Смысложизненная ориентация подростков
По мнению Б. Франкла, поиск человеком смысла яиляется первичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных побуждений. Смысл уникален специфичен, потому что он должен и может быть реализоваг именно этим человеком и никем другим (Фрашсл В., 2000).
Таким образом, очевидно, что проблемастановления и раз-пития смысла жизни человека — одна изнажпе-йшихвпсихологии формирования личности. В. Э. Чудпоиский, рассматривая вопросстановления смысла жизни, особо выделяет подростковой период.Именно у подростков создаются предпосылки для появлениясмысла жизни, поскольку это «возраст открытия своегоЯ, оформления личности, с одной стороны, и формирования мировоззрения, с другой» (ЧудневскийВ. Э., 1995).
Смысл жизни |
— движущая силачеловеческого поведения, стремление человека к самоосуществлс-пию; центральный жизненный мотив,отражающий то, ради чего человек живет. |
В исследовании Г. А. Вайэерабыло обнаружено, что у подростком (7-8 кл.) в период становления смысла жизни проявляется псе разнообразие его содержания (широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные, эмоциональ-ныесмыслы). I !рписходитдальнейшее наполнение и расширение семантического поля понятии «жизнь», смысла жизни, смысла моей жизни и более чет-
кое их разграничение. Подростки осознают возможность и необходимость перестройки жизненного смысла в процессе взросления (Вайзер Г. А., 2001).
Исследования
В работе Т. Г. Цигулсвой и Т.А. Бирюковойсделана попытка ис-гледонания становления смысложизнеиныхориентации среди старшеклассников. Было обнаружено, что смысл жизни в сознании подростков представлен чаще как цель и как процесс жизни (ответы типа «сама жизнь, повседневность И действительность»). Определенная часть подростков еще только начинает задумываться о смысле ЖИЗНИи выделяет несколько смыслов жилни. т, е. еще недостаточно иерархияировапную систему ценностей. Главными факторами, влияющими на становление смысла жизни, по мнению самих испытуемых, являются пример родителей, собственный жизненный опыт, чтение литературы, влияние общения с педагогами и влияние СМИ (ЦигулеваТ. Г., Бирюкова Т А 2001).
Таким образом, именно в подростковом возрасте вместе с осознанием себя как личности перед человеком впервые встают вопросы: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» И от диффузных, расплывчатых, малоосознаваемых целей че-лоиек постепенно приходит к уникальному смыслу своей собственной жизни.
Идеалы
Идеал это не обязательно какая-либо конкретная выдающаяся личность, это может быть и обобщенный образ желаемых человеком черт. При этом желаемые черты могут находиться в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику самого человека, т. е. он выделяет либо те качества, которые особенно ценит, либо те качества, которых ему как раз недостает.
В подростковом возрасте идеал приобретает особое значение для формирующейся личности. Основанием тому является повышение уровня самосознания подростков, саморефлексии и поиск своей идентичности, т. е. процесс творения самого себя. По мнению Б. В. Кайгоролова, формирование идеалов возможно л ппп, тогда, когда человек задумается о себе, попы-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
тается разобраться в себе и переживает знания о себе, полученные в процессе размышленияо себе и саморазбирательства. В это** случае идеалприобретает для i юдристка смысл и выступает общим емыслообразующим устремлением личности растущего человека (Кайгородов Б. В., 1999).
Исследования —------ ■---------------- "----------------------------------------
В [[(.следовании Б. В. Кабгорадовабыло обнаружено, что для подростков 10-11 лет н большей степенихарактерен конкретный идеал (48% от числа опрошенных), у 12-13-летних уже доминирует син'готический образ (58%), а некоторые подростки говорят о том, что хотят «оставаться, быть собой». Н 14- 15 лет наблюдается постепенное фсфМ1грование обобщенного образа идеала (24% от числа опрошенных).
Полученные автором данные, по всей видимости, можно объяснить тем, что о возрасте 14-15 лег некоторая часть подростков перерастает из стремления просто копировать чей-то чужой образ, у них уже сформировалась в определенной степени Я-кон цепни я, и та ее часть, которую в психологии принято называть Я-идеалыюе. выступает в данном случае этим обобщенным образом.
