Состояние личностной направленности на разных стадиях

Первая стадия (10-11 лет)

Детальное рассмотрение состояния личностной направленно­сти на рачных стадиях подросткового возраста показывает, что для

Таблица 6.1 Половозрастная динамика личностной направленности

Количество учащихся с данным типом направленности, %
Типы направленности личности Мальчики Девочки Обобщенные данные
Школьники п Т У Школьники П т У Школьники п т У
млад. сред. старш. я •& о старш. млад. сред. 3 с обш. старш. млад. сред. старш. обш. старш.
А-1     in а сч гч     IN со С1 гч о ГА •я- ■ч-    
А-2 -с ■ч- Cl о с (Ч ■ч- ■п СО <ч "Л п ID f^ о ■ч о Щ U1 OS m  
Б-1 in   о f] ?     г- (Ч     OS я эс •С, (Ч   SO  
Б-2 in     Cj         г~ о ■ч- (N   u-i О ■л m
В u-i СП     ■о г- in Ту     г-     u-i ■ч      
Г ж               ГЧ г- Ей     т - о- Ту    
                                               

K'IIXlVllJLTl4 IIU,1



Глава 6

Стадии развития личности подростка




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru младших подростков характерен самый высокий уровень пред­ставлен мости гуманистической направленности с индивидуали­стической акцентуацией (50%). Причем процент гуманистов-индивидуалистов самый ВЫСОКИЙкак у девочек (54%), так и у мальчиков (46%). Здесь, с одной стороны, мы имеем дело с «ос­таточными* явлениями предыдущего возрастного периода, ког­да ведущую роль играл iipoi iecc социализации, при котором глав­ное значен не для ребенка имело псе внешнее: окружающий мир, люди и i. д. М ногис отечестве! i и ые психологи отмечают, что млад­шие школьники с готовностью откликаются на все ВИДЫсовмест­ной деятельности, с большим желанием помогают друг другу, Ориентированына интересы коллектива, что они более, чем в другой период развития, «коллективисты», хотя их «коллекти­визм» и носит несколько поверхностный характер и заключаст-ся в желании быть со всеми вместе (гуманистическая направлен­ность). С другой стороны, в этом возрасте начинаетвступать в силу процесс индивидуализации с переносом акцентов с обще­ства i ia саму личность и со всеми вытекающими из этого послед­ствиями (индивидуалистическая акцентуация).

Этими же тенденциямиобъясняется и i |редставлснность в 10-11 лет эгоистической направленности с обоими видами ак­центуации. Количество учащихся с эгоистической направленно-С11.ю индивидуалистической акцентуации (8%) несколько ниже среднего по всему подростковому возрасту (1()"ь) п cymccTiU'ifiio ниже по сравнению со следующей возрастной стадией (26%).

В то же время внутри данной Стадииподросткового возра­ста были выявлены значительные различия между мальчика­ми и девочкам и. Например, средний показатель по гуманисти­ческой направленности с альтруистической акцентуацией (12%) получен только «за счет» девочек. Девочек с таким типом-на­правленности на данной стадии — 23%, «альтруистов »-мальч и -ков выявлено не было.

Есть различия и в представленное™ девочек и мальчиков с гуманистической направленностью индивидуалистической ■акцентуации (54 и 46% соответственно). Противоположная картина наблюдается в эгоистической направленности с обо­ими типами акцентуации: мальчиков с таким типом направлен­ности 30%, девочек — только8%.

В целом причина выявленного факта, на наш взгляд, со­стоит в том, что подросток испытывает серьезные сложности,

вступая в новый период своего развития. При атом часть детей (в большей степени это касается мальчиков) не может «вписать­ся» в новую социальную ситуацию.

