И эмоционального компонентов самооценки
Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным.Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В npoi leccc само-оценивания эти компонентыфункционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация.
Качественное своеобразиекогнитивного и эмоционально-го компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
Исследователями были выделены три уровня сформиро-ваниостикогнитивного компонента самооценки:
1. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей;
Глава 5
Особенности Я-концепции оодростка
Адекватная самооценка |
— реалистичнаяоценка человекомсамого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестиськ себе критически, правильно coin -нести сноп силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. |
наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией па счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
2. Среднему уровню свойствен на непоследовательность
11роявления реалистичных самоо: |енок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие само-оненочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооцоночных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах,
Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки н подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, и то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986).
Иследования
В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнони ю, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка па будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусо» В. Г., 198<>).