Собственно и идеале и проявляется общая направленность человека (здесь можно позволить себе i юрефразировать извест-ную пословицу— «скажи мне, кто твой кумир, и я скажу, кто гый). Последнее, по всей видимости, характеризует тех подростков, которым пока еще не удалось сформировать спою идентичность «следствие довольно низкого уровня рефлексии относительно самого себя, ведь создание идолов — это не что иное, как бегстно от реальности, бегство от самого себя. Бездумное поклонение создает идолы, рефлексия — идеалы и зрелую Я-коицепцию.
Интересы и увлечения
Важным мотивашшнньш образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы. Интересы представляют одну из главных характеристик личности человека, наиболее обще их можно определить как эмоциональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выготского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка. Причем на этапах перехо-
да и каждого следующегопериода онтогенеза отмечается свер-тымание, отмирание прежде установившейся системы интересен и появление новых стремлений, па которых впоследствии развиваются новыеинтересы: «У подростка не толькопоявляются новые интересы, но отмирают старые, он не только начинаетинтересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к пещам, которые занимали егораньше* (Выготский Л. С, 1984).
В подростковомвозрасте происходяткардинальные изменения в сфере интересов человека: именно на этом возрастном этапе они претерпевают значительные изменения как в количественном, так и в Содержательном плане, а также в степени своего проявления, степени влияния на активность подростков.
Самым существенным в развитии интересов подросткового периода, по мнению С. Рубинштейна, является:
1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число связанных между собою систем, приобретающих известную устойчивость;
2) постепенное переключение интересов с частного и конкретного (кол лею (ион про вапие в школьном возрасте) на отвлечен мое и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;
3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;
4) рост интереса к психическим переживаниям других люде]], и особенно своим собственным (юношеские дневники);
5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов, направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессиональную — технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков (Рубинштейн С. 2000).
■ Если рассматривав ь развитие интересов в количественном отношении, то здесь, согласно Д. И. Фельдштейну, можно выделить три стадии в развитии интересов.
Первая стадия характеризуется разбросанностью интересов, стремлением все попробовать, во всем принять участие (более 60% опрошенных учащихся 10-11лет состояли в трех или более кружках, секциях).
Глава 4
Особенности мотиеационной сферы подростка
На второй стадии, в 12-13 лет, интересы детей стабилизируются. В трех и более кружках занимались уже 50% школьников.
На третьей стадии подросткового возраста (14-15 лет) происходит дальнейшаястабилизация интересов: три занятия выбрали только 28% школьников, а больше половины отдали предпочтение только 1-2 занятиям (Фельдштейн Д. И., 1999).
Увлечения
Чрезмерная вы ражен нос ть интересов подростков к чему-нибудь может приобрести, по мнению А. Е. Личко, характер увлечения. Увлечения, по его мнению, составляют важнейшую черту именно подросткового возраста: «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр». Нередко увлечения подростков могут стать причиной нарушения поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений (Личко А. Е., 1983).
Из выделенных А. Е. Личко типов подростковых увлечений особенно важны эгоцентрические и информационно-коммуникативные.
Эгоцентрическиеувлечения — всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться и центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, иногда спортивные соревнования — все, что даег возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же относится увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры.
Информатшшо-коммуни кативные увлечения проявляются в жажде получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также в потребности во множестве понерхностных контактов. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этогорода увлечений (Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983. С. 41-45).
Что касается содержательного анализа сферы интересов и увлечений подростков, то современные исследования отмеча-
ют недостаточное их многообразие у современных подростков.Поданным В. А. 11опова, О. Ю. Кондратьевой, в свободное время подростки в основном гуляют со сверстниками, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% от числа опрошенных), спортом занимаются около 3% подростков, а у 15% пет никаких увлечений и время они проводят и ничегонеделании (Попов В. А., Кондратьева О. Ю., 1999).
Телевидение
Среди р:м. ч 1'шых способов времяпрепроножденпя телевизор занимает одно из лидирующих мест. В среднем, но данным ранных исследований, школьники проводят у телевизора 4-5 часов в день. Тому причиной во многом является памш общенациональная традиция проведения досуга, но все же в пору взросления телевизор становится для многих подростков идеальным средством отвлечься от своих проблем, как школьных, внутрисемейных, так и внутриличностных. Собственные переживания, ощущение неуверенности и пустоты уходят на второй план, именно поэтому многие подростки смотрят все без разбору — телевизор выступает для них средством бегства от реальности, и это часто вызывает дополнительные конфликтымежду нимии родителями. Что касается зрительскихпредпочтений, то они мало отличаются от предпочтении подростков других стран. Так, например, анализ зрительских предпочтений 15-летних подростков из франкоязычных стран (Франция, Канада, Бельгия) продемонстрировал их большой интерес к проблемам секса, моды, музыки, киносериалам, спортивным передачам и новостям техники и полное безразличиек политическим и культурно-просветительским программам, научно-популярным передачам (Мельник 1". С, 1996).
