Стадии развития личности в подростковом возрасте
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе стем не единовременный акт. а сложный период в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созре-
[ИЯ.
Стадии развития личности подростка
Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависят от осмысления подростком себя и своей принадлежности к обществу, степени выраженности праи и обязанностей, уровня овладения миром современных вещей и отношений, насыщенности дальних и ближних связей, их дифферсниированносш. По мерс взросления у , подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, меняются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Мнение ученых---------------------------------------- -—■—■---------- —--------
Согласно данным, полученным а свое время Ж. Пиаже, возраст до 12 лет отличает наличие идей равенства и взаимного уважения, которые, однако, еще носят несколько формальный характер, и литпь в 13-15 лет возникает идея относительности моральных правил, формируются индивидуальные абстрактные принципы — уровень «принципиальной морали» (1969).
Измененение потребности в самоутверждении
Дифференцированный анализ кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью в самоутвержден ии и самореализаци и, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития подростка.
Первый уровень условно назван нами «локально-капризный». Он характеризуется тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в моти-ващюнных структурах.
Характерно, что 10-11-летние дети всячески стараются ■олуш п, признание самого факта их взросления. Причем у ча-
Глааа 6
Стадии развитии личности подростка
сти младших подростков она выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрос-лости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получитьпризнание их новых возможностей;у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Вместе с тем анализ поведения детей и специально организованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых определенных прал, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел. Прогресс данной тенденции определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток. Не случайно привлечение детей 10— 11 лет к реальным социально признаваемым делам обеспечивает i юявление и развитие мотива действия во имя пользы для других людей.
Второй уро пень-стадию мы условно назвали «правозначи-мым>. 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется простым участием в социально одобряемой деятельности, у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение не только сиоих обязанностей, но, главное, прав» семье, обществе («Я тоже имею право»), формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен».
На третьем уровне-стадии, «утверждающе-действенном», у 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль.
Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе на основе изменения потребности в самостоятельности, самоутверждении позволяет рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрывать сложную динамику их поуровневого развития. Причем самоутверждение — это лиши
один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим длявсего периода подросткового возраста и заключает главные тендендии в развитии социальной зрелости растущих людей.