С одной стороны, те привычные социальные роли, кото­рые играл ребенок ранее, становятся ему «малы*, он «выраста­ет» из них, начинает ощущать себя личностью (равноправнойравнозначной личности взрослого) претендуя на признание со стороны окружающих своей «взрослости*, хотя и осознает себя еще не полностью равным взрослому. Но стремление «са­моутвердиться во чтобы то ни стало*, даже путем конфронта­ции с обществом, приводит к отрицательной реакции взрослых, их негативной оценке. Однако возросшие способности к реф­лексии дают возможность подростку давать оценку себе, ори­ентируясь уже и на собственные суждения. Отсюда ~ форми­рование эгоистической направленности, когда личность поло­жительно относится к самой себе, отрицая окружающих, п данном случае по той причине, что окружающие не признают ее ценности. Не случайно эгоистов средимладших подростков-мальчиков — 30% (у девочек — лишь 8%). В тех же случаях, когда подросток сталкивается с отрицательнойоценкой окружающих его личности при еще недостаточно развитой способности к рефлексии, он нередко переносит негативную оценку своегопоступка на оценку своей личности в целом, что приводит к депрессивной направленности (15%). А 9% детей характеризу­ются суицидальной направленностью. Причем «обладателями»

данного типа направленности являются только мальчики, име­ющие серьезные сложности в семье (пьющие родители, приме­няющие физические наказания, при отсутствии интереса к ре­бенку, теплоты во взаимоотношениях с ним и т. д.).

И хотя об устойчивой, сформировавшейся направленно­сти личности у младших подростков говорить рано (как и само­оценка и оценка подростком окружающих, она носит в боль­шей степени ситуативный характер), все же представляется воз­можным указать некоторые устойчивые тенденци и отношения младших подростков к себе и к другим: оставаясь в целом ори­ентированным на общество, на коллектив, особый интерес у подростка начинает вызывать собственная личность.

Вторая стадия (12-13 лет)

На средней стадии (в 12-13 лет) усиливается влияние процес­са индивидуализации, притом что сам по себе процент «инди-



Глава 6

Стадии развития личности подростка




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru видуалистов» возрастает незначительно: с 58% у младших под­ростков до 61 % на средней стадии развития. На данной стадии существенно увеличивается количество детей с эгоистической направленностью с индивидуалистической акцентуацией (на 18%), одновременно уменьшается число подростков, обладаю­щих гуманистической направленностью с индивидуалистиче­ской акцентуацией (на 15%).

Причины такого «перераспределения* в целом видятся в неблагоприятной для подростков обстановке, усугубившейся в школе с самоупразднениемученических общественных органи­заций. Если и до этого растущему человеку общество предлага­ло ограниченное число видов деятельности для адекватного удовлетворения чувства «взрослости», то в настоящее время количество значимых для подростка сфер деятельности в шко­ле практически сведено к нулю, что в целом усиливает «кри-зисность» подросткового возраста.

На данной стадии развития появляется значительное число мальчиков, обладающихгуманистической направленностью с альтруистической акцентуацией — 15% (на младшей стадии под­ростков- мальчиков с таким типом акцентуации выявлено не было), и существенно снижается количество подростков, обла­дающих депрессивной направленностью (в целом с 15 до 4%).

Наиболее неблагоприятное изменение направленности наблюдается у девочек. Если среди девочек 10-11 лет было выявлено лишь 8%, обладающих эгоистической направленно-с i ью личности, то в 12-13 лет девочки-«эгоистки» составляют 41 %, т. е. почти половина девочекстановится отрицательно на­правленной по отношению к обществу. Число девочек е данным типом направленности врастет* в основном за счет уменьше­ния их количества с гуманистической направленностью инди­видуалистической акцентуации. Известно, что девочки всегда были в большей степени, чем мальчики, «общественницы», чаще, чем мальчики, занимали «руководящие посты» в пионер­ской (и далее в комсомольской) организации. Поэтому в сло­жившейся к настоящему времени ситуации в школе наиболее «обделенными» оказались именно они, т. е. самоупразднение школьных общественных организаций «больнее» всего «удари­ло» по девочкам.

