Формирование половой идентичности
Формирование устойчивого психосексуального чувства идентичности личности часто считают одной из главных задач старшею подросткового возраста. Смещение акцента в сторону Партнерских взаимоотношений требует от подростка ;шоцио-
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
нальной автономии от своей семьи. Общение со сверстниками оказывает не меньшее влияние на форм ирование половой идентичности. Наиболее известным примером сильного влияния сверстников на подростка является его стремление подражать общему стилю в одежде и прическе. Дружба со сверстниками тогоже пола особенно важна для младших подростков, когда тесные донерительные отношения между ними могут способствовать пониманию сложных личностных чувств. Дружба со сверстникамипротивоположного пола возникаетпозднее и ассоциируется с такими явлениями, как назначение свиданий, игра в «жениха» («невесту») и интенсивные эмоциональные отношения между юношами и девушками, которые наиболее типичны для 15- 18-лстиих молодых людей.
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие половой идентичности. Форм ирование чувства принадлежности к мужскому или женскому иолу осуществляется под влиянием биологических, социальных и культурных факторов (Баттсрворт Дж., Харрис, 2000).
Переживание одиночества — серьезнейшая проблема юношеского возраста
Одна иу серьезнейших проблем старшего подросткового возраста — одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука* — так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неумеренность в собственных силах, они склонны считать, что одиноки. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно, в силу все той же «мужской сдержанности*, не позволяющей свободно выражать свои чувства.
Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо лито или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутым, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Молодым людям, склонным испытывать чувство подавленности и тревоги, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не
ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать их в своих интересах. Весьма трудно наладить дружеские отношениятем, кто был лишен родительской поддержки. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений (Райе Фы 2000).
Кроме того, подростки, как правило, острее чу не ту ют одиночество, чем взрослые люди. Частично это обусловлено социально, поскольку и молодежной культуре считается, что если нам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете.