Невротические состояния у подростков
Невроз у детей иподростков следует рассматривать как нарушение системы их взаимоотношений с окружающей социальной микросредой. В трудах Е. Т. Соколовой (1989), А. И. Захарова (1998) и других исследователейприводится анализстепени осознания подростками своего болезненного (необычного) состояния. Ученые обращают внимание на степень «дискомфорта» подростков (насколько эти проявления ими воспринимаются как беспокоящие) и степень «нежелательности» (насколько подросток хочет избавиться от этого).
А. И. Захаров (1998) изучил типы самооценки детьми и подростками своего невротического состояния и классифицировал их следующим образом.
1. Отсутствие осознания своего заболевания. Самооценка своего невротического симптомокомилекса отсутствует. Дети не знают, что больны, считают себя здоровыми, установок на лечение нет. В генезе — значение игнорирования или предохранения со стороны членов семьи. Иногда такая форма реагирования присуща детям с устойчивой и нередко высокой личностной самооценкой. Потребность сохранения высокой, часто подкрепляемой окружающими самооценки приводит к отрицанию появляющейся в результате невроза личностной диспозиции. Это ведет к недопущению в сознание подростка мыслей о своем нездоровом состоянии и тем самым способствует сохра-
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
Личностная диспозиция—— — преобразование в Я-кон-цмщии, изменение в иерархии значимостиличных свойств в связи с объективным фактом изменениясостоянии (например, п связи с неврозом). |
нению социального «благополучия», внешним выражением которого и является отсутствиесамооценки своего невротического симптомокомплекса. . При завышенной личностной самооценке у детей с доминирующим мотивом самоутверждения встречается активное несогласие с деформацией поведения, возникающей при неврозе. Несмотря на то чти в этом случае статус ребенка, его внешняя позиция могут быть частично изменены, само поведение может оставаться неизменным. Появляющееся у некоторых детей данной группы ощущение личностного дискомфорта вызывает колебания уверенности в себе, в своих способностях общения с людьми. Все это носит временный характер илибо не осознается ребенком, либо ведет к оправданию измененного поведения. Вследствие этого оно становится устойчивым и приемлемым качеством личности.
Рассмотренные формы личностного реагирования представляют собой систему стабилизации индивида под воздействием окружающей среды, являясь механизмом социального гомеостаза. Эта форма самооценки встречается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста,
2. Недооценка невротического состояния — наиболее частый тип реагирования в детском возрасте. Имеет место у детей с устойчивой личностной самооценкой, социальный статус которых не претерпевает существенных изменений при неврозе, несмотря на то что одновременно ребенок может испытывать кратковременные острые эмоциональные переживания. Параллельно идет пассивно-положительная, часто гетеровнушенная установка на лечение без конкретного осознания своего состояния. При отсутствии установок на лечение возможны случаи, когда дети знают, что больны, но считают себя здоровыми. Такая самооценка личности может компенсировать гетерооценку своего невротического симптомокомплекса и временно приносит ей облегчение.
3. Адекватная самооценка своего невротического состояния формируется у ребенка в результате доминирования таких ситуаций, когда невротические индивидуальные особенности
непосредственно влияют на успех значимой для ребенка деятельности. Степень адекватности, являясь относительной величиной, взаимосвязана с общим уровнем социализации и более характерна для подростков.
4. Переоценка невротического состояния. В этойгруппе встречаются дети как с заниженной, так и повышенном.1! нчност-нойсамооценкой.
В анамнезе отмечается следующее:
а) тревожно-мнительное отношение членов семьи к заболеванию ребенка: «он тяжело, по-особому болен*. Дети часто це имеют сформированного личного мнения, установки на лечение у них крайне неустойчивы и предопределяются позицией окружающих взрослых. У некоторых детей имеются установки на лечение сверхкомпенсаторного плана, вызванные отрицательным отношением сверстников к отклонениям поведения ребенка-невротика. Это отрицательное отношение выражается в том, что его дразнят. Таким образом, здесь внутренним мотивом установки на лечение является самоутверждение подростка среди сверстников;
1 б) самоутверждение в болезни, извлечение выгоды, привилегированного положения в грушюпых структурах общения. Установки излечение активно отрицательны. Ребенок стремится сохранить высокую личностную самооценку, активно сопротивляется несовместимым с его позицией оценкам окружающих и искажает с этой целью свой опыт;
к) «разочарование» как следствие неэффективности предыдущих методов лечения. Превалируют пассивно-отрицательные или пассивно-положительные установки на лечение ситуативного характера.