Девочкам еще труднее, чем мальчикам, оказывается сей­час найти адекватные способы самоутверждения. Если маль-

чикам все же удается найти способы самоутверждения, хотя и неоднозначно приветствуемые обществом: индивидуально-ком­мерческая деятельность (мытье машин, продажа газет и т. д.), то для девочек таких способовпрактически не существует. То есть способы самоутверждения, которые они находят, присутство­вали и раньше, но в значительно меньших количествах (внеш­нее подражание взрослым: косметика, одежда, формы поведе­ния ит. д. или «пристраивание» к мужским компаниям, что ве­дет к появлению у части девочек маскулинных черт, с одной стороны, и к появлению еще более раннего интереса к лицам противоположного пола — с другой). В целом же такие формы поведения выглядят либо комично, либо уродливо, что, безус­ловно, не находит поддержки среди взрослых и подчас осмеи­вается сверстниками. Таким образом, общество, в которое всту­пают девочки и для блага которого готовы приложить свои силы, почти ничего им на данный момент не может предложить, однозначно отвергая найденные ими самими способы самоут­верждения. В конечном итоге это оборачивается тем, что, пы­таясь сохранить в своем представлении свою самоценность, часть девочек меняет свое отношение к обществу. В итоге 2% девочек в 12-13 лет приходят ксуицидальной направленности.

Третья стадия (14-15 лет)

В старшем подростковом возрасте, как и на предыдущих его стадиях, ведущее место занимает процесс индивидуализации. Однако постепенно вступающий в силу процесс социализации «заставляет» несколько менять ориентации растущего челове­ка:наряду с интересом к собственной личности появляется осо­бый интерес и к окружающему. Не случайно здесь сокращается количество детей с. индивидуалистической акцентуацией. Од­новременно более чем в 2 раза увеличивается процент 14-15-летних с гуманистической направленностью альтруистической акцентуации (41%, а у «средних» подростков - 20%). На 9% уменьшается число подростков с эгоистической направленно­стью эгоцентрической акцентуации.

При этом вновь обнаруживаются сущестненные различия в личностной направленности мальчиков и девочек. Так, среди Девочек 84% — обладательницы гуманистической направлен­ности, из и их 58%-с альтруистической акцентуацией и 15%-£ Индивидуалистической. Мальчиков с данным типом направ-



Глава 6

Стадии развития личности подростка




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru ленности было выявлено тоже значительное число: 60%, одна­ко «перевес*но сравнению с девочками в сторону индивидуа­лизма; 40% из них - обладатели гуманистической направлен­ности с индивидуалистичеекой акцентуацией и 20% - альтру­истов.

Почти у половины мальчикоь{4 0%) была выявлена эгоис­тическая направленность: у 30% - с индивидуалистической акцентуацией, у 10% - с эгоцентрической. Девочек же с таким типом направленности выявлено не было.

Серьезное беспокойство вызывает тот факт, что к старше­му подростковому возрасту существенно возрастает количество подростков, обладающих суицидальной направленностью (9%, а на предыдущей стадии развития — 1%), причем существен­ным является то, что этот процент получен только «за счет» девочек (17% обследованных депочек обладают суицидальной направленностью). Причины выявленного факта, скорее всего, не возрастные, а социально-экономические, порождающие ощу­щения бесперспективности, -гбезбудущности» у части молодых людей, стоящих перед выбором дальнейшего нуга.

Резюме

Процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет рав­ные уровни социальною созревания, фиксируемые в последова­тельных стадиях становления личности. Этот процесс отличает­сясложными сдвигами, прерывистостью тенденций,глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко прояв­ляется особая пластичность и сепзитивность определенных ста­дий этого важного периода онтогенеза но отношению к социаль­номуразвитию, формированию личностного самоопределении растущих людей.

Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, чтоуже на рубеже между девятью и десятью годами появляется тен­денция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности но взрослом мире, которыйосозна­ется не просто как совокупность знакомых людей, а как соци­альный организм, где его Я ныступае1 наравне с другими. Для ребенка н это время типично стремление быгь взрослым, жела­ние выйти из кругаотношений с близкими людьми а круг широ­ких общественных отношений.

Осознание себя как личности, о тличпой от других людей, порож­дает особый интерес ребенка к своим нравствен но- психологиче­ским особенностям и потребность в оценке собственных личное i

ных качеств и качеств другаялюдей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих помимо все­го прочего обостренное понятие ребенком чувства долга. Главное для 10-11-летпего подростка — получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я толю взрослый»,«я име­ете со всеми». Отсюда поиск конкретных дед.очличающихся ре­ально взрослым характером, поиск таких ВИДОВ деятельности,которые имеют социальное признание и получают социальную оценку.

Накопление объема разных форм социально признаваемых дел р приводит на второй стадии данногопериода, в 12-13 лет, к раз­вертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наибо­лее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социаль­но одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимальномразвития.

Данная стадия характеризуется формированием НОВОГОуровня самосознания ребенка как осознания себя в системе обществен­ных отношений, осознания себя общественно значимым суще­ством, субъектом.

Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социаль­нойответственности как ВОЗМОЖНОСТИотвечать за себя па уров­не взрослого,актуализации себя в других, кпоискам выхода за пределы самого себя, когда Я не растворяется в системе взаи­мосвязей, а проявляет силу - «я для всех», что формируетсозна­тельное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе: выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе.

Формирокание готовностик функционированию в обществе по­рождает на следующей, третьей стадии подросткового периода, в ■ 4-15 лет, стремление проявить себя, что ведет к осознанию сво­ей социальной приобщенности, активному поиску путей и реаль­ных форм развития предмет но-практической деятельности,обо­стряя потребность растущего человека в самоопределении, само­реализации.

Вопросы к главе--------------------------------------------- ___________

1. Какой комплекс реальных мероприятий вы можете предложить для того, чтобы изменить современную позицию взрослого сооб­щества по отношениюк детствуи противостоять влиянию на под­ростка фашистских, экстремистских и уголовных организаций? Можно ли и а нашей стране создать «нравственное сито», суще-



Глава 6



           
  Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
    Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
    Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
    Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru

— Дидактическая доминанта — организацияпроцесса школьного образованияна основе приоритетаметодой запоминания, многокргпhoi оповторения и закрепления учебной информации, общих || частныядействий и спосо­бов учебной работы.

Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru ствующее в США и Японии и регулирующее взаимоотношения взрослых и детей? Какова должна быть роль психологов в такого рола мероприятиях?

2. Если йы вы был и школьным психолитм, то какой вид социаль­но-значимой деятельности вы предложили бы организовать для учеников, с тем чтобы она соотвстствоиала стадиям развития лич­ности в подростковом периоде?

3. Можно ли типологию личностной направленности, представ­леннуюв данной главе, применить к другим возрастным катего­риям? Можно ли выделить дополнительные типы или подтипы при созданийтипологии личностной направленностидля перио взрослости?

Ключевые понятия и термины

Самосознание

Самоопенка

Личностная рефлексия

Социальная актинность

Нравственные идеалы

Личностная Направленность

Гуманистическая направленностьличности

Эгоистическаянаправленность личности

Депрессивнаянаправленность личности

Суицидальная направленность личности

Динамики личностной направленности

Глава 7

Подросток и школа

Образовательная система и развитие личности подростка

На протяжении десятилетия школа активно участвует впро­цессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на до­стижение общей для любой образовательной системы цели, ко­торая заключается и обучении, воспитании и развитии личности.

