Билет 28. Проблема школьной адаптации.
Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.
появляется в периоды, когда резко изменяется школьная жизнь ребенка (1, 5, 9 классы).
Наиболее разработана адаптация первоклассника. (В 7 лет ребенок идет в школу => адаптация к школе). Выделяют 2 вида адаптации:
1. Физиологическая.
2. Психологическая. Физиологическая адаптация.
В первом классе проверяют 3 раза: 1.середина октября – 4–5 недель обучения. 2.Через полгода после начала обучения. 3.В конце года. Соответственно выделяют 3 вида адаптации:
- Легкая – если компенсация наступает в течение первых 3-х недель.
- Средней тяжести – если компенсация наступает в конце первого полугодия.
- Тяжелая – если компенсация идет в течение всего года и не заканчивается (может перейти в дезадаптацию). Причины:
–негативное отношение ребенка к школе;
–отклонения психоневротического характера.
Показатели:
–неустойчивая работоспособность.
–напряжение всех систем организма.
–низкий уровень взаимодействия этих систем.
Критерии физиологической адаптации:
1. Состояние здоровья ребенка.
2. Адекватность поведения.
3. Овладение учебной программой.
4. Повышение работоспособности к концу года – главный критерий.
Психологическая адаптация. (Александровская): Выделяет 4 критерия:
1. Эффективность учебной деятельности: учебная активность, усвоение знаний.
2. Усвоение школьных норм поведения: на уроках, на переменах.
3. Успешность социальных контактов: на взаимодействии с учителем, на взаимодействии с одноклассниками.
4. Эмоциональное благополучие.
а). около 56% – дети адаптировались примерно в течение 2-х мес.
б). около 30% – сложный процесс адаптации. Все нормализуется к концу I полугодия.
в). около 14% – значимые трудности в процессах адаптации:
–не усваивают программу; –дезадаптивные формы поведения; –неуспех в учебе.
Чуткина выделяет 3 уровня адаптации: высокий, средний. Низкий.
ВЫСОКИЙ
- Позитивное отношение к школе.
- Предъявляемые требования воспринимаются адекватно.
- Достаточно легко усваивает материал + справляется с объемом.
- Прилежен, внимателен, ответственен, большой интерес к самостоятельной работе, выполняет поручения, делает домашние задания.
- Благополучный статус в классе.
- Хорошо общается с учителем.
СРЕДНИЙ.
- Положительное отношение к школе (посещение школы не вызывает отрицательных эмоций).
- Понимание учебного материала – есть, но если учитель делает акценты и объясняет.
- Усваивает основное содержание школьной программы.
- Сосредоточен, внимателен, аккуратен и т.п., если есть контроль.
- Знает одноклассников, но дружит только с некоторыми.
НИЗКИЙ.
- Негативное отношение к школе.
- Жалобы на здоровье.
- Подавленное настроение.
- Возникают проблемы в дисциплине.
- Учебные задачи не вызывают интереса.
- Понимание и овладение чем-то новым – значительная помощь учителя родителей.
- Без желания выполняет какие-то поручения, пассивен.
- Низкий уровень общения с одноклассниками.
Критерии психологической адаптации:
1. Отношение к школе (+/–).
2. Состояние здоровья.
3. Понимание и усвоение материала.
4. Прилежание и поведение.
5. Активность (в самостоятельной работе, выполнении поручений и др.).
6. Отношения с одноклассниками.
Чуткина.
Социальные факторы, влияющие на адаптацию:
«+» (по степени значимости):
1. Полноценное воспитание и полноценная семья.
2. Высокий уровень образования отца.
3. Готовность к обучению в школе.
4. «+» статус ребенка в детском саду.
5. Высокий уровень образования матери.
«–» (значимости):
1. Неправильные методы воспитания в семье.
2. Неготовность ребенка к школе.
3. Неумение общаться со взрослыми.
4. Низкий уровень образования матери.
5. «–» статус ребенка в детском саду.
6. Низкий уровень образования отца.
Билет 29.
Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.
Младший школьный возраст – 7–11 лет. Социальная ситуация развития.
Младший школьный возраст – вершина формирования детства.
Много детских черт сохраняется, но появляется другая логика мышления.
