Билет 33. Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.

Подростковый возраст 11(д)-12(м) лет – 14(д)-15(м) лет.
(5–8 класс). Социальная ситуация развития.
Границы возраста неформальны, это психологические границы. Они м.б. сдвинуты во времени, различны для обоих полов, а также индивидуальны для каждого. Критерием перехода к подростковому возрасту является чувство взрослости (Эльконин и Драгунова).

Переход от детства к взрослости. Чаще проводит время не дома, среди друзей, участвует во взрослых разговорах.
Желание быть похожим на взрослого.

Характерно для подросткового возраста:
1. Высокая активность, которая направлена на усвоение ценностей взрослой жизни и построение взаимоотношений с окружающими.
2. Общение, которое становится ведущей деятельностью подростка.
3. Неравномерное развитие элементов взрослости.
4. Широкие варианты нормы, т.е. ретардация и акселерация – варианты норм.

Факторы, которые тормозят развитие:
Малые варианты проявления самостоятельности (нежелание и неумение действовать самостоятельно).
Привычка взрослого заботиться о ребенке.

Факторы, которые ускоряют развитие:
1. Огромный поток информации. 2. Физиологическая акселерация. 3. Большая занятость родителей.

Ломка детских стереотипов => объективные трудности в воспитании и общении;
Субъективные трудности – когда окружающие не видят причины неадекватного поведения.

Возникают новые потребности:
1. Ведущая потребность – приобщиться к миру взрослых.
2. Выйти за пределы школьной жизни.

Соответствовать не только требованиям взрослых, но и своим, т.е. найти свое «Я» и занять хорошее место в коллективе сверстников, развивать целеполагание и способность ориентироваться на завтрашний день.

Проблема кризиса подросткового возраста.
В изучении подросткового кризиса можно выделить 2 направления:
–биологизаторское;
–социологизаторское.

Биологизаторское направление: психологические изменения, которые происходят в личности подростков, исследователи прежде всего связывали с процессом полового созревания. Специфические особенности подросткового возраста и все психические процессы с их точки зрения являются обязательными и неизбежными, т.к. обусловлены биологически.
Такие особенности как грубость, бунтарство, агрессия, уход в мир субъективных переживаний биологически обусловлены и связаны с половым созреванием (Фрейд, Холл).

Социологизаторское направление: не говорили об абсолютном влиянии социума, они лишь отдавали ему приоритет, ставя его на первое место.
Эриксон считал подростковый возраст самым сложным.

М.Мид, Р.Бенедикт, изучая примитивные племена, выявили:
1. Развитие в подростковом возрасте протекает по-разному – и с кризисом, и без.
2. Длительность подросткового периода различна.
Чем выше уровень цивилизации, тем больше длительность.
Различны типы перехода от детства к взрослости:
–непрерывный – когда требования к детству и взрослости одинаковые;
–прерывный – когда существует разрыв между тем, чему ребенка учат в детстве, и тем, чему его учат во взрослой жизни и что от него требуют.

Отечественная психология.
Выготский, Эльконин, Божович.
Понимали природу кризиса как биосоциального, допускали влияние как биологического, так и социального, но ведущую роль отдавали социальному.

Половое созревание - новое ощущение себя.
Если кризис происходит до полового созревания – речь идет о социальных факторах (корнях).

Место кризиса в подростковом возрасте.
1. Весь возраст является кризисом.
2. Кризис относят к определенному возрасту (13–14 лет).
3. Кризис рассматривают либо на входе к возрасту, либо на выходе из возраста.
4. Кризис имеет свой вход, кульминацию и выход.

Билет 34. Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.