К сожалению, в современнойшколе соотношение этих ком­понентов не всегда понимается как комплексная задача. В на­стоящее время налицоимеется явный Дисбалансвг> внимании кинтеллектуальному и личностному развитию школьника, при Весомненномперевесе первого аспекта. Более того, сама про­блема «развития» зачастую как отдельная задача осознанно вообще не вычленяется, а понимается как накопление знаний,умений и навыков. Псе это отражает существование в современ­ной школе дидактической доминанты, которая реализуется в школьной практике и имеет свои психологические корни в ин­дивидуальном и коллективном профессиональном сознанииучительства (Реан А. А., 1999).

Однако школьное развитиечеловека как личности и как субъекта деятельности обяза­тельно предполагает формиро­вание личности учащихся как высокоразвитой и открытой си­стемы, способной к саморазви­тию, саморегуляции и самооп­ределению.

Такое формирование лич-ностивозможно только за счет



Глава 7

Подросток и школа




                       
    Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
      Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
      Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
  Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
    Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
        Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
        Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru
 
 

— Зона ближайшего развития —область находящихся в стадиисозреваний психиче­ских процессе»,определяю­щая перспективу развития ребенка.
Смысловой барьер

развития различных психологических компонентов:

1) интеллекта;

2) эмоциональной сферы;

3) устойчивости к стрессорам;

4) уверенности всебе и самопринятия;

5) позитивного отношения к-миру и принятиядругих;

6) самостоятельности иавтономности;

7) мотивации самоактуализации и самосовершенствования. Сюда же относится и развитие мотивации учения как важней­шего элемента мотивации саморазвития.

Общение подростка в школе

—формапроявления отрица­тельных аффективных пере-жнваний, возникающих вследствие разного отноше­ния щкольщига И взрослогок одному и тому же поступку или поведению. Ученик на­чинает неадекватновоспри­нимать отношение педагога к себе, считая его несправедли­вым в кажаом случае взаимо-действия.Наиболее часто «смысловой барьер» возни­кает в связи с отсутствием анализа учителем подлин­ных причин поступка учени­ка на основе отрицательныхэмоциональных пережива­ний школьника в результате незаслужен нот наказании и постоянных повторении пе­дагогом одних и тех же мер воздейстоия.

Анализ современного педагогического процесса (Психологиче­ские программы развития личности,1995) показывает, что по­требность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении со взрослыми редко бывает удовлет­ворена.Это обстоятельство ве­дет к формированию поиышен-ной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой,со сложностями в личностном раз­витии, вустановлении меж­личностных контактов,мешает самоопределению и ориента­ции в жизненных ситуациях.

Б результате нарушения межличностного взаимодей­ствия между учителями ипод­ростками формируется смыс­ловой барьер, проявляющийся у ребенка в конфликтности,

грубости и негативизме по от­ношению к взрослым. Подрос­ток не в состоянии разрушить его самостоятельно. Для этого он не обладает настолько высо­ким уровнем рефлексивности, чтобы проанализировать сло-

жившуюся ситуацию. Здесь все зависит от учителя.

Развитиеличности подро­стка в системе обучения пред­полагает опору не только науже сформировавшиеся сторо-j i ы его личности, но и натс, ко­торые находятся еще а стадии сшревапин, на *.шпу ближайше­го развития»ребенка.

«Зонаближайшего развития определяет завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития* (Выготский Л. С, 1956).

Для подростка «зона ближайшего развития* - это сотруд­ничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуаль­ной и личностной рефлексии (Дубровина И. В., 1995). Именно в этот период формируются убеждения и нравственные ценно­сти, жизненные планы и перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей и способностей, формируют­ся общие взгляды па жизнь и на отношения между людьми, жизнь приобретает определенный смысл.

