Пять стадий полового созревания
Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созреваи ие, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием.
В процессе полового созревания можно выделить пять стадии, характерных как для мальчиков,так и для девочек (Map-цинковская Т. Д. и др., 2001; Физиология роста и развития детей и подростков, 2000).
Первая стадия — детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная система развивается медленно и фактически незаметно) Регуляция развития осуществляется гормонами щитовидной железы и соматотропными гормонами гипофиза. (Половые органыи это время претерпевают медленные изменения, вторичные признаки иола не развиваются.
Первадстадия завершается у девочек в 8-10 лет, а у маль-чиковв 10-13лет.
Вторая стадия — собственно начало пубертата — связана с увеличением активности гипофиза. Возрастает выделение секреции гинофи.эарных гормонов (соматотропина и фоллитропи-на), которые определяют ускорение роста тканей и появление начальных признаков полового созревания.
Стадия заканчивается у девочек в 9-12 лет, у нальчиков в 12-14 лет.
Третья стадия — этап активизации половых желез,которые выделяют стероидные гормоны (андрогены и эстрогены), усиливается функционирование другнхжвлеэ внутреннейсекреции (щитовидной железы, надпочечников).
— гормон позвоночных животных и человека, вырабатываемый гипофизом;ускоряет рост тела, участвует в регуляции обменавеществ. |
Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренном прибавлении в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подростковот периода.
— гормон животных и человека, вырабатываемый гипофизом; у мальчиков вызывает развитие семенных канальцев в семенниках, стимулирует сперматогенез, у девочек — развитие фолликулов. |
В подростковый период дети вырастают па 5-8 см в год.
Девочки растут более активнов 11 12 лет (рост увели-чи вается до 10 см за год).
Мальчики прибавляют в рострв 13-14 лет, а после 15 лет обгоняют девочек в росте
Увеличение в росте происходит в основном за счет трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, что обусловливает изменение осанки подростков — плоская, узкая или даже впалая Грудь, затрудняющая дыхание.
Вместе с ростом увеличиваетсяи масса тела.
Девочкиприбавляют в год 4-8 кг, особенно интенсивно в 14-15 лет, мальчики —7-8 кг в Год.
Темпы ростамассы тела отстают от темпов роста скелета, что определяет внешнийвид полростка: костлявая, вытянутая фигура.
Несоответствиеразмера, скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движений, общей неловкости, уг-лоъа гости, обилию лишних движении. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложнымидвигательными навыками. Эта парадоксальная ситуациясочетания неловкости и сен щ i и ипости в овладении сложными движениями объясняется тем, что постепенное развитие точ-
Глава 1
Биологические особенности развития
----------------- -—— Андростерон — производное мужского полового гормо на тестостерона, по гормональной активности примерно в 5 раз слабее тестостерона. Способен вызвать усиление или появление вторичных половых признаков. |
ного функционирования происходит последовательно:сначала рост мышц,затем наращивание мышечной силы и после этого — координация. Несформировавшаяся система в уярШЛб;нии движениями обладает наибольшей пластичностью, готовностью к обучению, поэтому тренировки играют существенную роль в формировании согласованных движений.
В подростковом возрасте растут легкие, совершенствуется дыхание (хотя его ритм остается учащенным), увеличивается емкость легких. Окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков — брюшной,у девочек—грудной.
Усиленный рост органов и тканей предъянляег особые требования к деятельности серд]и. Оно в этом возрасте интенсивно растет, но росткровяных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, наблюдается нарушение ритма сердцебиения. Это обусловливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может приводить к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении внимания, памяти, восприятия.
На данной стадии происходит появление вторичных половых признаков.
У мальчиков ломается голос, пробиваются усы, борода, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах, начинаются поллюции.
У девочек развиваются молочные железы. Жировая клетчатка формируется по женскому тину: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются.
Четвертая стадия — период максимальной активности половых гормонов: андрогенов (мужских) и эстрогенов (женских).
Мужские половые гормоны (андрогены) вырабатываются особыми клетками семенников. Основным мужским половым
гормоном являются тестосте-
Вторичные половые признаки
— совокупность особенностей нлй Признаков,от дичающиходин пол от другого (за исключением половых же-ic.i, являющихсяперничны-ми половыми признаками). |
рон и его производное андро-стерон. Они обусловливают развитие полового аппарата и рост половых органов, формирование вторичных нолопых признаков: голоса, гортани, скелета и мускулатуры по мужскому типу, рост волос на лице и
— основной мужской половой гормон ПОЗВОНОЧНЫХЖИВОТНЫХ и человека. Вырабатывается главнымобразом семенниками. Стимулирует функцию мужских половых органов, развитиевторичных половыхпризнаков. |
теле. Совместно с фолликуло-Стимулнрующим гормоном гипофиза тестостерон активизирует сперматогенез (созревание сперматозоидов).
При гиперфу11 кции семенников отмечается преждевременное половое созреваний быстр ьш рост тела и развитие вторичных половых признаков.
Поражение семенников или их удаление (кастрация) в раннем возрасте приводит к прекращениюpocrai! развития половых органов, вторичных половых признаков, при этом удлиняется период роста костей, отсутствует половое влечение, не растут волосы на лице, теле, i ie происходят изменения в голосе (он остается высоким в течение жизни). Короткое туловище и длинные руки и ноги придали евнухам характерный вид.
Женские половые гормоны (эстрогены) вырабатываются в яичниках. Они оказывают влияние на развитие половых органов, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, готовность матки к беременности, а молочных желез — к кормлению ребенка.
Половые различия
У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков, напротив, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно, развиваться гениталии.
Основным женским половым гормоном является эстради-ол. К женским половым гормонам относится и прогестерон — гормон беременности (гормон желтого тела).
Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание и раннюю менструацию. Описаны случаи полового созревания девочек в 4-5 лет.
Глава 1
Биологические особенности развития
Эстраднол |
Прогестерон |
— основной женский половой гормон, вырабатываемым в яичниках. Стимулирует рост и развитие женских половых органов, участвует в регуляции полового цикла, влияет на обмен вещем в. |
На этой стадии активно развиваются вторичные половые признаки, которые могут достичь заиершения. У девочек порой начинаются менструации.
— женскийстероидный половой гормон подоночных животных и человека. Вырабатывается главным образомв желтом теле яичников. Подготавливаетматку к имплантации и питанию яйца, регулирует обмен веществ в женском организме. |
Пятая стадия — завершение формирования репродуктивной системы, что означает становление регуляции между отдельными звеньями системы: гормонами гипофиза и периферическим и железами. Вторичные половые признаки выражены полностью.
В 16-17 лет в основном заканчивается формирование скелета по женскомутипу. В19-20 лет у девушек происходит окончательное становление менструальной функции, наступает анатомическая и физиологическая зрелость.
У мальчиков в 15-16 лет идет процесс усиленного развития вторичных половых признаков, начинаются непроизвольные извержения семени. Однако анатомическое и физиологическое созревание заканчивается к 24 ГОДОМ.