Анатомо-физиологические возможности подростка.
Характерно интенсивное и гетерохронное (неравномерное) развитие. Происходит мощная перестройка организма. Пик роста у девочек наблюдается в 12–13 лет, у мальчиков – 14–15 лет.
Опорно-двигательная система.
Происходит активное окостенение скелета и развитие мышц. Разные части тела развиваются с разными скоростями => изменение пропорций тела. При этом рост скелета на 4–7 см/год опережает развитие мускулатуры. Появляется угловатость тела. Сложно координировать действия, управлять своим телом => неуклюжесть. Это вызывает внутреннее чувство неловкости. Подросток пытается замаскировать свое тело различными способами: мода, позы, поведение; выставление своих недостатков напоказ. Скрытен, необщителен, агрессивен.
Голова перестает увеличиваться в размерах, но она претерпевает изменения – нижняя часть лица вытягивается и лицо становится похожим на взрослое.
Взрослых размеров достигают кисти рук и стопы. Увеличивается длина ног и рук. После роста конечностей происходит рост тела в ширину. В последнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Возникает напряжение взаимоотношений с полами - как следствие разрешение этого конфликта – возникает симпатия к противоположному полу.
Сердечно-сосудистая система. Сердце развивается, оно становится больше и сильнее.
Но сосуды не успевают за сердцем => головокружения, боли, слабость, быстрая утомляемость.
Все силы уходят на рост организма.
Эндокринная система. У ребенка деятельность желез координируется вилочковой железой. У взрослого – половыми железами.
У подростка вилочковая железа уже не работает, а половых еще нет, и как следствие – все железы начинают интенсивно и некоординированно работать, происходят гормональные выбросы и происходит перестройка эндокринной системы.
Нервная система.
Работает более напряженно (беспокойство, раздражительность, частые срывы.)
Половое созревание.
У девочек половое созревание начинается в 11–12 лет, в норме оно может начаться до 13 лет (или до 16). У мальчиков начинается в 12–13 лет. Достижение половой зрелости обозначается пубертатом. У девочек на это указывает появление первой менструации, у мальчиков – первое семяизвержение.
3 этапа:
1. Предпубертат – подготовка.
2. Пебертат.
3. Постпубертат – юность. Для процесса полового созревания характерно нарушение обмена веществ.
Предшествует увеличение жировых отложений. !! Для подростков характерно чувство неполноценности, замкнутости, что может привести к неврозу. Происходит развитие половых желез, которые выполняют 2 задачи:
1. Вырабатывают сперму или яйцеклетки.
2. Выделяют андрогены или эстрогены.

Изменения происходят в их эмоциональной сфере. Эмоциональная перестройка является причиной нестабильности эмоционального фона. В это время подросток нуждается в эмоциональной поддержке.Эмоциональная буря несет в себе заряд гиперсексуальности. Развитие в подростковом возрасте является интенсивным, неравномерным и противоречивым.

!! Анатомо-физиологическое развитие создает базу для психологического развития.

Билет 35.
Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка.

Чувство взрослости – одно из новообразований.
Объективно – подросток не может включиться во взрослую жизнь, но претендует на равные права со взрослыми и стремиться к ней (взрослости).
Атрибуты взрослости:
– курение сигарет,
– тусовки у подъезда.
Внешние проявления:
– «Я тоже имею личную жизнь».
Чаще подростки копируют негативное поведение. Свой вариант подростковой социализации.

Более распространенной является социальная инфантильность.
Чувство взрослостиэто изменения «Я не ребенок».

2 источника его появления:
1. Половое созревание и психологические изменения, происходящие у подростка.
2. Социальный источник – изменение в сфере взаимоотношений с окружающими.
Личностный склад формируется под влиянием: образцов, которым он поражает; модели взрослого, на которую подросток ориентируется.

Направления в развитии взрослости:
1. Подражание взрослости во внешних проявлениях (привычки, манеры поведения).
2. Ориентация на содержание: настоящий мужчина, настоящая женщина.
3. Ориентация на взрослого как на эталон выполнения какой-либо деятельности.
4. Появление жизненных планов.