Идеальный учитель

«Хороший» учитель неозначает «покладистый». Некоторые изсамых лучших преподавателейоказываются и самыми требо­вательными. Хороший учитель делает учебу интересной, он умеету влечь школьников своим пред мегом. Хороший учитель вдохновляет учеников, и память о нем остается на всю жизнь. В исследованиях, проведенных среди подростков (Костро-мина С. 11., Нагаева Л. Г., 2001), учащимся восьмых классов было предложено составить образ идеального учителя. Для этого они должны были проран жировать различные интеллектуальные иэмоциональные качества, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в личности преподавателя. Список качестввключал в себя следующие характеристики:

—интеллектуальные:помогает в учебе, интересно объяс­няет, поощряет самостоятельность и творчество, не скупится напохвалу, имеет большой педагогический опыт работы;

—эмоциональные:понимает учащегося, честный (искрен­ний), справедливый, тактичный,веселый (оптимист).



Глава 7

Подросток и школа




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Результаты исследования представлены на рис. 7.1.

Как видно из рисунка, на первом месте среди личностных качеств стоит честность (искренность), а последующие места занимают интеллектуальные качества всоответствующем по­рядке: интересное объяснение материала, помощь и учебе, а так­же поощрение учителем самостоятельности и творчества. Опыт педагогической деятельности дляподростком не имеет большо­го значения.

□ Интеллектуальные качества ■ Эмоциональные качества
е I
о о

По результатам исследования (Реан А. Л., 2000), ведущи­мидескрипторами, образующими социально-перцептивный портрет учителя, оказалисьследующие: ворчливый (57%), ответственный (47,4%), несправедливый (47,4%), властный (39,5%), аккуратный (39,5%), двуличный (38.6%), дисципли­нированный(37,7%), слабовольный (36,8%), мудрый (36,8%) и агрессивный (36,8%). Портрет оказался относительно сба­лансированным по позитивным и негативным качествам, при­чем в число ведущих дескрипторов попали такие качества, как ответственность, аккуратность, дисциплинированность и муд­рость. В то же время настораживающим и опасным представ­ляется то обстоятельс гво,что в первую десятку дескрипторов.

4,Ь' 4>  
1 Я.    
3-2,5-2-1,5- \ . -    
           
        1^    
           
           
0 5            
0-            

s 3

II

Рис. 7.1. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоцио­нальных качеств идеального педагога в глазах школьников

on исывающих типичного учителя, попали такие качества, как несправедливость, двуличность и агрессивность. Вряд ли по­добное представление об учителе можно объяснить обычным конфликтом поколений. Учитель ведь не просто представи­тель другого поколения. Это прежде всего человек, от которо­го в существенной мере (во всяком случае по замыслу) за­висит эффективность воспитания, развития и социализации личности- Через него происходит контакт и усвоение общест­венных норм и правил, условий функционирования обще­ства, в которых живет и развивается подрастающее поколе­ние.

Интересно, что восприятие подростками другой социаль­но-профессиональной группы (работники милиции), также призванной для сохранения общественных устоев, формирова­ния правосознания и правопослушности личности, частично совпадает с представлениями школьников о педагогах.

Ведущими дескрипторами, образующими социально-пер­цептивный портрет работника милиции, оказываются следую­щие (Реан А. А., 2000): жестокий (5§,7%), агрессивный (57%), подозрительный (51,8%), недоверчивый (50,9%), властный (50%), озлобленный (40,4%), бездушный (37,7%), равнодушный (36%), несправедливый (35,1%), мржчиый (35,1%). Нетрудноза­метить, что социально-перцептивный образ действующего ра­ботника милиции является исключительно негативным. Трудно объяснить такое восприятие «стражей порядка*- особенностями их профессии, даже если принять во внимание, что подозри­тельность и недоверчивость просто являются отражением осо-«шюстей профессиональной деятельности милиционеров и входят в разряд качеств, необходимых для ее успешного осу­ществления. Негативная роль такого социально-перцептивно-i стереотипа в первую очередь может сказываться на эффек­тивности правового воспитания подрастающего поколения, а в более общем плане на успешности правовой социал изации лич­ности.

