Инамика личностной направленности

1зучение реального состояния личностной направленности подростков позволиловыявить ее половозрастную динамику на разн ых стадиях данного периода онтогенеза (табл. 6.1).

Установлено, что большинство обследованных подростков характеризуются индивидуалистической акцентуацией (55%). Однако их число колеблется в зависимости от пола, стадии раз­вития, социального положения (школьник или учащийся ПТУ), но всегда остается достаточно высоким (от 45 до 70%), При этом пик индивидуалистическойнаправленности приходится на среднюю стадию, а к старшему подростковому возрасту доля (индивидуал исто и несколько уменьшается. И все же в подрост­ковом возрасте ведущим становится процесс индивидуализа­ции, при котором особую значимость для личности приобрета­ет она сама, самоанализ ее внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера, чувств и желаний, способов ВЗаимодеЙс гния С окружающими и т. д. Общество, другие люди интересуют личность опосредованно, через саму себя. 11одрос-ток ищет ответы на особо волнующиеего вопросы, начиная с «Кто я?», «Какой я?», «Почему я такой?* — на младшей стадии до глубоких и серьезных («взрослых») вопросов старших под­ростков к самим себе: «В чем моя ценность как личности?», «Какова моя роль в обществе?» и т. д.

Половые различии----------------------------------- .----------- .--------------

Следует отметить существенные различия в состоянии личност­ной направленностимальчиков и девочек. Так, количество дево­чек, обладающих i-уманистической направленностью личности на всех стадиях подрост копою ноараста, значительно превосходит



Глава 6

Стадии развития личности подростка




Инамика личностной направленности - student2.ru Инамика личностной направленности - student2.ru количествомальчиков с данным типом направленности. Проти­воположная картина была выявлена в структуре эгоистической направленности.По сравнению с девочками мальчики более ин­дивидуалистичны. Процент мальчиков с индинидуалистической акцентуацией направленности на разных стадиях развития веред-нем на 22% превышает количество лецочек-*ннлииилуалисток>. Данное положениесвязано, помимо нсего прочего, с освоением стереотипов поведения мужчин и женщин, их социальных ролей, которые выработаны в обществе. От женщиныобщество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительности, чем самостоятельностии независимости; в большейстепени способ­ности сопереживать, принимать чужую точку зрения, чем отста­ивать свою. Женщина должна быть более лояльна, терпима, дол­жна уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответ­ствует гуманистическойнаправленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоя­тельное поведение, большую, чем у девочек, независимость суж­дений и поступков, т, е. половаяроль мужчины в целом более ин­дивидуалистична, чем половая роль женщины. Интересным является тот факт, что формирование направленно­сти личности мальчиков проходит более стабильно, логично, без резких перепадов. Наибольший разрыв между стадияминаблю­дается:

— в гуманистической направленности с альтруистической акцен­туацией (1594);

— вдепрессивной направленности (12%);

— вэгоистической направленности с эгоцентрической акцентуа­цией (10%).

Причем этот разрыв был отмечен между младшей и средней ста­дией подростки кого возраста.

У девочек скачкообразные изменения направленности личности выражены значительно более ярко, причем зто касается всех ти­пов направленности:

— гуманистическая направленность с альтруистической акцеп­туацией — 33% (между средней и старшей возрастными стадия­ми);

— гуманистическая направленность с индивидуалистическойакцентуацией — 26% (между младшей и средней);

— эгоистическая направленностьс индивидуалистической акцеп­туацией — 27% (между средней и старшей) ;

— атеистическая с агоцевтрическойакцентуацией — 14% (между средней и старшей);

— депрессивная — 10% (между младшей и средней);

— суицидальная — 15% (между средней и старшей возрастными стадиями).

Таким образом, можно утверждать, что для подрост ков-мальчи­ков субъективно более сложной является младшая стадия под­росткового возраста — стадия первоначального вхождения в но­вую социальную ситуацию. Для девочек же в целом наиболее сложной являетсясредняя стадия подросткового возраста,на которую налает пик «общественной активности», с одной сторо­ны, и невозможность се реализации - с другой.

Наши рекомендации