Влияние общения на самооценку

Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основ­ных детерминант уровня самооценки справедлива и длясамо­оценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: роди­тели, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержкой отношение одноклассников наиболее полно влия­ют на самооценку подростка.

Влияние родителей подростка на его самооценку

Результаты многочисленных исследований подросткового пе­риода, представленные как отечественной, так-и зарубежной литературой, показывают заметное снижен ие влияния родите­лей и повышение влияния сверстников как референтной Груп-пьт ма самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возра­ста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной по­зиции по отношению к родительской оценке. Смысл этойот­стройки состоит в том, что родительская точка зрения начина­ет восприниматься лишь как некоторая возможная точка зре­ния на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. [1а вопрос, где они чув-ствуют наибольшую защищенность, ответ «я семье» встречает­ся почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Опираясь на выводы исследований Розекберга, Кунер-смита и Бахмапа, направленных на установление зависимости между формирован нем Я-концепции и взаимодействием внут­ри семьи, Гскас исследовал степень влияния контроля и под­держки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой (Берне Р.. 1986).



Глава 5

Особенности Я-концепции подростка




       
  Влияние общения на самооценку - student2.ru
 
    Влияние общения на самооценку - student2.ru

Социальная перцепция

Другиеисследования выявили, что поддержка семьи и при­нятие ребенка и его устремлений родителямив наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, снизанные сучителями (напри­мер, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подрост­ка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, вниматель­ное отношение родителей является основным условием фор­мирования и дальнейшего подкрепления положительной само­оценки подростков Жесткое, негативное отношение родителей и меет обратное действие: такие дети, как правило,сфокусиро­ваны на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия б соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характе­ра, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тре­вожности.

Кроме непосредственного влиянияродительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в се­мье.

Так, дна выделенных вида стиля общения, «симметричный* и «асимметричный», различным образом влияют на самооцен­ку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способству­ет формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания,поскольку самоуважение подростка поддер­живается не только уважительнымотношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является'фактором, способствующим эмансипациисамо­оценки подростка.

Асимметричный стиль общения в семье предполагает ог­раничение участия ребенка в подготовке ипринятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприят­ного самоотношения иобраза Я.

Итак, влияние семьи и родительскогоотношения на фор­мирование самооценки подростков имеет не меньшую значи­мость, чем в более младших возрастных группах. При этом не­обходимо отметить, что формирован ие самоотношенияподро­стка определяется не столько реальнойродительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отра-

жает и переживает родительское отношение и свое место в се-м ье, т. е. ожидаемой оценкой.

Социально-психологический статус и самооценка

Социально-психологический статус — понятие, обозначающее положение человека всистеме межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Известная тенденция подростков к группированию и свое­образная, зачастую жесткая, внутригруппопая статусная диф-ференциаЦия, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления вза­имосвязи самооценки подростка с его социально-психологиче­ским статусом. Данные ряда исследований отечественных нси-хологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положител ьнокоррелирует с уровневой характе­ристикой самооценки подростков.

Исследования

Я. Л. Коломинский (1976)установил рядинтересных закономер­ностей социальной перцепции уподростков, таких как:

— тенденция К завышенной самооценке социометрического ста-
' туса у шикостатусных учащихся ик заниженнойу высокоета-

тусных;

—эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать дру­гим членам группы статус либо равный своему,либо более низ­кий;

—ретроспективная оптимизация — тенденция более благопри­ятнооценивать свой статус в прежних группах.

— область со пиал ьно-психо­логических исследований, в которой Изучаютсяпроцессы и механизмы восприятияи оценки людьми различны*социальных объектом, собы­тий, других людей.

Последующие исследования в этой области подтвержда­ют влияние особенностей самооценки подростка на его соци-ально-психологи чес кий статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его само­оценка, тем выше его положи-тельный социометрический статус. И далее, чем выше само-оценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже i юложи-тельныйсоциометрический статус или выше отрицатель-

ный статус, в зависимости от



Глава 5

Особенности Я-концепции подростка




Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru Влияние общения на самооценку - student2.ru поведенческих особенностей человека, проявляющихсяпо от­ношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «нренсбрегасмых», склонные к нонконфор­мизму — вгруппу «отвергнем ЫХ&.

Причину подобной зависимости некоторые авторы нахо­дят в росте критичности подростков к себе, i !ри этом они ука­зывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения и коллективе нередко является одной из главных причин возникновенияконфликтных ситуаций.

Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе как л сторону переоценки, так и в сто­рону недооценки может привести к нежелательным результа­там. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к Товарищам,прояв-дия пренебрежение, недооценка же нриводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности.

Самооценка и педагогическая оценка

В отечественнойпсихологии вопрос влиянияпедагогической оценки на самооценку подростков был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педаго­гической оценки: ориентирующую ([««действие па интеллекту-альную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффектив­но-волевую сферу личности). Сочетание этих функций форми­руетзнание ребенка о самом себе и переживание им собственныхкачеств, т.е. самое о-чиам не н самооценку.

Оценочное воздействие воспитателя влияеттакже на скла­дывающиеся взаимоотношениядетей в классе, их взаимооцен­ку,выражающуюся, например, и популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948).

На основе современных научных знаний можно с достаточ­ной уверенностью утвержда гь, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях но­сит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские опенки влияют на самооценку, так как успешность в освоении знаний является, в современной системе образования главным показателем личностнойзначимости. Под влиянием постоян­ной оценки представления о себе часто приобретают негатин-iibiii характер, самооценка оказывается заниженнойи напран-леннойлишь на успехи а учебной деятельности.

Но и самооценка н свою очередь воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, МО-* тивации, уверенности всвоих силах. Дети, представления ко­торых о себе не допускают высоких достижений, обычно реа­лизуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными пред­ставлениями о своих учебных способное i ях,обычно учатся го­раздо лучше.

Исследования

Исследование Э.Л. Носенко былонаправлено па выявление меха­низмов связи самооценки подростка и успешности сю обучения. Автор предположила, что в осноне механизмавлияния самооцен­ки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятель­ность подростка.

Результаты исследований показали, чти уровень самооценки под­ростков существенно влияет как на качественные показатели эффективностиинтеллектуальной деятельности, гак и на время со выполнения,если н ситуации присутствуют эмоциональныефакторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответствен­ность закачество деятельности и др.).

У подроаковс низкой самооцешсой показатели качества деятель­ностии эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значи­мом уровне, чем у подростком с высокой самооценкой, авремя выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объяс­няет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к змо-циогенным ситуациям, что и приводит к возникновениюэмоци­ональной напряженности, отрицательно сказывающейся на ка­чественных характеристиках времени ныполнепия деятельности (1998).

Наши рекомендации