возрастные, а социально-экономические, порождающие ощущения бесперспективности, -гбезбудущности» у части молодых людей, стоящих перед выбором дальнейшего нуга.
Резюме
Процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет равные уровни социальною созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличаетсясложными сдвигами, прерывистостью тенденций,глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сепзитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза но отношению к социальномуразвитию, формированию личностного самоопределении растущих людей.
Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, чтоуже на рубеже между девятью и десятью годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности но взрослом мире, которыйосознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его Я ныступае1 наравне с другими. Для ребенка н это время типично стремление быгь взрослым, желание выйти из кругаотношений с близкими людьми а круг широких общественных отношений.
Осознание себя как личности, о тличпой от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравствен но- психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личное i
ных качеств и качеств другаялюдей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих помимо всего прочего обостренное понятие ребенком чувства долга. Главное для 10-11-летпего подростка — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я толю взрослый»,«я имеете со всеми». Отсюда поиск конкретных дед.очличающихся реально взрослым характером, поиск таких ВИДОВ деятельности,которые имеют социальное признание и получают социальную оценку.
Накопление объема разных форм социально признаваемых дел р приводит на второй стадии данногопериода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимальномразвития.
Данная стадия характеризуется формированием НОВОГОуровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом.
Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальнойответственности как ВОЗМОЖНОСТИотвечать за себя па уровне взрослого,актуализации себя в других, кпоискам выхода за пределы самого себя, когда Я не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу - «я для всех», что формируетсознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе: выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе.
Формирокание готовностик функционированию в обществе порождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в ■ 4-15 лет, стремление проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предмет но-практической деятельности,обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Вопросы к главе--------------------------------------------- ___________
1. Какой комплекс реальных мероприятий вы можете предложить для того, чтобы изменить современную позицию взрослого сообщества по отношениюк детствуи противостоять влиянию на подростка фашистских, экстремистских и уголовных организаций? Можно ли и а нашей стране создать «нравственное сито», суще-
Глава 6
— Дидактическая доминанта — организацияпроцесса школьного образованияна основе приоритетаметодой запоминания, многокргпhoi оповторения и закрепления учебной информации, общих || частныядействий и способов учебной работы. |
ствующее в США и Японии и регулирующее взаимоотношения взрослых и детей? Какова должна быть роль психологов в такого рола мероприятиях?
2. Если йы вы был и школьным психолитм, то какой вид социально-значимой деятельности вы предложили бы организовать для учеников, с тем чтобы она соотвстствоиала стадиям развития личности в подростковом периоде?
3. Можно ли типологию личностной направленности, представленнуюв данной главе, применить к другим возрастным категориям? Можно ли выделить дополнительные типы или подтипы при созданийтипологии личностной направленностидля перио взрослости?
Ключевые понятия и термины
Самосознание
Самоопенка
Личностная рефлексия
Социальная актинность
Нравственные идеалы
Личностная Направленность
Гуманистическая направленностьличности
Эгоистическаянаправленность личности
Депрессивнаянаправленность личности
Суицидальная направленность личности
Динамики личностной направленности
Глава 7
Подросток и школа
Образовательная система и развитие личности подростка
На протяжении десятилетия школа активно участвует впроцессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей для любой образовательной системы цели, которая заключается и обучении, воспитании и развитии личности.
К сожалению, в современнойшколе соотношение этих компонентов не всегда понимается как комплексная задача. В настоящее время налицоимеется явный Дисбалансвг> внимании кинтеллектуальному и личностному развитию школьника, при Весомненномперевесе первого аспекта. Более того, сама проблема «развития» зачастую как отдельная задача осознанно вообще не вычленяется, а понимается как накопление знаний,умений и навыков. Псе это отражает существование в современной школе дидактической доминанты, которая реализуется в школьной практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознанииучительства (Реан А. А., 1999).
Однако школьное развитиечеловека как личности и как субъекта деятельности обязательно предполагает формирование личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению.
Такое формирование лич-ностивозможно только за счет
Глава 7
Подросток и школа
— Зона ближайшего развития —область находящихся в стадиисозреваний психических процессе»,определяющая перспективу развития ребенка. |
Смысловой барьер |
развития различных психологических компонентов:
1) интеллекта;
2) эмоциональной сферы;
3) устойчивости к стрессорам;
4) уверенности всебе и самопринятия;
5) позитивного отношения к-миру и принятиядругих;
6) самостоятельности иавтономности;
7) мотивации самоактуализации и самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития.