Билет 36. Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками.\

Общение у подростка: референтная группа, взрослые и свертники. Общение со взрослыми.
а) Общение с другими взрослыми.
Главная потребность – потребность в самоутверждении, потребность в признании взрослости.
Возникает противоречие между потребностью подростка участвовать в жизни взрослого и наличием реальных возможностей. 2 выхода: потребность быть взрослым, но.. отсутствие возможностей
1) взрослость ребенка не признается=> сопротивление требованиям взрослых - это 2 варианта развития: а) перестройка поведения положительна б) нет ее. Конфликт между взрослым и ребенком. 2) Взрослость ребенка признается. Типы общения:
1. Благополучный – признается самостоятельность подростка, тип сотрудничества. Взрослый не теряет контроль над ребенком, т.е. развитие идет под контролем. Организация среды.
2. Неблагоприятный/конфликтный – взрослый не перестраивается, т.к. не видит причин; ребенок перестраивается сам через непослушание и капризы. Взрослый считает, что если возникают капризы, то он ослабил контроль и в ответ получает еще больший конфликт.
Такой конфликт может привести к тому, что подросток будет отвергать родителей или всех взрослых. б) Общение с родителями. Влияние родителей ограничено. Мнение сверстников более важно. Возникает столкновение – ребенок нуждается в любви, заботе и поддержке, а с другой стороны, он хочет стать самостоятельным. Контроль, ожидания родителей от ребенка, последовательность или непоследовательность требований, эмоционального отношения (любовь, принятие, непринятие).
в) Общение со сверстниками. Ведущий тип общения – интимно-личностное общение.В младшем школьном возрасте: главное быть принятым, признанным, независимо от оснований.К середине подросткового возраста важно самоуважение.

Динамика общения. Начало возраста.
Мотивы: быть в среде подростков, что-то делать, играть.
Содержание общения: вопросы учения и поведения.
Предпочитаемый партнер: сверстник.

Середина возраста.
Мотивы: необходимо занять определенное место в коллективе сверстников.
Содержание общения: вопросы учения и поведения.
Предпочитаемый партнер: сверстник.

Выход.
Мотивы: стремление к автономии в коллективе, к поиску признания в глазах сверстников.
Содержание общения: вопросы личностного общения и развития индивидуальности.
Предпочитаемый партнер: потребность в контактах со старшим взрослым.

Функции общения: 1. Институт социализации.2. Облегчает автономию от взрослых.3. Дает возможность выявить и проявить взрослые качества.4. Представляет сферу общения на равных.5. Источник эмоционального благополучия.

Возникает состояние влюбленности, возникает способность испытывать пристальное внимание к объекту своей влюбленности. Потребность учиться наблюдать, сопереживать.

Билет 37.
Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка.

Подростковый возраст 11(д)-12(м) лет – 14(д)-15(м) лет.
(5–8 класс).

Познавательные процессы.
1. Восприятие – возрастает объем восприятия, становится всесторонним, большой уровень анатомо-синтетической деятельности, все зависит от отношения к предмету.

2. Внимание – произвольность, устойчивость внимания – возрастающая характеристика, большое количество эмоций, может встречаться неустойчивость, развитие избирательности внимания, переход от произвольного внимания к послепроизвольному.

3. Мышление – словесно-логическое, ребенок учится владеть логическими операциями.
Переход к доказательному мышлению, но роль конкретных образов велика.
Формализм в мышлении.
Развиваются операции: классификация, аналогия, обобщение.
Дети способны анализировать операции, которые они производят.
Формируется критичность мышления – способность к сопоставлению различных мнений (позитивное новообразование и возрастное изменение).
НО: критичность мышления может перейти в критиканство.
Формирование творческого самостоятельного мышления; часто создают свои теории, взгляды на мир.
4. Память – произвольность, появляется умение управлять памятью, увеличивается объем запоминания. Переход от механической к логической памяти.
Эффективность запоминания ребенка проверяется узнаванием – детский способ.

5. Воображение – ребенок начинает писать стихи, рассказы, дневники. Воображение подростка менее эффективно, чем воображение взрослого.
Не все дети стремятся к какому-то результату. Им удовольствие доставляет сам процесс фантазирования.

Учебная деятельность.
Отношение к учебой деятельности.
2 типа деятельности: учебная деятельность и общение.
У ребенка появляются интересы и они начинают конкурировать со школьными знаниями.

Мечинская Н.А.: различие в развитии может достигать 7 лет (по различным характеристикам).

Наши рекомендации