Меняется то, что ребенок попадет в ситуацию учебной деятельности.
В этой деятельности ребенок получает новые знания, сталкивается с новыми правилами и обязанностями + ребенок вливается в новый коллектив, который связан с выполнением социально-значимой деятельности.
Ребенок приобретает новый социальный статус – школьник => новые интересы, ценности, совершенно новый уклад жизни.
3–5 лет – удовольствие от игры (процесса).
5–6 лет – удовольствие не только от процесса, но и от результата.
Игровая мотивация постепенно уступает место учебной, а при учебной мотивации действия производятся ради конкретных знаний.
Возникает одобрение взрослых и сверстников, и подтверждается социальный статус.
Расширяется сфера социальных контактов ребенка (взрослые: родители, учитель; сверстники: одноклассники, др. друзья).
Анатомо-физиологические возможности.
Ребенок идет в школу, появляются новые физические нагрузки.
Левитов: ни в одном возрасте нет такой связи между здоровьем ребенка и психическим развитием. Развитие интенсивное и спокойное.
Костно-мышечная система: увеличение роста и веса. Много хрящевой ткани наибольшая пластичность. Продолжается рост круглых мышц.
Ребенок может много прыгать и скакать, а мелкая моторика – очень быстро утомляет.
Мышцы сердца растут достаточно быстро.
Активная интеллектуальна деятельность – увеличивается вес мозга.
7 лет – 1280 гр., 11 лет – 1400 гр.
Увеличиваются лобные доли => появляется возможность для логической и аналитико-синтетической деятельности.
НС: работоспособность нервных клеток гораздо выше, но возбуждение преобладает над торможением => непоседливые.
Основные новообразования:
Ведущий тип деятельности – учебная =>…
1. Развитие произвольности как особого качества психических процессов.
2. Формирование способности к планированию.
3. Выполнение действий «про себя» (во внутреннем плане).
4. Развитие рефлексии (до этого рефлексии не было).
5. Развитие словесно-логического мышления.
6.Внутренняя позиция школьника и ее формирование.
Билет 30.
Характеристика учебной деятельности младшего школьника.
Ребенок приходит в школу с желанием учиться, но…
В основе может лежать:
1. Познавательный интерес– развитие познавательного интереса – основная цель учителя. Познавательный интерес в первом классе встречается крайне редко.
Этапы формирования познавательного интереса:
- Интерес к учебной деятельности – доставать тетради, писать и т.п.
- Интерес к содержанию учебы:
а) интерес к отдельным фактам;
б) интерес при понимании всего предмета.
2. Внешне формальный интерес – желание стать взрослым, либо интерес к внешней атрибутике (пр: носить портфель).
3. Социальный интерес:
– связан с подтверждением своего нового статуса школьника;
– за вознаграждение, поощрение, похвала учителя и т.п.
– мотив долга – такие мотивы не осознаются до конца.
Леонтьев выделял:
а) понимаемые мотивы – зачастую не являются реально действующими;
б) реально действующие мотивы.
Отношение ребенка к отметке:
– отметка для ученика 1 класса – воспринимается как награда, как оценка его стараний, а не в качестве именно качества работы.
– в 3 классе – за качество работы.
Отношение к учителю:
Сильно меняется от 1 до 3 класса.
– 1 класс – учитель – главное лицо (ребенок верит всему, что говорит учитель).
– конец 2–3 класса – критическое отношение к учителю (учитель должен мотивировать, объяснять свои действия).
Отношение к учению:
–1 класс – положительное (в норме) (отношение разное, но положительное).
–3 класс – отношение изменяется.
Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, позиция, школа теряет привлекатльность.
Возможно возникновение 2-х кризисов:
1. Кризис первого полугодия – это когда ученику неинтересно учиться, он теряет интерес к предметам.
Причины – низкое профессиональное мастерство учителя – если учитель не смог сформировать мотив учения, теряется интерес вообще к учебе.
2. Кризис 3-го класса – закономерное явление.
Ребенок начинает перестраиваться. Школьная/учебная деятельность отходит на 2-ой план. Ребенок начинает овладевать сферой общения.
Это закономерно/нормально.