Билет 38. Личность и самосознание подростка.
Развитие самосознания.Включает возникновение и развитие чувства взрослости и «Я–концепции».
Самооценка:
- В 3 года – появляется. Чисто эмоциональная и завышенная.
- В дошкольном возрасте – ребенок может оценивать свое поведение, но оценка поверхностная.
- К младшему школьному возрасту – с\оц. становится более адекватной и дифференцированной. Оценивают качества, связанные с учебной деятельностью. К концу возраста чаще ссылаются на свои чувства.
- 11–12 лет – интерес к своему внутреннему миру, углубление и усложнение самосознания, подросток открывает свой внутренний мир, возникают переживания. Появляется желание узнать какой он есть на самом деле + хочет узнать каким он хочет стать. Возникает личностная рефлексия.
Факторы, влияющие на формирование с\оц:
1. Присвоение оценок референтных окружающих.
2. Начинает сравнивать свои поступки со своими представлениями о том или ином качестве.
3. Рефлексия. В результате появляется неустойчивость и сверхобобщенность.
Самоанализ:
Если он чрезмерный, то он может перейти в самокопание, которое может перейти в недовольство собой. Воображаемая аудитория – феномен, когда подросток считает, что все за ним наблюдают.Стремление к уединению, удовольствие от тоски.
Основное образование – «Я–концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
2 образа «Я»: 1. Реальное «Я» – физическое Я, когнитивное Я, личностное Я, межличностное
2. Идеальное «Я». Оценочный компонент: – с\оценка; – осознание оценки другими; – социальные нормативы;
2 варианта выхода из столкновения идеального и реального «Я»:
1) Идеальное «Я» недостижимо? Вследствие, возникает чувство неуверенности в себе.
Выражается в обидчивости, упрямстве, агрессивности. 2) Идеальное «Я» представляется примерно достижимым, это приводит к самовоспитанию.
Возникновение саморегуляции: Не все подростки могут проявить силу воли.Надежда на чудо, т.е. ребенок считает, что то, к чему он стремиться, произойдет само собой, благодаря какому-то чуду. У ребенка возникает потребность изменить себя.
Есть желание, но умения нет –– и в связи с этим возникают неадекватные поступки, которые могут привести к дивиантному поведению.
Психолог должен за этим следить и это все организовать.
К концу возраста у ребенка появляется внутренняя точка отсчета, т.е. впервые подросток хочет соответствовать собственным требованиям.
Билет 39. Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.
14-15 – 21-22 года.
2 подпериода:
1) Ранняя юность – школьный подпериод (14-15 – 17-18 лет = 9,10,11 классы).
2) Студенческий подпериод – II период юношеского возраста (17-18 – 21-22 года).
Социальная ситуация развития.
Социально-психологическое содержание – овладение взрослыми ролями, взросление.
Подросток: доказать всем – «Я не ребенок». Начинает переход, но нет опыта перехода.
Юношеский: есть опыт перехода, положение более стабильное, социум признает взрослеющим, если не взрослым.
Положение юношеского возраста – двойственно.
Все виды зависимостей + материальная зависимость и моральная зависимость. Взрослость признается, но объективно.
Центральная линия развития: развитие личности. личность с юношеского периода начинает влиять на содержание всей психической жизни.Формирование мировоззрения, формирование самоопределения (в т.ч. и профессионального).Устремленность в будущее.
Юношеский возраст может наследовать проблемы подросткового возраста.
Анатомо-физиологические возможности.
Физическое развитие.
Темпы замедляются, идет достаточно плавно и равномерно. Все противоречия в системах сглаживаются.
Заканчивается бурный и неравномерный рост тела, меняются пропорции тела.
Все внутренние органы начинают функционировать по взрослому типу.
Нарастает мышечная масса. 2–3 см в год в росте.
Появляется умение управлять своим телом.
Нет противоречия между объемом сердца и просветом сосудов.
Железы внутренней секреции: половые железы регулируют работу желез внутренней секреции. Стабилизация поведения. Нормализуется работа щитовидной железы и гипофиза. У юношей скачок роста часто приходится на начало юношеского возраста.
Организм работает относительно ритмично и спокойно.
Нервная система.
Мозг усложняет свою работу за счет усложнения внутриклеточной структуры, усложнение работы нервных клеток. Увеличивается количество ас. волокон, усложняется деятельность синапсов. => работа мозга становиться более системной, деятельность становится более целенаправленной, темп психической деятельности увеличивается.
Юношеская нервозность – следствие нарушения режима дня. Половое созревание.
К 18 годам организм достигает минимального уровня зрелости. Полностью мужской организм формируется к 26 годам, а женский – к 23 годам.
Задачи возраста:
Коул, Холл «Психология юности».
1. Общая эмоциональная и социальная зрелость.
Компоненты зрелости: 1.трудовая, 2.гражданская; 3.личностная; 4.интеллектуальная (познавательная).
