Психологическое время и Я-концепция
В подростковом возрасте пересекаются восприятия прошлого, настоящего и будущего, а восприятие собст не иного психологического времени становится весьма напряженным, н это во многом определяется развитием Я-концепции подростка.
Оптимальный вариант личностного развития предполагает относительную преемственность прошлого, настоящего и
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
будущего Я. Позитивная динамика личностного роста является не просто движением по Временижизни, а подъемом к новым достижениям. При атом показателем развития становится разрешение подростками ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кршис-мыхформах, развитие Я-концепции принимает негармоничную
форму.
Старшие подростки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, как личностный регресс. Прошлое воспринимается как наилучшее время, так как в нем остались привлекательные для подростка ценности. Идеальный Я-образ в этих случаях соотносится с прошлым, так как в настоящий момент кажется утраченным то, что составляло значимые ценности.
В других вариантах развития настоящее и прошлое тесно взаимосвязаны и противопоставляются будущему, что предопределяет противопоставление реальности и будущего Я. В этих случаях имеет место пеудоилетворенность собой, стремление стать другим, но отсутствует представление о том, как это может произойти.
Встречается и такой вариант, когда три Я-образа, связанные с соотнесением во времени, изолированы друг от друга: настоящее не янлнетсн произшдным прошлого, а будущее не является i [родолжением настоящего. В такой Я-концепшш дет-СКИЙ Я-образ противопоставляется Я-образу взрослого, а реальный Я-образ настоящего существует изолированно от двух других.
Самосознание в подростковом
Возрасте
Подростковый эгоцентризм
Я-образ в сознании подростков высвечивается вниманием других, «воображаемой аудитории», причем ему кажется, что эти другие его постоянно критически оценивают. Этим объясняется поведение подростка, реагирующего на внимание «воображаемой аудитории» агрессией или застенчивостью.
()браэЯ подростка оформлен его чувствами, а самооценка фиксированана своей уникальности, включая такие эмоцио-
нально значимые характеристики, как любовь, ненависть, чув-стнепность и жесткость.
Аутопредставление о себе рождает личный мифподростке (Д. Элкинд, 1981) — историю, которую он рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. По мнению Д, Элкинда, «личный м иф составляет komi ижентэгоцентризма в подростковом возрасте*.
Со взглядами Д. Элкинда согласуется мнение Р. Энрайт (197(9,1980) о том, что подросток «сфокусирован на D8M0Mсебе», на СВОИХ м ыслях и чувствах.
В процессе взросления воображаемая аудитория «сближается» с реальный окружением молодого человека и самооценка во? и большей мере корректируется реальными мнениями и реакциями окружающих, а не составляющими «личного мифа». Это преобразование в большей степени связано с развитием способностей устанавливать и поддерживать межличностные отношения.
Феноменология подросткового эгоцентризма стала предметом изучения и обсуждения различными авторами после появления работы Э. Эриксона (1996) о периодизации личностного развития.
В свете идеи этого автора следует, что достижение эгаиден-тичности в подростковом и раннем юношеском нозрастахозна-чает преодоление эгоцентрических фиксаций.
Исследования ---------------------------------------------------------------------
R результате коллективной! исследования под руководством Л. Ф.Обуховой (2001) психологических особенностей инвалидов детства было выявлено, что у подрост ко к-инвалиде к менее выражены эгоцентрические характеристики (особенно по шкалам «воображаемая аудитория*, «сфокусированность на себе», «не-социальная активность»), чем у здоровых учащихся. Более низкие суммарные показатели по эгоцентрическим шкалам у подростков-ни валидов могут быть связаны с особой ситуацией их социального развития. Изоляция от общества не создает предпосылок для формирования направленности внимания подростка па реакции окружающих в отношении его поведения и внешнего облика.
Как предполагают авторы этого исследования, Подросток-инвалид намеренно игнорирует оценку своей личности другими люда-ми, привыкнув к мысли, что он «не такой, как нес окружающие».
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
У подрост ко в -инвалидов имеет место не преодоление эгоцентризма, а вытеснение из сферы осознаваемого стремления импо-пнроиать другим людям.