Компьютер и Интернет
Среди характерных увлечений современных подростковособое
место занимает компьютер и Интернет. Наиболее обще можно выделить три группы мотивов, обусловливающих обращение подростков к этим видам врсмяпрепропождепия:
1) познавательные мотивы, связанные с поиском разнообразной информации;
2) мотивы, связанные с удо плети о рением потребностей в игре. Компьютеры (сюда же можно отнести игровые автоматы) предлагают все увеличивающееся количество самых разнооб-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
разных игр, с другой стороны, все большая доступность компьютеров и Интернета приводит к тому, что для отдельных под-ростков эти увлечения уже приобретают аддиктивный характер, занимая все свободное и даже учебное время;
3) мотивы, связанные с общением. Интернет для многих подростков представляет своего рода коммуникативную среду и, таким образом, удовлетворяет довольно большое число потребностей подростка. Анонимность, невидимость субъектов общения позволяет подросткам опробовать те модели поведения, которые невозможно реализовать в реальном общении. По большому счету, Интернет можно рассматривать как среду реализации «идеального Я» подростка, как среду, в которой происходит поиск подростком своей идентичности.
Спорт
Занятия спортом, физические упражнения не входят, ко признанию многих исследователей, в сферу приоритетов современных подростков: только небольшое число подростков занимаются в каких-то спортивных секциях. С одной стороны, причиной этому могут быть материальные затруднения, которые не позволяют подростку заниматься в этих секциях и кружках, а с. другой стороны, в стране еще пока и недостаточной мерс культивируется идея здорового образа жизни.
Однако занятия спортом, физические упражнения могут удовлетворять многие потребности подростков. Во-первых, они дают им возможность почувствовать, понять свое постоянно изменяющееся тело, оценить пределы своих способностей, проверить свою силу, выносливость и, конечно же, научиться владеть своим телом. С другой стороны, для многих подростков основным мотивом занятий физическими упражнениями яаля-ется желание обладать стройным, тренированным телом, которое соответствует современным, культивируемым средствами массовой информации идеалам женской и мужской красоты. Не менее сильным мотивом является также желание научиться постоять за себя. В частности, этот мотив, как правило, является ведущим у тех подростков, которые увлекаются различными восточными боевыми искусствами. Здесь следует заметить также, что интерес к восточным боевым искусствам во многом стимулируется модой, которая поддержи кается популярной печатной, кино- и видеопродукцией. Следует учитывать
также и такую психологическую черту молодых, как интерес ко всему необычному, нетрадиционному.
Многие подростки предпочитают коллективные формы спорта, поскольку они могут дать им гораздо больше, чем просто физическую нагрузку. Например, футбольная или любая другая команда станонится для подростка той социальной группой, в которой он проводит большую чает I- времени, удовлетворяя свои потребности в аффнлиацин и в обше-нпн.
Резюме
Б подрост ковый период в мотикашюшюй сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный, так и качественный характер.
Выстраивается иерархическая структура мотивов. С развитием процессов самосознания наблюдаютсякачественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы пр и нимаю/характер стой кош увлечения. Но механизму действия мотивы становятся не непосредственнодействующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Возникновение опосредованныхпотребностей делает возможным для подростка сознательное управление своими потребностямии стремлениями, овладение споим ниуфгншш миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Главная задача подросткового возраста - обрекши проСАостакак в физиологическом, гак и в социальном плане, а 'также качественное своеобразие МОТИВОВи потребностей, возникающих в этот период.
Формирование чувства Личной идентичности — одно из важнейших новообразован ий у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональпую, идеологическую и моральную идентичность.
