Методы возрастной психологии и психологии развития.
Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
Общепсихологические методы – наблюдение и эксперимент. Наблюдение (преднамеренное и непреднамеренное). Наблюдение позволяет системно анализировать психику развивающегося человека. Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.
В качестве экспериментаоьных методов выступают близнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование ( с целью диагностики или прогноза).
Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор более конкретных методов. Выбирая ту или иную методику, психолог исходит из за дачи, стоящей перед ним, возраста детей (разные методики рассчитаны на разный возраст) и условий проведения эксперимента, которые он может обеспечить.
Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся так называемые проективные методы. Они основаны на принципе проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.
Отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе, позволяет определить социометрический метод. Ребенку предоставляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего относится.
Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообразных методик , но главным образом - стандартизованных тестов.
Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Геззел, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)
Теория рекапитуляции С. Холла.
Онтогенез рассматривается как сокращенное повторение филогенеза.
Гитченсон выделил 5 периодов развития культуры, соотнеся их с развитием ребенка.
- период дикости – ребенок тащит все в рот. Копание в земле (0-5 лет)
- Период охоты – страх к чужим, детские шайки, игры (4-9-12 лет)
- Период пастушества- любовь к животным, строит шалаши (9-12-14 лет)
- Период земледельчества – любовь к садоводству (9до 16 лет)
- Промышленно-торговый период – деньги, интерес ко взрослой жизни (пик в 18-20 лет)
Теория 3х ступеней К. Бюлера.
Ребенок в своем развитии проходит 3 ступени
- Инстинкт – наследственные способы поведения, которые проявляются при воздействии стимулов.
- Дрессура – дает возможность приспособления к жизненным обстоятельствам.
- Интеллект.
При переходе от одной стадии развития к другой развиваются эмоции. Переходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу.
Нормативный подход к исследованию развития А. Геззел, Л. Термен.
Ввелипонятие развитие в течении всей жизни. В своих исследованиях а. Геззел ограничился чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению «приросту поведения» , не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой. Он подчеркивал зависимость развития лишь от созревания. Термен вывел закон: темп развития человека постепенно уменьшается. Поведение (по ходу развития) сменяет определенные стадии. Происходит обычный прирост поведения. Развитие – это самообуславливающийся процесс адаптации к окружающей среде.
Они стали изучать достижения ребенка на каждой стадии развития.
Теория конвергенции двух факторов.Штерн.
Объединяет среду и наследственность. Наследственность играет главную роль, а среда лишь роль условий, в которых формируются наследственно-обусловленные особенности психики.
Билет 6 . Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теории социального научения ( Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л. С. Выготский).
Теория научения Э. Торндайк, Б. Скиннер.
Они отождествляли развитие с научением. Это появляется благодаря условным реакциям. Сначала идет реакция человека, а потом стимул. Здесь нужно чтобы после действия следовало подкрепление (Пр. мышь) Б. Скиннер выделил несколько видов подкрепления: положительные и отрицательные. Т.е. если мышке дать сыр или ударить током. Он сказал что любое развитие человека можно сформировать. Развитие – это сумма различных обучений.
Теории социального научения.
А. Бандура.
Уделял большое внимание тому, что человек может делать сознательно. Человеку склонно подражать. Научение происходит посредствам наблюдения
Н. Миллер, Дж. Доллард.
Научение поведению происходит благодаря наблюдению. Большая роль мотивации в научении.
2 вида побуждений: 1.первичное (драйв)- из органических потребностей(голод, жажда, половые влечения) 2.вторичное – психическое (гнев, вина, страх)
Когнитивная теория Ж. Пиаже.
Центральное место занимает равновесие между организмом и окружающей средой.
2 пути установления равновесия между средой и организмом:
- Приспособление внешней среды к себе, путем ее изменения
- приспособление к среде, путем изменения себя.
Развитие и усложнение схем действий усложняется с приобретением человеком опыта, за счет интериоризации действий. Это преврашение действий во внутренние операции.
2 механизма превращения действий во внутренние операции:
- Механизм ассимеляции – индивид приспосабливает новую ситуацию к существующим у него схемам, не изменяя схему. Индивид уточняет и совершенствует имеющиеся у него схемы действий.
- механизм аккомодации – индивид приспосабливает свои схемы действий к новой ситуации, изменяя схемы. (Пр. ребенок учится есть ложкой, поначалу сосет ложку)
Взаимоотношение ассимеляции и аккомодации возникает благодаря логическому мышлению.На ранних этапах развития происходить умственная операция – компромисс между ассимеляцией и аккомодацией. Развитие интеллекта связано с процессом развития этих структур.Операция – интериоризированное предметное действие ставшее обратимым.Минус этого подхода в том, что изучается эмоционально – социальное развитие, уделяется мало внимания интеллектуальному развитию.
