Билет 31. Развитие познавательных процессов младших школьников.

ВОСПРИЯТИЕ. Возрастная способность аналитической функции мала, т.е. ребенок обладает малой различительной способностью при восприятии.

Ананьев, Любинская.
Типичные ошибки при написании: 1. Зеркальное написание. 2. Слитность двух знаков.
3. Пропуск или добавление элементов. Для данного возраста характерен синкретизм -осмысливание объекта по одной случайно воспринятой детали.
При восприятии ребенок выделяет случайные детали, которые не всегда существенны и важны.

Восприятие ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА ребенком: Минута воспринимается менее адекватно, чем час,день, нед. В конце возраста ребенок адекватно воспринимает месяц и год.

ВНИМАНИЕ. – является центральной линией развития этого возраста.
Младший школьный возраст – сензитивный период для развития этой функции. Непроизвольное внимание – в начале этого возраста.
Произвольное внимание (важное приобретение этого возраста) преобладает над непроизвольным к концу этого возраста => развивается особое качество – наблюдательность. Растет объем внимания, но устойчивость небольшая.+ слабо развито распределение внимания. Основные причины рассеянности внимания:
1. Переутомление.
2. недостаточная умственная активность.
3. Результат неправильного воспитания.
4. Негибкое внимание или отсутствие переключаемости.
5. Физиологическая причина – отсутствие «живого дыхания» (при неправильной посадке кислород не доходит до мозга, в результате- невнимательность).

ПАМЯТЬ. 1) Младший школьник осознанно ставит задачу запомнить материал. 2) Позднее дети могут группировать материал по категориям. 3) Затем дети могут создавать небольшие рассказы и образы, помогающие лучшему запоминанию. Т.о., развитие памяти идет в 2-х направлениях:
1. Совершенствование управляемости.
2. Увеличение роли словесно-логического/смыслового запоминания. 1 класс – более продуктивная наглядно-образная и механическая память
3 класс – более продуктивна словесно-логическая память, логическое развитие.

ВООБРАЖЕНИЕ. 1. Репродуктивное: –образы статичны и бедны деталями (в начале возраста); –образы обогащаются и становятся более детальными (в конце возраста).
2. Творческое – образы более реалистичны, необузданная фантазия сдерживается.

МЫШЛЕНИЕ. Развитие мышления очень важно на этом этапе. Происходит переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Постепенно оно превращается в логическое мышление. Мышление детей становится обратимым, более гибким и сложным. Способны выходить за пределы ситуации, делать логические выводы и находить причинно-следственные связи. В начале возраста – мышление образное. К концу возраста – формируется словесно-логическое – новообразование этого возраста.

Формирование понятий: 1 этап – понятие формируется на основе выделения функциональных признаков. 2 этап – приперечислении всех признаков. 3 этап – понятия выделяются на основе общих существенных признаков.

Билет 32. Психологическая характеристика личности младшего школьника.

Развитие личности.
Школа – важнейшее социальное пространство, в котором ребенок решает проблемы развития.
Главная из них – установление и осуществление социальных связей.

    • Ребенок начинает чувствовать границы своего психологического пространства и начинает охранять их (это проявляется в скрытности).
    • Структурируют свое пространство (пр: заводят дневники и т.д.).
    • Обозначают принадлежность предмета (пр: приклеивают наклейки и т.п.). Социальные связи начинают регулироваться осознанной мерой воздействия. Появляется важнейшее новообразование – единица измерения отношений = мера правильности.

Ребенок осознает тот факт, что отношения между людьми строятся по определенным правилам.
Мера правильности и требование соблюдать ее являются основой развития морального сознания ребенка. Преобладает тенденция отвечать ожиданиям других.
Навыки самообразования.
Под руководством учителя ребенок учится.
Ребенок учиться задавать вопросы – «Что я делаю?», «Как я делаю?» Развивается Рефлексия. По мере взросления у ребенка формируется все более точное и полное представление о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей.

Начинают приписывать себе все больше отличительных особенностей. Усовершенствование «Я–образа» происходит на 2-х уровнях:
1. Общий.
2. Специфический: а) учебная область; б) физическая область; в) социальная область.
Ребенок может сравнивать себя с другими. Проясняющая «Я–концепция» снабжает детей фильтром, сквозь который они оценивают свое собственное социальное поведение и поведение окружающих. !! Важно – развитие реалистичной самооценки. Характерные черты младшего школьного возраста:
– это период впитывания и накопления знаний.
1. Доверчивое подчинение авторитету.
2. Повышенная восприимчивость и внимательность.
3. Наивно-игровое отношение к миру.
4. Подражательность/воспитание через собственный пример.
5. Социальная нормативность + ребенок начинает овладевать нормами и правилами школьной жизни.
Ведущие потребности младшего школьника:
1. потребность в игре.
2. … в движении.
3. … во вешних впечатлениях.
4. … в положительных эмоциях.
5. познавательная потребность.
6. Ведущая потребность – потребность в общении. Далее появляется потребность в общественной активности. Еще дальше – потребность занять новое положение – положение школьника.+ потребность в социально одобряемой деятельности.

Переход:
–от материальных потребностей к духовным;
–от потребностей «для себя» к потребностям «для других».

Отношения со сверстниками.
Мотивируют свое общение/отношение хорошей или плохой учебой или отношением учителя…
1 класс – 85% класса; 2 класс – 60–70% класса; 3 класс – менее 10–15% класса. 70% мотивируют свое отношение нравственными качествами сверстников.

Дружба.
Отношения со сверстниками являются мощным фактором, влияющим на социальное познание.

Благодаря дружбе происходит:
–усвоение социальных понятий и навыков;
–развитие чувств (собственного достоинства, самоуважения и т.п.).
–когда дети дружат, они могут дополнять друг друга.

Кроме того, на основе подражательности происходит формирование характера + Развивается эмоциональная сфера (характерна импульсивность).

Нравственные чувства.
Филипенко: развитие нравственных чувств не связано с возрастной динамикой, т.к. в одном классе могут быть дети с разными нравственными чувствами. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, общества, в котором они живут, и от принятых традиций воспитания детей. Скорость прохождения различна, но последовательность не меняется.

На этом этапе… Ребенок оценивает человеческую жизнь, исходя из чисто практических соображений, а не обращаясь к общим моральным принципам.

Наши рекомендации