Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств

Транспортное средство непосредственно контактирует со сле­довоспринимающей поверхностью в первую очередь своей ходо­вой частью — колесами. Следы последних наиболее часто обнару­живают при осмотре места преступлений. Поэтому необходимо рассмотреть конструктивные элементы колес автотранспортных

средств.

Колесо автотранспортного средства состоит из металлического обода (диска) и пневматической шины.

Шина автотранспортного средства— это комплект резины для колеса, состоящей из покрышки, воздухонепроницаемой замк­нутой тороидальной камеры и ободной ленты. Камерная шина име­ет сложную конфигурацию, состоящую из различных конструктив-

Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru ных элементов. Имеются также бескамерные шины, где функцию камеры выполняет сама покрышка (рис. 1 и 2).

Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru

Рис. 1. Камерная шина:

1—бортовая лента; 2—боковина; 3— слои корда; 4 — брекер; 5— протектор; 6—беговая дорожка; 7—каркас; 8—пятка; 9 — борт покрышки; 10—носок; 11 — проволочное кольцо; 12— крепительные ленты крыла

защищающая камеру от механических повреждений. В покрышке различают протектор и боковины (или боковые поверхности).

Протектор — утолщенный наружный слой покрышки. Он со­стоит из беговой дорожки и грунтозацепов.

Беговая дорожка — часть протектора, соприкасающаяся с доро­гой и имеющая рельефный рисунок между торцевыми ребрами грунтозацепов.

Рельефный рисунок беговой дорожки протектора включает сле­дующие элементы: узкие и широкие канавки, щелевидные прорези и надрезы, продольные ребра, изолированные выступы. Эти эле­менты образуют шаг рельефного рисунка.

Типы рисунка протектора:

— дорожный (шашки или ребра, расчлененные канавками);

— направленный (несимметричный относительно радиальной
плоскости колеса);

— повышенной проходимости (высокие грунтозацепы, разде­
ленные выемками);

— карьерный (массивные выступы различной конфигурации,
разделенные канавками);

— зимний (выступы имеют острые кромки);

— универсальный (шашки или ребра в центральной зоне бего­
вой дорожки, грунтозацепы по ее краям) (рис. 3).



Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru

Рис. 2. Бескамерная шина

Как следообразующий объект наибольший интерес представля­ет покрышка, ее устройство и конструктивные характеристики. Покрышка — прочная, эластичная, резинокордная оболочка,

Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru

Рис. 3. Типы рисунка протектора:

а — дорожный; б — направленный; в — повышенной проходимости; г — карьерный; д — зимний; е — универсальный



Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru Шаг — это длина участка беговой дорожки, на котором наблю­даются все ее элементы, характеризующие рельефный рисунок. Шаг бывает постоянным и переменным.

В первом случае элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме и размерам на всех участках беговой до­рожки, т. е. беговая дорожка состоит из определенного количества равных по длине участков.

Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, моторолле­ров и всех грузовых автомобилей. Длина шага колеблется от 42 до 510 мм.

Переменный шаг означает, что элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме, но различны по разме­рам (по длине и ширине) на соседних участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка содержит определенное количество нерав­ных по длине участков.

Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях. Длина шага бывает от 7,5-9 см до 120-134 см.

Камера — кольцевая эластичная резиновая труба с вмонтиро­ванным в нее вентилем для воздуха. Камера вкладывается в по­крышку, накачивается воздухом и, являясь пневматической (воз­душной) подушкой, смягчает удары колеса о неровности дороги при движении.

Ободная лента — прокладка между камерой и ободом колеса. В отдельных типах шин может отсутствовать.

В зависимости от величины внутреннего давления (т. е. давле­ния в камере) выпускают два вида шин:

— высокого давления;

— низкого давления, которые в свою очередь подразделяются
на баллонные и сверхбаллонные шины.

Шины высокого давления (давление воздуха от 5 до 7 атмо­сфер) очень прочные. Применяются на тяжелых грузовых автомо­билях и автобусах.

Баллонные шины эксплуатируют при давлении от 1,75 до 5,5 атмосфер (чем больше размер шины, тем больше давление). Эти шины самые распространенные. Они применяются на легковых и грузовых (кроме тяжелых) автомобилях.

Сверхбаллонные шины (давление от 0,8 до 1,75 атмосфер) обеспечивают повышенную проходимость по песку, снегу, вспахан­ному грунту и т. д., но быстро изнашиваются, а на мощеных дорогах не обеспечивают быстрого торможения.




В настоящее время для повышения проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях применяются прочные, широкопро­фильные шины и шины с регулируемым давлением воздуха.

Арочные шины отличаются от обычных по своей ширине. Они в 2-2,5 раза шире. Ставятся только на заднюю ось грузового автомо­биля вместо спаренных. Давление воздуха в таких шинах от 0,5 до 2 атмосфер, из-за чего они подвергаются значительной деформа­ции и быстро изнашиваются.

Широкопрофильные шины тоже шире обычных шин, но уже чем арочные. Конструкция их прочнее. Используются аналогично ароч­ным шинам.

Шины с регулируемым давлением воздуха эксплуатируются на автомобилях, имеющих специальное устройство, позволяющее на ходу изменять давление воздуха в шине (ЗИЛ, «Татра» и др.), при уменьшении давления площадь контакта шины с дорогой увеличи­вается, следовательно, улучшается проходимость.

Шина имеет следующие размерные характеристики:

а) наружный диаметр;

б) внутренний (посадочный) диаметр;

в) ширина профиля (высота профиля).

Названные характеристики указываются в миллиметрах или дюймах (1 дюйм — 25,4 мм). Между цифрами, обозначающими ши­рину профиля и внутренний (посадочный) диаметр шины, ставят знак «-», а между цифрами, обозначающими наружный диаметр и ширину профиля шины, — знак умножения «х».

Так, запись «940x300-500» является обозначением широкопро­фильной шины, имеющей:

— наружный диаметр — 940 мм;

— ширину профиля — 300 мм;

— внутренний диаметр — 500 мм.

На арочные шины наносится обозначение, состоящее из двух цифр. Первая — наружный диаметр шины, вторая — ширина про­филя. Между цифрами ставится знак умножения «х».

Шины одной размерной группы различаются по моделям. Ос­новным отличительным признаком модели шины является строе­ние рисунка, протектора — его форма, размеры и расположение его элементов, ширина беговой дорожки. Модель шины обозначается сочетанием буквы или нескольких букв и цифры или числа, напри­мер М-107, ИК-7, ИЯВ-12.

При изготовлении шин на боковины покрышек заводы-изготовители наносят следующие маркировочные обозначения:

1. Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств - student2.ru Наименование или товарный знак завода.

2. Обозначение шины.

3. Год и месяц изготовления.

4. Серийный номер.

5. Норму слойности, которая определяет максимальную нагрузку.

6. Номер ГОСТа или ТУ.

7. Модель шины.

На боковинах шин Pirelli наряду с размерностью, индексами скорости и нагрузки наносятся адреса интернет-сайтов: www.pirelliP6.com, www.pirelliP7.com.

Все эти обозначения выполняются в виде рельефных надписей или выжигаются электроклеймами (ремонтные).

Помимо указанных, существуют шины со съемным протектором (типа PC). Эти шины эксплуатируют только на грузовых автомоби­лях. Они состоят из каркаса и одного или трех съемных протекторных колец. После износа их заменяют, а шину продолжают использовать.

Наши рекомендации