Общение подростка в школе
—формапроявления отрицательных аффективных пере-жнваний, возникающих вследствие разного отношения щкольщига И взрослогок одному и тому же поступку или поведению. Ученик начинает неадекватновоспринимать отношение педагога к себе, считая его несправедливым в кажаом случае взаимо-действия.Наиболее часто «смысловой барьер» возникает в связи с отсутствием анализа учителем подлинных причин поступка ученика на основе отрицательныхэмоциональных переживаний школьника в результате незаслужен нот наказании и постоянных повторении педагогом одних и тех же мер воздейстоия. |
Анализ современного педагогического процесса (Психологические программы развития личности,1995) показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлетворена.Это обстоятельство ведет к формированию поиышен-ной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой,со сложностями в личностном развитии, вустановлении межличностных контактов,мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.
Б результате нарушения межличностного взаимодействия между учителями иподростками формируется смысловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности,
грубости и негативизме по отношению к взрослым. Подросток не в состоянии разрушить его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высоким уровнем рефлексивности, чтобы проанализировать сло-
жившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя.
Развитиеличности подростка в системе обучения предполагает опору не только науже сформировавшиеся сторо-j i ы его личности, но и натс, которые находятся еще а стадии сшревапин, на *.шпу ближайшего развития»ребенка.
«Зонаближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития* (Выготский Л. С, 1956).
Для подростка «зона ближайшего развития* - это сотрудничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии (Дубровина И. В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценности, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируются общие взгляды па жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает определенный смысл.
Идеальный учитель
«Хороший» учитель неозначает «покладистый». Некоторые изсамых лучших преподавателейоказываются и самыми требовательными. Хороший учитель делает учебу интересной, он умеету влечь школьников своим пред мегом. Хороший учитель вдохновляет учеников, и память о нем остается на всю жизнь. В исследованиях, проведенных среди подростков (Костро-мина С. 11., Нагаева Л. Г., 2001), учащимся восьмых классов было предложено составить образ идеального учителя. Для этого они должны были проран жировать различные интеллектуальные иэмоциональные качества, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в личности преподавателя. Список качестввключал в себя следующие характеристики:
—интеллектуальные:помогает в учебе, интересно объясняет, поощряет самостоятельность и творчество, не скупится напохвалу, имеет большой педагогический опыт работы;
—эмоциональные:понимает учащегося, честный (искренний), справедливый, тактичный,веселый (оптимист).
Глава 7
Подросток и школа
Результаты исследования представлены на рис. 7.1.
Как видно из рисунка, на первом месте среди личностных качеств стоит честность (искренность), а последующие места занимают интеллектуальные качества всоответствующем порядке: интересное объяснение материала, помощь и учебе, а также поощрение учителем самостоятельности и творчества. Опыт педагогической деятельности дляподростком не имеет большого значения.
□ Интеллектуальные качества ■ Эмоциональные качества |
е I |
о о |
По результатам исследования (Реан А. Л., 2000), ведущимидескрипторами, образующими социально-перцептивный портрет учителя, оказалисьследующие: ворчливый (57%), ответственный (47,4%), несправедливый (47,4%), властный (39,5%), аккуратный (39,5%), двуличный (38.6%), дисциплинированный(37,7%), слабовольный (36,8%), мудрый (36,8%) и агрессивный (36,8%). Портрет оказался относительно сбалансированным по позитивным и негативным качествам, причем в число ведущих дескрипторов попали такие качества, как ответственность, аккуратность, дисциплинированность и мудрость. В то же время настораживающим и опасным представляется то обстоятельс гво,что в первую десятку дескрипторов.
4,Ь' 4> | ||||||||
1 Я. | ||||||||
3-2,5-2-1,5- \ . | - | |||||||
1^ | ||||||||
0 5 | ||||||||
0- |
s 3
II
Рис. 7.1. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоциональных качеств идеального педагога в глазах школьников
on исывающих типичного учителя, попали такие качества, как несправедливость, двуличность и агрессивность. Вряд ли подобное представление об учителе можно объяснить обычным конфликтом поколений. Учитель ведь не просто представитель другого поколения. Это прежде всего человек, от которого в существенной мере (во всяком случае по замыслу) зависит эффективность воспитания, развития и социализации личности- Через него происходит контакт и усвоение общественных норм и правил, условий функционирования общества, в которых живет и развивается подрастающее поколение.
Интересно, что восприятие подростками другой социально-профессиональной группы (работники милиции), также призванной для сохранения общественных устоев, формирования правосознания и правопослушности личности, частично совпадает с представлениями школьников о педагогах.