Сформированная самооценка невротического состояния у детей может быть резко изменена или деформирована уже при первом посещении специалиста, когда родители жалуются врачу на поведение детей в их присутствии. Дети, особенно при недостаточном осознании своего невротического состояния, могут быть подавлены этим «потоком» в основном впервые услышанной информации. У некоторых появляется внутреннее отрицание сопротивление такой позиции родителей. Ребенок-невротик начинает искажать свой опыт, самооценку невротического состояния, что делает психотерапевтический контакт с врачом трудным, а подчас и невозможным.
Глава 5
Особенное™ Я-концепции подростка
Исходя из этого, отдельно выслушиваются родители и дети. Не так уж редко старшие подростки самостоятельно обращаются к врачу во избежание «диктата» родителей на приеме.
В процессе психотерапии происходит сближениеоценки невротического состояния у детей и родителей, В целях получения более точной информации и взаимного контроля на определенном этапе прием ведется уже совместно с предоставлением возможности детям выступить первыми с последующими дополнениями родителей и заключительнойкоррекцией врача. Это приводит к разрешению или ослаблению диссонанса в отношениях ребенка с родителями по мотивам лечения.
Резюмируя, отметим, что наблюдаются значимые корречя-ции между развитием личностной самооценки ребенка и его самооценкой невротического состояния. Формирование самооценки невротического состояния зависит и первую очередь от того, насколько заболевание накладывает отпечаток на возможности общения ребенка-невротика с другими значимыми для него людьми:
Таким образом, учет особенностей личностной самооценки и самооценки невротического состояния ребенка- невротика позволяет с самого начала психотерапии вскрыть структуру доминирующих мотивов его поведения, увидеть его отношение к лечению и благодаря этому подобрать адекватные средства психотерапевтического воздействия.
Резюме -------------------------------------------------------------------------------
Подводя.итоги данной главы, можно заключить, что подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как. основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования: углубляетсясодержательный аспект его самоопенки и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения стоварищами и на свои физические качества, влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности подростка и на его социально-психологический статус в коллективе, регулирует процесс общения.
Неадекватная самооценка детерминирует лелинквентное поведение подростка. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния. Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируетсясамосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооцёяиванияи самоотпоше-пия, псе более развиваются способности пгюникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенности и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-копцепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения: молодого человека.
Вопросы к главе-------------------------------------------------------------------
1. Назовите признаки сформированной Я-концепции у подростка.
2. Активное использование подростком проекции как психологической защиты приводит к формированию таких черт лично-
' сти как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. К формированию каких черт личности приводитпоетннное употребление таких пссихологи-ческих защит, как отрицание и рационализация? :(. Какиеспособы воздействия на делинквентнога подростка бы предложили бы для того, чтобы вытащить его из асоциальной компании?
Ключевые понятия и термины-----------------------------------------------
Я-конпенция
Обраи Я
Самооценка
Образ тела
Адекватная самооценка
Асимметричный стиль общения в семье
Симметричный стиль общения в семье
Со i w ал ь но - пс и х о ло гич ее и к й стату с
Социальная перцепция
Личностное самоопределение
Самосознание
Глава 5
Подростковый эгоцентризм
Кризис подросткового возраста
Защитно-психологический механизм
Проекция
Отрицание
Рационализация
Сублимация
Пограничная личностная структура
Амбивалентность
Делинквснтный подросток
Контрпормативпая шкала ценностей
Интеракционный конфликт самооценки
Личностная диспозиция
Глава 6