Психологическое время и Я-концепция

В подростковом возрасте пересекаются восприятия прошлого, настоящего и будущего, а восприятие собст не иного психологи­ческого времени становится весьма напряженным, н это во мно­гом определяется развитием Я-концепции подростка.

Оптимальный вариант личностного развития предполага­ет относительную преемственность прошлого, настоящего и



Глава 5

Особенности Я-концепции подростка




Психологическое время и Я-концепция - student2.ru будущего Я. Позитивная динамика личностного роста являет­ся не просто движением по Временижизни, а подъемом к но­вым достижениям. При атом показателем развития становится разрешение подростками ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кршис-мыхформах, развитие Я-концепции принимает негармоничную

форму.

Старшие подростки могут переживать переход от прошло­го к настоящему как изменение к худшему, как личностный ре­гресс. Прошлое воспринимается как наилучшее время, так как в нем остались привлекательные для подростка ценности. Иде­альный Я-образ в этих случаях соотносится с прошлым, так как в настоящий момент кажется утраченным то, что составляло значимые ценности.

В других вариантах развития настоящее и прошлое тесно взаимосвязаны и противопоставляются будущему, что предоп­ределяет противопоставление реальности и будущего Я. В этих случаях имеет место пеудоилетворенность собой, стремление стать другим, но отсутствует представление о том, как это мо­жет произойти.

Встречается и такой вариант, когда три Я-образа, связан­ные с соотнесением во времени, изолированы друг от друга: настоящее не янлнетсн произшдным прошлого, а будущее не является i [родолжением настоящего. В такой Я-концепшш дет-СКИЙ Я-образ противопоставляется Я-образу взрослого, а реаль­ный Я-образ настоящего существует изолированно от двух дру­гих.

Самосознание в подростковом

Возрасте

Подростковый эгоцентризм

Я-образ в сознании подростков высвечивается вниманием дру­гих, «воображаемой аудитории», причем ему кажется, что эти другие его постоянно критически оценивают. Этим объясняет­ся поведение подростка, реагирующего на внимание «вообра­жаемой аудитории» агрессией или застенчивостью.

()браэЯ подростка оформлен его чувствами, а самооценка фиксированана своей уникальности, включая такие эмоцио-

нально значимые характеристики, как любовь, ненависть, чув-стнепность и жесткость.

Аутопредставление о себе рождает личный мифподростке (Д. Элкинд, 1981) — историю, которую он рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. По мнению Д, Элкинда, «личный м иф составляет komi ижентэгоцентризма в подростковом возрасте*.

Со взглядами Д. Элкинда согласуется мнение Р. Энрайт (197(9,1980) о том, что подросток «сфокусирован на D8M0Mсебе», на СВОИХ м ыслях и чувствах.

В процессе взросления воображаемая аудитория «сближа­ется» с реальный окружением молодого человека и самооцен­ка во? и большей мере корректируется реальными мнениями и реакциями окружающих, а не составляющими «личного мифа». Это преобразование в большей степени связано с развитием способностей устанавливать и поддерживать межличностные отношения.

Феноменология подросткового эгоцентризма стала пред­метом изучения и обсуждения различными авторами после по­явления работы Э. Эриксона (1996) о периодизации личност­ного развития.

В свете идеи этого автора следует, что достижение эгаиден-тичности в подростковом и раннем юношеском нозрастахозна-чает преодоление эгоцентрических фиксаций.

Исследования ---------------------------------------------------------------------

R результате коллективной! исследования под руководством Л. Ф.Обуховой (2001) психологических особенностей инвалидов детства было выявлено, что у подрост ко к-инвалиде к менее вы­ражены эгоцентрические характеристики (особенно по шкалам «воображаемая аудитория*, «сфокусированность на себе», «не-социальная активность»), чем у здоровых учащихся. Более низкие суммарные показатели по эгоцентрическим шка­лам у подростков-ни валидов могут быть связаны с особой ситуа­цией их социального развития. Изоляция от общества не создает предпосылок для формирования направленности внимания под­ростка па реакции окружающих в отношении его поведения и внешнего облика.

Как предполагают авторы этого исследования, Подросток-инва­лид намеренно игнорирует оценку своей личности другими люда-ми, привыкнув к мысли, что он «не такой, как нес окружающие».





Глава 5

Особенности Я-концепции подростка




Психологическое время и Я-концепция - student2.ru Психологическое время и Я-концепция - student2.ru У подрост ко в -инвалидов имеет место не преодоление эгоцент­ризма, а вытеснение из сферы осознаваемого стремления импо-пнроиать другим людям.

Наши рекомендации