Можно полагать, что выявленный и описанный социаль-о-перцептивный стереотип работника милиции, с одной сто­роны, является следствием, а с другой стороны, также и причи­ной правового нигилизма россиян.

Сами учителя представляют образ идеального педагога, которому они хотели бы соответствовать, так. Первое место, по



Глава 7

Подросток и школа




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru их мнению, должно занимать поощрение самостоятельности и творчества учащихся. Кроме того, по мнению педагогов, Дляучителя очень важно быть справедливым(справедливо поощ­рять и наказы иать), а также понимать ребенка и вести себя по отношению к нему тактично. Эмоциональный нас грой при этом не имеет решающего значения. Дети же придают большее зна­чение честности и искренности учителей. Для них это не про­сто личностное качество. Это некая мерка, которая отражает их отношение к человеку. Именно в этом возрасте тяжелее все­го пережинается неискренность и предательство. Именночест­ность и HCKpeiшость в большей степени ценятся, а их отсутствие осуждается. Наглядно выявленные отличия хорошо видны па диаграмме (рис. 7.2).

Для того чтобы успешно взаимодействовать с подростка­ми, хороший учитель должен обладать:

—эмоциональной устойчивостью;

—эмоциональной зрелостью;

—коммуникативной компетентностью.

Как показывают исследования,лучшими вдействительно­сти являются учителя, которые ладят в коллективе, у которых благополучная личная жизнь,которые пользуются любовью и одобрением окружающих (Пучкова Е. Б., 19!№).

Учителя играют огромную роль в развитиисоциальной зрелости и идентичное ш подростков, ичем лучше отношениямежду ними — тем сильнее это влияние (Раис. Ф, 2000).

Эмоциональное поле \ Интеллектуальноеполя

I Образ педагога глазами ребенка
Понимает учащегося

Ин гересно обьисняет

оОбраз педагога глазами учителей

Поощряет самостоятельность и творчество

Искренний

Не скупится на похвалу

Справедливо поощряет и наказывает

Имеет большой педагогический стаж

Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru 5-г- Помогает в учебе

Идеальный ученик

Исследования, проведенные среди учителей (Костромина С. Н., Нагаева Л. Г., 2001), в которых им было предложено проранжи-ровать различные интеллектуальные и эмоциональныекачества подростка по степени их значимости для успешного обучения в школе, выявили определенные предпочтения средипедаго­гов. И списке качеств были представлены следующие характе­ристики подростков:

— интеллектуальные: любознательный, ответственный (со­знательный и дисциплинированный), стремится к успехам в учебе, самостоятельный, творческий и сообразительный;

■— эмоциональные: чуткий, отзывчивый, скромный, чест­ный, инициативный, общительный.

Результаты исследования представлены на рис. 7.3. Наибольшее предпочтение отдается таким интеллектуаль­ным качествам учеников, как самостоятельность и проявление творчества. Среди эмоциональных качеств на первом месте сто­ит честность (искренность). Таким образом, подобно тому как и ученик!! хотели бы. чтобы их преподаватель был по отноше­нию к ним прежде всего честным, так и педагоги ждут от них того же.

Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru

D Интеллешуальные качества

■ Эмоциональные качества

о О
i b E " !

и



Рис.7.2. Образ идеального учителя глазами школьников и учителей

с. 7.3. Степень выраженности основных интеллектуальных и эмоци­ональных качеств идеального ученика глазами педагогов ,



Глава 7

Подросток и школа




Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru Состояние личностной направленности на разных стадиях - student2.ru По мнению самих подростков, наиболее значимые качества, которыми должен обладать ученик, — это общительность и скромность. Наибольшие расхождения в представлениях обна­руживаются по качествам чуткость (отзывчивость), честность, самостоятельность и проявления творчества, а также любозна­тельность. Они значительно больше ценятся учителями, чем детьми.

В целом же идеальный образ ученика средней школы в со­знании учителей и подростков выглядит следующим образом:

Наши рекомендации