Стадии развития личности подростка
Наибольшие возможности для выявления условий и механизмов становления растущего человека как личности предетаи-ляет изучение подросткового периода онтогенеза. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социхтьного развития.
С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка^более многообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д.
Главное в данном периоде — это выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток», происходящего в большинстве романских языков от латинского глагола adolescerc — расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки, становиться совершеннолетним, содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению сиоего места в
ЖИЛКИ.
Глава 6
Стадии развития личности подростка
Социально-экономическая жизнь и становление личности
Подростковый период как социально-психологическое явление,
обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами
развития общества, с одной сторбны, отличается стабильно
стью глубинно-психологической сущности основных характери
стик (развитие, например, самосознания также определяет лицо
современногоподростка, как и определяло его у подростка 50-
60 лет Назад);с другой стороны, изменения в социально-эконо
мическойжизни обусловливают качественные различия про
цессов формирования сознания, самосознания, личностного
становления растущих людей. •
Показательно, что существенные сдвиги в социальном развитии подростка отмечаются при ретроспективном анализе не только длительной протяженности, но и на исторически короткой дистанции — в 20-25 лет. Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко носпринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков.
Известно, что еще 30-40 лет назад при существенном ограничении выбора для самоопределения подростка рамками определенной территории (города, села) и патриархальном укладе многих семей возможности самопроявления растущих людей в нашем обществе были значительно шире прежде всего через служение высоким идеалам, вера в которые была исключительно высока. Кроме того, многие подростки занимали реально значимую социальную позицию, так как принимали участие в серьезном крестьянском труде, в обслуживающем труде внутри рабочей семьи — уход за младшими детьми и др.
С 60-х гг. отпала по сути необходимость участия подростков в физическом крестьянском труде, не стало больших семей в городе. Все силы подростков сосредоточились на учебе. Но социально-психологическая роль учебной деятельности снизилась, так как в результате подросток не достигал особого социального статуса. Еще п 30-40-е гг. обучение было социальным завоеванием, ученик получал огромные преимущества по сравнению с малограмотнымиродителями. В последнее время куль-
турный уровень всего населения вырос, и— как следствие — произошло сближение различных слоев подростков, у которых повысился уровень личных притязаний. У них значительно выросла потребность в самореализации,тогда как технологическийуровень различных отраслей народного хозяйства не возрос настолько, чтобы обеспечить для всех более творческий характер груда. Вместе с тем практическое участие подростков в экономической и общественной жизни страны сведено к минимуму. В результате существенно изменились, например, мотивы отношения к социальнозначимому труду у современных подростков по сравнению с подростками 50-60-х гг.
Исследования'-------- —---------------------------------------------------------
Сравнительный анализ(при его проведении для чистоты исследования былииспользованы в основном те же методики, что применялись в 50-е гг.: наблюдение, анкетирование, создание экспериментальных ситуаций и пр.) показал, что ц структуре мотивов участия в труде у подростков 50-х гг. доминировали мотивы общественной пользы.
Современные же подростки отдают предпочтение индивидуальному труду перед коллективным. У них преобладают мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в труде, па стремление участвовать и нем для собственного развитияи совершенствования, для заноснания определенной позиции по отношению к товарищам, утверждения своего Я, выработки черт характера, необходимых для самостоятельной Жизни.Причем чем старше подросток, тем реетепроявляется это стремлениек выражению собственнойиндивидуальности. Доминируетпри атом желание удовлетворить ь труде свой познавательный интерес и при этом сделать«по-своему», «непохоже на других», использовать и показать свои знания, эрудицию, научи гься чему-то новому. Особую значимость для подростка приобретает функциональное содержание труда и, главное, творческий харак'1 ер деятельности.
Итак, современный подросток видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности. Это, безусловно, важно и служит основой для его личностного роста.
По при этом подростку, во-первых, не хватает доверия,уважения взрослых, а во-вторых, не всегда создаются возможности для реализации потребности в самореализации.
Глава 6
Стадии развития личности подростка
Отношение к детству взрослого сообщества
Особое внимание в социально-психологическом развитии под
ростков следует обратить на влияние взрослых как обществен
ной структуры. •
Данное положение усугубляется тем, что:
—во-первых, имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей всех институтов социализации: семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Налицо серьезный кризис как теоретической, так и практической педагогики, ее целей и средств. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. При этом большинство руководителей школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Л на этом фоне упорно и целенаправленно работают экстремистские, фашистские организации и уголовники;
—во-вторых, и это главное, разрушена позиция ответственного отношения взрослого сообщества к детству. В США или Японии, например, при всей демократизации, раскованностиотношений взрослыхи детей существует определенное, условно говоря, нравственное сито. В нашем же обществе сложилась качественноиная картина - не просто ниспровергнуты псе идеалы, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, принципы, вызывающиедоверие людей, в том числе и растущих. Возник вакуум духовности, который заполняется национализмом (не ростом национального самосознания, а именно национализмом), экстремизмом,религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей) и в первую очередь чисто утилитарной, прагматической идеологией.
В общих чертах позиция взрослого сообщества по отношению к детству характеризуется следующим образом.
Уже пять-семь лет томуназад взрослые в своей основной массе потеряли контакты с детьми — им было некогда, не до них. Родительская забота проявлялась в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить в престижную школу, хороший кру-
жок, т. е. забота осуществляласьлишь на потребительском уровне. Духовная часть отдавалась школе, которая, по сути, многие годы не находилась под общественным контролем.
Сегодня позиция взрослых отличается чувством отрешенности и беспомощности: с одной стороны, родители, учителя разводят руками, дескать, ничего нельзя сдетьми поделать; с другой — детям стало все дозволено. Это не значит, конечно, что сегодня у нас нет семей, где проявляется многосторонняя забота о детях. Разумеется, есть и множество иедагогов-энту-зиастов. Взрослые — не однородная группа. Но в целом но взрослом социуме как явлении отсутствует эффективно действующая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом но отношению к детству.
Все это не могло не сказаться и сказалось на характеристике детства в целом.