Творческие возможности юношеского возраста
Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий между людьми. Так, если весьма значительная часть достигших этого возраста характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то другие проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Ибо развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
В настоящее время важнейшим интеллектуальным компонентом творчества принято считать преобладание дивергентного мышления, кото-рос предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую).
Однако тнор чес кий потенциал личности не сводится к качеству интеллекта.
Экспериментальные исследования отечественных психологов Д. Б. Богоявленской (1976), В. Л. Петровского (1975) и других свидетельствуют, что
вотличие от простой целесообразной деятельности творчество пмсп целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество, скорее всего, является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включающего его готовность и способность к самоизменению.Это свойство проявляется в любой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д.
Исследования
Американские психологи М. Шрлоф,Л. Датта (1968) проводили исследования по сравнению личностных свойств творческих людей нескольких возрастных групп — взрослых и юношей — Друг с другом и сменее творческими людьми. Оказалось,что более творческие люди, независимо от возрастаи направленности интересов, отличались от остальных развитым чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональнойподвижностью, желаниемработать самостоятельно и одновременно с этимуверенностью и себе, уравновешенностью и напористостью. При этом
Глава 2
Особенности развития когнитивной сферы подростка
возрастных различий но jh-им качествам ученые не нашли. Однако были обнаружены существенные различия в другом наборе качеств, который условно может быть назван * дисциплинированной эффективностью». В этот набор вошли такие качества, как самоконтроль, потребность в достижении и чуиство благополучия. Анализ сопоставления.этих качеств между возрастными группами показал, что творческие взрослые имеют по этой группе качеств более низкие, а творческие юноши - более высокие показатели, чем их менее продуктивные сверстники,
Возрастные различия, выявленные американскими учеными М. Парлоф, Л. Датта, скорее всего, обусловлены тем, что творчество предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под влияния обыденных представлений и запретов, способность искать новые ассоциации и подходы к решению возникших проблем, а с другой — развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Поэтому положение юноши и взрослого в этом отношении, как считает И. С. Кон, различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. В то же время, чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и сохранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников. Взрослый, сложившийся человек, как правило, тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому. Кроме того, взрослый человек, уже доказавший свой творческий потенциал, имеет объективно больше возможностей варьировать свое поведение, чем юноша-старшеклассник.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей могут существенно различаться. Это во многом зависит от основной сферы деятельности человека. Например, по мнению И. П. Павлова, научное творчество должно сочетаться с высокими общими показателями интеллекта и способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников, у которых чаше всего преобладает образное мышление. Кроме того, большое значение имеют условия воспитания. Так, у одаренного юноши, если его самовыражение затруднено, могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогают раскрыть и реализовать свои способности.
Следует обратить внимание натот факт, что, как свидетельствуют многие психологические исследования, творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе (Р. Хогэн, 1980). Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемостью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди. Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др.
Данное явление, вероятно, обусловлено тем, что, поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса. Поэтому одно из высших умений учителя состоит в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности юношей и девушек и стимулировать ее развитие в желательном направлении.