В поисках своей идентичности подростокстремится эмансипироваться от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:
—Эмоциональную эмансипацию,т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовалисьу него в раннем детстве;
—формирование интеллектуальной независимости, т. е. способности мыслить самостоятельно, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, способность самостоятельно принимать решения;
10S
Глава 4
Особенности мотивациоиной сферы подростка
— помлонческую автономию, которая проявляется в самых различных областях ЖИЗНИподростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпрепровождения до выбора профессии.Потребность подростковн независимостипроявляется в ихстремлении к пространственной автономиии экономическойнезависимости от родителей. я
Стремление к взрослости,становление личной идентичности Приводитк тому, что у подростка начинает резко и настойчиво проявляться потребностьв признании и уважении его как личности.
В психологии разнития подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивногоформирования цсшюст-ных ориентации личности.Система ценностей подростка, находящаясяеще в процессе своего становления, является относительнонеупорядоченной и неустойчивой. Приоритетные ценности у подростков — счастливая семейная жизнь и обретение материального благополучия.
Подростковый возраст можно рассматривать как наиболее сеи-зитинный период для формирования идеальных образов.Однако процесс «идеалотворчестна» неоднороден, и можно обнаружить определенные структурные изменения в его образе на разных стадиях подростковоговозраста.
Сфера Интересови увлечений современных подростков недостаточно многообразна. В свободноевремя подростки восновном гуляют со сверстниками, встречаются сними дома, смотрят те-леиизор, слушают музыку, а у части нет вообще никаких увлеченийи время онипроводя тв ничегонеделании.
Э моцно i шл ь ная у стой ч и вость
Аффект неадекватности
Эмиатия
Мотив
Мотивация
Идентичность
Э гоцентрическа я установка
Воображаемая аудитория
Миф о собственной исключительности
Афф и л и ат и впая потребность
Потребность ь автономии
Эмоциональная автономия
Интеллектуальная автономия
Поведенческая автономия
Пространственная автономия
Экономическая автономия
Потребность в признании, уважении и самоуважении
Интсриор ] и аиия
Религиозность
Конформность
Смысл жизни
Увлечения
Вопросы к главе
1. Подумайте, как эгодоми нантпая установка проявляетсян поведении подростка? Каким образом она Влияетпа его успешность в деятельности?
2. Многие обеспеченные современные родители, подражающие западному образу жизни, не дают детям денег на карманные расходы, объясняя это тем, что ребенок уже взрослый иможет сам заработать себе на морожешк:. Как вы считаете, оправданы ли эти методы воспитания в российскихусловиях?
Ключевые понятия и термины
Аффективнаясфера
Эмоции
Эмоциональная возбудимость
Особенности Я-концепции подростка
---------------------- 1----- Образ Я — совокупность образов (чувственных опущений,восприятий, представлений) и характерных образов своих дейгпшм по отношению к самому себе идругим. |
Самооценка |
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектомсамосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Ананьев г). Г., 1948).
В подростковом возрастеу молодыхлюдей активно формируется самосознание, вырабатываетсясобственная независимая системаэталонов самооценивания и самоотношении, нее более развлнаются способности проникновения вевой собственный мир.
в этом возрастеподросток начинает осознавать спою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Основные определения Я-концепции
Я-концепция — зто обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности (Реан А. А., 1999. с. 47).
Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате кри-
тического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни ит. п. Описательную составляющую Я-концспции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.
— компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических харак-теристик, способностей, нравственных качеств и поступков. |
В Я-концепции имеется констатирующий реальный образ Я в настоящее время, а также Я-перспективное, т. е. то, на что'Я-реальное ориентировано.
Образ тела и Я-концепция
Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослойгенитальной сексуальности являются одними и:) основных задач периода пубертатного развития.
Этими задачам*)i«> многом и определяется развитие Я-кон-пепции подростков, и в частности их самооценка.
В этот возрастной период другой человек начинает занимать II жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического обли ка других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-;] ибо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
Мнение ученых
По данным В. Н. Куниципой, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка янляются физиче-с кие особенности, элементы облики, жгем одежда, прическам ш-рюкплыюеповедение.
Глава 5
Особенности Я-концепции подростка
С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений ипоявляется большая гибкость и разносторонность; и физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость (ВуницинэВ. П., 1968). '
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и егсфизические чертыначинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.
Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, и иди ни дуализма).
Половые различия
В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнеекоррелирует с оценкой привлекательностисвоего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки ян.'шется эффективность тела.
Подростка волнует го, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит о г того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.