В норме личностная зрелость должна наступать к началу зрелого периода.
Сейчас личностная зрелость запаздывает => инфантилизм.
2. Эмансипация от родительского дома на уровне эмоций (+потом/м.б. физическом).
Более значима эмоциональная эмансипация, решается в юношеском возрасте – установление границ взрослой жизни, эмоциональной жизни.
3. Интеллектуальная зрелость.
4. Пробуждение гетеросексуального интереса.
5. Выбор профессии.
Митина: выбирая профессию, юноша (? подросток ?) ориентируется на стиль деятельности, социальное окружение
6. Идентификация личности (осознание Я).
7. Научиться обращаться со свободным временем.
8. Построить психологию жизни, основанную на совести и сознании долга (морально-нравственное самоопределение).
Билет 40. Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.
Общение и эмоциональная жизнь.
Общение со взрослыми. * с родителями.
Одна из задач – формирование автономии.
Типы автономий:
– поведенческая (задача подросткового возраста);
– автономия в чувствах и привязанностях (начинает формироваться в конце подросткового и первой половине юношеского возраста);
– автономия во взглядах/мировоззренческая – взгляды, отношения к различным событиям (II половина юношеского возраста и начало взрослости).В юношеском возрасте продолжается конфликт с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте.
Авторитарная система – дает конфликты.
Демократическая система партнерских отношений – позволяет решить эти конфликты.
Ранняя юность дает максимум конфликтов, часто вызывает отдаление от родителей, особенно осложняются отношения с отцом. Отношения с матерью более эмоциональны, меньше отдаленности по сравнению с отцом.
* отношения с учителями.
В подростковом возрасте на I план выходили личностные качества и отношение учителя к конкретному ученику. В юношеском возрасте оценка по личным качествам остается, но появляется еще уровень знаний этого человека, его компетентность. Они конкурируют.
Общение со сверстниками.
* Товарищеские отношения.
Ранняя юность – коллективный возраст. Количество групп, в которые входит юноша – большое.
Значимость неофициальных отношений возрастает. В юношестве человек не отрицает общение с более младшими. Когда юноша не может войти ни в одну группу, они собирают вокруг себя группу более младших и начинают играть там роль лидера. Опасность состоит в том, что не принятые в неофициальных группах часто выбирают асоциальный путь.
* Дружеские отношения.
Резко усиливается потребность в индивидуально интимной дружбе и меняется сама дружба.
Большая интимность, эмоциональность, исповедальность. Мотивы более глубокие, требования выше, охватывает широкий спектр интересов, более устойчивая.По существу – юношеская дружба продолжается длительное время или всю жизнь.В дружбе появляется сопереживание.
Требование к дружбе – эмоциональное тепло, исповедальность – реализация потребности излить душу, поделиться своими переживаниями, планами => друг воспринимается как Аьтер-Эго (Другое Я).
Люди очень часто идеализируют дружбу и своих друзей => человек видит в друге человека, похожего на себя (Я вижу то, что хочу видеть).
3 варианта дружеских отношений: 1. когда друг рассматривается как отражение себя само 2.я сам сливаюсь с другом, вплоть до потери своей индивидуальности. Один – в друге проигрывает все ситуации, живет своими интересами; а другой – начинает жить интересами друга; 3.друг рассматривается как дополнение.
Дружба отличается повышенной эмоциональностью. Дружеские отношения – репетиция будущей любви по своей эмоциональности. Дружеские отношения возможны только с людьми своего пола, т.к. часто отношения с людьми противоположного пола являются маскировкой или скрытой стадией любви.
* взаимоотношения полов.
Спецификой любви является ярко выраженный личностный компонент человека. Говоря о любви, мы воспринимаем личность в целом. Усиливается потребность в смешанной дружбе, но отношение полов несколько напряженное.
Причины напряжения:
1. Дифференциация полов – разные игры, половые стереотипы, разное восприятие.
2. Половое созревание – различие в темпах полового созревания. Девочки входят в марафон половых отношений раньше на 1–2 года. Они старше своих сверстников физиологически и психологически. Мальчики входят позднее, но их вхождение более бурное.
2 характеристики сексуальности:
1. Физиологическая.
2. Психологическая.
Мужская сексуальность – на I план выходит физиологическая, а потом психологическая.
Женская сексуальность – на первом месте психологический фактор, а на втором – физиологическая.
На первый план выходят требования интимности, близости, психологической адекватности для девочек. Для них более важна эмоциональная дружба с мужчинами. Она подкрепляется физической близостью.
Пик женской сексуальности – 27–30 лет.
Пик мужской сексуальности – 23–24 года.
Ранняя юность у мужчин – старшие классы: определенная раздвоенность сознания, диффузный эротизм, а с другой стороны – отношение к конкретной девушке, которая вызывает эмоции (очень целомудренное и робкое).
М.б. раздвоение: люблю одну, а в сексуальные отношения вступаю с другой (у женщин такого не бывает).