Когнитивное развитие в социальном контексте. Л.С. Выготский.
Он указывал на социальную среду развития человека. Выделял низшие психические функции и высшие психические функции. Низшие психические функции не поддаются регуляции со стороны человека. Высшими психическими функциями человек управляет. Интериоризация – фундаментальный закон развития высших психических функций в филоганезе и онтогенезе
ВПФ возникают как форма коллективного поведения, сотрудничество с людьми путем интериоризации становится индивидуальными функциями человека.
В общее понятие ВПФ включает 2 группы явлений, которые в совокупности образуют процессы развития высших форм поведения ребенка: 1.процесс овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления. 2.процесс развития специальных ВПФ – Произвольное внимание.
Отношение к среде меняется с возрастом, т.е. человек свое отношение меняет развиваясь =>сама роль среды меняется.
Ряд законов психического развития ребенка:
- детское развитие имеет сложную организацию во времени, т.е. свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и свой темп, который меняется в разные годы жизни.
- Закон метаморфозы в детском развитии. Развитие-цепь качественных изменений.
- закон неравномерности детского развития – каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития
- Закон развития ВПФ. Отличительные признаки ВПФ – это опосредованность, осознанность, произвольность,
- системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества
Развитие ВПФ связано с обучением, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов => это развитие проходит ряд стадий.
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биозаконов, а действию общеисторических законов.
У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически-выраженных форм и способов деятельности.
Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.
Движущая сила психического развития – ОБУЧЕНИЕ
РАЗВИТИЕ – процесс формирования личности, совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека.
ОБУЧЕНИЕ – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека.
Обучение НЕ тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития(ЗБР), приводит в движение внутренние процессы развития.
Билет 7 Теории развития человека:
психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).
1.Психоаналитическая теория (З. Фрейд)
Источник развития – влечения и инстинкты. Ведущее понятие ЛИБИДО, которое лежит в основе сексуального влечения человека.
Весь процесс детского развития проходит в 5 стадий:
- Оральная 2.Анальная 3.Фаллическая 4.Латентная 5.Генитальная
На каждой стадии развития либидо сосредотачивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей.
- Удовлетворение потребностей, инстинктов, желаний на ранних стадиях развития является главным мотивом поведения ребенка (господствует ИД)
- Далее поведение находится под влиянием родителей => контроль потребностей, возникает ЭГО
- Когда требования и ценности окружающих становятся требованиями и оценками к самому себе возникает СУПЕРЭГО.
Эпигенетическая теория Э. Эриксон.
Чтобы развитие продолжалось ребенок должен преодолевать определенные кризисные ситуации. Процесс развития продолжается от рождения до смерти. Удовлетворение инстинктов является лишь 2 из движущих сил развития. Не меньшее значение имеет приобретенный ранее опыт. Он говорил о влиянии культуры и общества на развитие ребенка. У Эриксона существует идея о групповой и личностной идентичности.
Теории «я» и гуманистическая психология. А. Маслоу, К. Роджерс.
Психология развития как результат собственного выбора, сделанного человеком.
Процесс развития – спонтанный.
Движущая сила развития – стремление к самоактуализации (Маслоу), к актуализации (Роджерс).
Стремление к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Стремление к актуализации –врожденная тенденция личности развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность.
Роджерс: поведение человека зависит от того, как он воспринимает свое окружение. Положительное отношение окружающих способствует личностному развитию.
Билет 8.
Движущие силы и условия психического развития.
Всю совокупность теорий человеческого развития можно объединить:
– биологизаторское направление (Холл, Геккель, Штерн) – человек – биологическое существо. Наследственность определяет весь факт психического развития.
– социологизаторское направление (Локк) – основной фактор развития – среда.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.
Необратимость – отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию. Реализуется движением от низших форм к высшим.
Закономерность – проявляется в существовании устойчивых связей между новообразованиями процесса развития:
1. Структура и динамика созревания мозга заданы генетически. Являются самыми важными услоиями развития. Социальный опыт – источник развития.
2. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые возникают и решаются в ходе развития.
3. Развитие совершается постепенно, но в нем могут присутствовать и скачки. Количественные изменения, накапливаясь, подготавливают переходы к новым качественным состояниям.
Рост – количественные соматические изменения.
Созревание – все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.