Творческие возможности юношеского возраста

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуаль­ных различий между людьми. Так, если весьма значительная часть достигших этого возраста характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то другие проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Ибо развитие интел­лекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.



В настоящее время важ­нейшим интеллектуальным компонентом творчества при­нято считать преобладание ди­вергентного мышления, кото-рос предполагает, что на один и тот же вопрос может быть мно­жество одинаково правильных и равноправных ответов (в от­личие от конвергентного мыш­ления, ориентирующегося на однозначное решение, снимаю­щее проблему как таковую).

Однако тнор чес кий потен­циал личности не сводится к ка­честву интеллекта.

Экспериментальные ис­следования отечественных пси­хологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. Л. Петровского (1975) и других свидетельствуют, что

вотличие от простой целесообразной деятельности творчество пмсп целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество, скорее всего, является частным случаем более об­щего свойства активности субъекта, включающего его готов­ность и способность к самоизменению.Это свойство проявля­ется в любой деятельности — в социальной активности, худо­жественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д.

Исследования

Американские психологи М. Шрлоф,Л. Датта (1968) проводи­ли исследования по сравнению личностных свойств творческих людей нескольких возрастных групп — взрослых и юношей — Друг с другом и сменее творческими людьми. Оказалось,что бо­лее творческие люди, независимо от возрастаи направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством инди­видуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опи­раться на собственные силы, эмоциональнойподвижностью, же­ланиемработать самостоятельно и одновременно с этимуверен­ностью и себе, уравновешенностью и напористостью. При этом



Глава 2

Особенности развития когнитивной сферы подростка




Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru Творческие возможности юношеского возраста - student2.ru возрастных различий но jh-им качествам ученые не нашли. Одна­ко были обнаружены существенные различия в другом наборе качеств, который условно может быть назван * дисциплинирован­ной эффективностью». В этот набор вошли такие качества, как самоконтроль, потребность в достижении и чуиство благополу­чия. Анализ сопоставления.этих качеств между возрастными группами показал, что творческие взрослые имеют по этой груп­пе качеств более низкие, а творческие юноши - более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники,

Возрастные различия, выявленные американскими уче­ными М. Парлоф, Л. Датта, скорее всего, обусловлены тем, что творчество предполагает, с одной стороны, умение освободить­ся из-под влияния обыденных представлений и запретов, спо­собность искать новые ассоциации и подходы к решению воз­никших проблем, а с другой — развитый самоконтроль, орга­низованность, умение себя дисциплинировать. Поэтому положение юноши и взрослого в этом отношении, как считает И. С. Кон, различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творче­ски продуктивным, юноша нуждается в большей интеллекту­альной дисциплине и сохранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников. Взрослый, сложившийся человек, как правило, тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возмож­ностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшекласс­ник.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что конкретные лично­стные свойства творчески одаренных юношей могут существен­но различаться. Это во многом зависит от основной сферы дея­тельности человека. Например, по мнению И. П. Павлова, на­учное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта и способностью к абстрактно-логи­ческому мышлению, что совсем не обязательно для художни­ков, у которых чаше всего преобладает образное мышление. Кроме того, большое значение имеют условия воспитания. Так, у одаренного юноши, если его самовыражение затруднено, мо­гут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, кото­рые отсутствуют у того, кому семья и школа помогают раскрыть и реализовать свои способности.




Следует обратить внимание натот факт, что, как свидетель­ствуют многие психологические исследования, творческие до­стижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе (Р. Хогэн, 1980). Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемо­стью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди. Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др.

Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, посколь­ку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности юношей и девушек и стимулиро­вать ее развитие в желательном направлении.

Наши рекомендации