И эмоционального компонентов самооценки

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным.Первый отражает знания че­ловека о себе, второй — его отношение к себе. В npoi leccc само-оценивания эти компонентыфункционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чис­том виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько зна­чима для личности полученная информация.

Качественное своеобразиекогнитивного и эмоционально-го компонентов придает их единству внутренне дифференци­рованный характер, определяющий особенности развития каж­дого из них.

Исследователями были выделены три уровня сформиро-ваниостикогнитивного компонента самооценки:

1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистич­ной самооценкой: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей;



Глава 5

Особенности Я-концепции оодростка




         
  И эмоционального компонентов самооценки - student2.ru   И эмоционального компонентов самооценки - student2.ru
 
  И эмоционального компонентов самооценки - student2.ru

Адекватная самооценка
— реалистичнаяоценка чело­векомсамого себя, своих спо­собностей, нравственных ка­честв и поступков. Адекват­ная самооценка позволяет субъекту отнестиськ себе критически, правильно coin -нести сноп силы с задачами разной трудности и с требо­ваниями окружающих.

наличием способности к обоб­щению ситуаций, в которых ре­ализуются оцениваемые каче­ства; каузальной атрибуцией па счет внутренних условий; глу­боким и разносторонним со­держанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблема­тичных формах.

2. Среднему уровню свой­ствен на непоследовательность

11роявления реалистичных самоо: |енок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружаю­щих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие само-оненочных суждений сравнительно узкого содержания; их реа­лизация как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3. Низкий уровень отличается преимущественной неадек­ватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональ­ными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооцен­ки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержани­ем самооцоночных суждений и употреблением их преимуще­ственно в категоричных формах,

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки н подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, и то время как де­тям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986).

Иследования

В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах раз­личных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооцен­ку, по их мнони ю, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка па будущую профессию и высокая учительская оцен­ка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низ­кая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусо» В. Г., 198<>).


Наши рекомендации