Ведущими дескрипторами, образующими социально-перцептивный портрет работника милиции, оказываются следующие (Реан А. А., 2000): жестокий (5§,7%), агрессивный (57%), подозрительный (51,8%), недоверчивый (50,9%), властный (50%), озлобленный (40,4%), бездушный (37,7%), равнодушный (36%), несправедливый (35,1%), мржчиый (35,1%). Нетруднозаметить, что социально-перцептивный образ действующего работника милиции является исключительно негативным. Трудно объяснить такое восприятие «стражей порядка*- особенностями их профессии, даже если принять во внимание, что подозрительность и недоверчивость просто являются отражением осо-«шюстей профессиональной деятельности милиционеров и входят в разряд качеств, необходимых для ее успешного осуществления. Негативная роль такого социально-перцептивно-i стереотипа в первую очередь может сказываться на эффективности правового воспитания подрастающего поколения, а в более общем плане на успешности правовой социал изации личности.
Можно полагать, что выявленный и описанный социаль-о-перцептивный стереотип работника милиции, с одной стороны, является следствием, а с другой стороны, также и причиной правового нигилизма россиян.
Сами учителя представляют образ идеального педагога, которому они хотели бы соответствовать, так. Первое место, по
Глава 7
Подросток и школа
их мнению, должно занимать поощрение самостоятельности и творчества учащихся. Кроме того, по мнению педагогов, Дляучителя очень важно быть справедливым(справедливо поощрять и наказы иать), а также понимать ребенка и вести себя по отношению к нему тактично. Эмоциональный нас грой при этом не имеет решающего значения. Дети же придают большее значение честности и искренности учителей. Для них это не просто личностное качество. Это некая мерка, которая отражает их отношение к человеку. Именно в этом возрасте тяжелее всего пережинается неискренность и предательство. Именночестность и HCKpeiшость в большей степени ценятся, а их отсутствие осуждается. Наглядно выявленные отличия хорошо видны па диаграмме (рис. 7.2).
Для того чтобы успешно взаимодействовать с подростками, хороший учитель должен обладать:
—эмоциональной устойчивостью;
—эмоциональной зрелостью;
—коммуникативной компетентностью.
Как показывают исследования,лучшими вдействительности являются учителя, которые ладят в коллективе, у которых благополучная личная жизнь,которые пользуются любовью и одобрением окружающих (Пучкова Е. Б., 19!№).
Учителя играют огромную роль в развитиисоциальной зрелости и идентичное ш подростков, ичем лучше отношениямежду ними — тем сильнее это влияние (Раис. Ф, 2000).
Эмоциональное поле \ Интеллектуальноеполя
I Образ педагога глазами ребенка |
Понимает учащегося |
Ин гересно обьисняет |
оОбраз педагога глазами учителей |
Поощряет самостоятельность и творчество |
Искренний |
Не скупится на похвалу |
Справедливо поощряет и наказывает |
Имеет большой педагогический стаж |
5-г- Помогает в учебе
Идеальный ученик
Исследования, проведенные среди учителей (Костромина С. Н., Нагаева Л. Г., 2001), в которых им было предложено проранжи-ровать различные интеллектуальные и эмоциональныекачества подростка по степени их значимости для успешного обучения в школе, выявили определенные предпочтения средипедагогов. И списке качеств были представлены следующие характеристики подростков:
— интеллектуальные: любознательный, ответственный (сознательный и дисциплинированный), стремится к успехам в учебе, самостоятельный, творческий и сообразительный;
■— эмоциональные: чуткий, отзывчивый, скромный, честный, инициативный, общительный.
Результаты исследования представлены на рис. 7.3. Наибольшее предпочтение отдается таким интеллектуальным качествам учеников, как самостоятельность и проявление творчества. Среди эмоциональных качеств на первом месте стоит честность (искренность). Таким образом, подобно тому как и ученик!! хотели бы. чтобы их преподаватель был по отношению к ним прежде всего честным, так и педагоги ждут от них того же.
D Интеллешуальные качества
■ Эмоциональные качества
о О |
i b E " ! |
и
Рис.7.2. Образ идеального учителя глазами школьников и учителей
с. 7.3. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоциональных качеств идеального ученика глазами педагогов ,
Глава 7
Подросток и школа
По мнению самих подростков, наиболее значимые качества, которыми должен обладать ученик, — это общительность и скромность. Наибольшие расхождения в представлениях обнаруживаются по качествам чуткость (отзывчивость), честность, самостоятельность и проявления творчества, а также любознательность. Они значительно больше ценятся учителями, чем детьми.
В целом же идеальный образ ученика средней школы в сознании учителей и подростков выглядит следующим образом: