Формирование индивидуального стиля деятельности
Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».
Еще одной особенностью развития когнитивной сферы в юношеском возрасте является то, что умственный рост старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Мнение ученых——■—■________________________________
Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышлении, т. е, устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.
От чего зависит стиль мышления старшеклассника или Юноши? В значительной степени стиль мышления определяет-
Глава 2
Особенности развития когнитивной сферы подростка
ся типом нервной системы. 11апример, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.
Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности только к особенностям нервной системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Так, лица с инертными нервными процессами компенсируют свое запоздание, несвоевременностьреакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности. Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Тем более что развитие самостоятельности мышления юношей способствует их интеллектуальному развитию в целом.
Исследования
Американские психологи Каре» Миллер,Молили Кон и Карми Скулер (1085, 1986) провели большое лонгитюдноеисследование, в котором изучалось влияниетруда на личность. В экспериментенаряду со взрослыми участвовало околи 200 юношей. В результате было установлено, что болеесложная и более самостоятельная, свободная от мелочно]! опеки учебная работав большей степени способствует формированиюу подростков гибкого,творческого стиля мышления, а также вырцОатьшает у них потребность в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстро&с19,
В то же время стремление учителей старших классов равняться на середняка (троечника), без предоставления свободы самостоятельного развития «сильных», без учета дифференци-апи испособностей иинтересов обучаемых, тормозит умственное развитие подростков, снижает их учебную активность и порождает атмосферу скуки и безответственности.В данном случае может возникать противоречивая ситуация, когда старшеклассники перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Поэтому учет индивидуальных особенностей лиц, достигшихюношеского возраста, в учебном процессе, формирование у ии способности самостоятельного
мышления является важнейшим услописм нх интеллектуального развития.
Резюме
В подростковом возрасте происходит активное развитиепсихических познавательныхпроцессов и формированиеличности. Изменяются интересы ребенка, они ста и " ни к и пи. ice дифференцированными и стойкими. Учебные интересыуже неимеют первостепенного значения.
Развитиепознавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом июношеском возрасте имеет две стороны количественную(подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник)и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачирешает человек, а каким образом он эти делает).
В лот период происходит формирование навыков логического мышления, а.чатем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, которыйнаходит свое выражение и стиле мышления. Следуетотметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессии у детей достигает такогоуроним, что они оказываютсяпрактически готовыми к выполнению всех видовумственной работы взрослого человека, включая самыесложные. Познавательныепроцессы становятсяболее совершенными и Гибкими,причем развитие Средств познания оченьчасто опережает собственно личностное развитиеподростка.
Вопросы к главе
1. Перечислите мнемонические приемы, которые будут особенно аффективны для старших школьников, учитываяособенности развития памяти и мышления в подростковом возрасте.
2.Согласны ливы с мнением Я. А. Пономарева, что человек до-стипип пика интеллектуального развития в 12 лет? Предложите Свои аргументы«за* или «против*. Как можно проверить эту гипотезу экспериментальным путем?
3. В одну маленькую деревушкув Моравии, которая тогда былав составе Австро-Венгрии, приехал спроверкой инспектор министерства просвещения. Проверит рошл а удачно, и в конце урока ииспсктор задал детям один вопрос «Сколько волос улошади?» П m;i.ii.4Uk тут же поднял руку и сказал: «У лошади 3571 962 во-
Дффективнан сфера |
Эмоции |
42 ___ ' ______ Глава 2
лоса». Инспектор с удивлением спросил: «А откуда ты знаешь, что это точное число?* Мальчик Ответил: «Если вы неверите мне, можете сосчитать сами». Инспектор засмеялсяи сказал,что непременно расскажетэту историю коллегам по возвращенийв Вену. И сэтим он уехал, Когда черезгод инспекторприехал в эту же школу с очередной проверкой, у него опросили, понравилась ли em коллегам история сколичеством волос у лошади. На что инспекторотнетил: «О да, это была забавная история,Но я не смог ее рассказать.Когда м вернулся в Вену, то, хоть убейте,никак не смог вспомнить число волос*.
В этой истории естьпримеры конвергентного и дивергентногомышления. В чем они выражаются?
Из какой известной книги, посвященнойпродуктивному мышлению, процитирован этот случай?
Ключевые понятия и термины
Пшнавательн ые психические процессы Интеллектуальнаясфера Когнитивные процессы Перцептивная деятельность Теоретическое мышление Логическое мышление
Мнемические процессы Логическая память
Произвольная память
Опосредованная память
Воображение
Письменная речь
Абстрактно-логическое мышление
Внимание
Дивергентное мышление
Конвергентное мышление
Индивидуальный стиль деятельности
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка