Устройство и маркировка шины колес автомототранспортных средств
Транспортное средство непосредственно контактирует со следовоспринимающей поверхностью в первую очередь своей ходовой частью — колесами. Следы последних наиболее часто обнаруживают при осмотре места преступлений. Поэтому необходимо рассмотреть конструктивные элементы колес автотранспортных
средств.
Колесо автотранспортного средства состоит из металлического обода (диска) и пневматической шины.
Шина автотранспортного средства— это комплект резины для колеса, состоящей из покрышки, воздухонепроницаемой замкнутой тороидальной камеры и ободной ленты. Камерная шина имеет сложную конфигурацию, состоящую из различных конструктив-
ных элементов. Имеются также бескамерные шины, где функцию камеры выполняет сама покрышка (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Камерная шина:
1—бортовая лента; 2—боковина; 3— слои корда; 4 — брекер; 5— протектор; 6—беговая дорожка; 7—каркас; 8—пятка; 9 — борт покрышки; 10—носок; 11 — проволочное кольцо; 12— крепительные ленты крыла
защищающая камеру от механических повреждений. В покрышке различают протектор и боковины (или боковые поверхности).
Протектор — утолщенный наружный слой покрышки. Он состоит из беговой дорожки и грунтозацепов.
Беговая дорожка — часть протектора, соприкасающаяся с дорогой и имеющая рельефный рисунок между торцевыми ребрами грунтозацепов.
Рельефный рисунок беговой дорожки протектора включает следующие элементы: узкие и широкие канавки, щелевидные прорези и надрезы, продольные ребра, изолированные выступы. Эти элементы образуют шаг рельефного рисунка.
Типы рисунка протектора:
— дорожный (шашки или ребра, расчлененные канавками);
— направленный (несимметричный относительно радиальной
плоскости колеса);
— повышенной проходимости (высокие грунтозацепы, разде
ленные выемками);
— карьерный (массивные выступы различной конфигурации,
разделенные канавками);
— зимний (выступы имеют острые кромки);
— универсальный (шашки или ребра в центральной зоне бего
вой дорожки, грунтозацепы по ее краям) (рис. 3).
Рис. 2. Бескамерная шина
Как следообразующий объект наибольший интерес представляет покрышка, ее устройство и конструктивные характеристики. Покрышка — прочная, эластичная, резинокордная оболочка,
Рис. 3. Типы рисунка протектора:
а — дорожный; б — направленный; в — повышенной проходимости; г — карьерный; д — зимний; е — универсальный
Шаг — это длина участка беговой дорожки, на котором наблюдаются все ее элементы, характеризующие рельефный рисунок. Шаг бывает постоянным и переменным.
В первом случае элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме и размерам на всех участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка состоит из определенного количества равных по длине участков.
Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, мотороллеров и всех грузовых автомобилей. Длина шага колеблется от 42 до 510 мм.
Переменный шаг означает, что элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме, но различны по размерам (по длине и ширине) на соседних участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка содержит определенное количество неравных по длине участков.
Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях. Длина шага бывает от 7,5-9 см до 120-134 см.
Камера — кольцевая эластичная резиновая труба с вмонтированным в нее вентилем для воздуха. Камера вкладывается в покрышку, накачивается воздухом и, являясь пневматической (воздушной) подушкой, смягчает удары колеса о неровности дороги при движении.
Ободная лента — прокладка между камерой и ободом колеса. В отдельных типах шин может отсутствовать.
В зависимости от величины внутреннего давления (т. е. давления в камере) выпускают два вида шин:
— высокого давления;
— низкого давления, которые в свою очередь подразделяются
на баллонные и сверхбаллонные шины.
Шины высокого давления (давление воздуха от 5 до 7 атмосфер) очень прочные. Применяются на тяжелых грузовых автомобилях и автобусах.
Баллонные шины эксплуатируют при давлении от 1,75 до 5,5 атмосфер (чем больше размер шины, тем больше давление). Эти шины самые распространенные. Они применяются на легковых и грузовых (кроме тяжелых) автомобилях.
Сверхбаллонные шины (давление от 0,8 до 1,75 атмосфер) обеспечивают повышенную проходимость по песку, снегу, вспаханному грунту и т. д., но быстро изнашиваются, а на мощеных дорогах не обеспечивают быстрого торможения.
В настоящее время для повышения проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях применяются прочные, широкопрофильные шины и шины с регулируемым давлением воздуха.
Арочные шины отличаются от обычных по своей ширине. Они в 2-2,5 раза шире. Ставятся только на заднюю ось грузового автомобиля вместо спаренных. Давление воздуха в таких шинах от 0,5 до 2 атмосфер, из-за чего они подвергаются значительной деформации и быстро изнашиваются.
Широкопрофильные шины тоже шире обычных шин, но уже чем арочные. Конструкция их прочнее. Используются аналогично арочным шинам.
Шины с регулируемым давлением воздуха эксплуатируются на автомобилях, имеющих специальное устройство, позволяющее на ходу изменять давление воздуха в шине (ЗИЛ, «Татра» и др.), при уменьшении давления площадь контакта шины с дорогой увеличивается, следовательно, улучшается проходимость.
Шина имеет следующие размерные характеристики:
а) наружный диаметр;
б) внутренний (посадочный) диаметр;
в) ширина профиля (высота профиля).
Названные характеристики указываются в миллиметрах или дюймах (1 дюйм — 25,4 мм). Между цифрами, обозначающими ширину профиля и внутренний (посадочный) диаметр шины, ставят знак «-», а между цифрами, обозначающими наружный диаметр и ширину профиля шины, — знак умножения «х».
Так, запись «940x300-500» является обозначением широкопрофильной шины, имеющей:
— наружный диаметр — 940 мм;
— ширину профиля — 300 мм;
— внутренний диаметр — 500 мм.
На арочные шины наносится обозначение, состоящее из двух цифр. Первая — наружный диаметр шины, вторая — ширина профиля. Между цифрами ставится знак умножения «х».
Шины одной размерной группы различаются по моделям. Основным отличительным признаком модели шины является строение рисунка, протектора — его форма, размеры и расположение его элементов, ширина беговой дорожки. Модель шины обозначается сочетанием буквы или нескольких букв и цифры или числа, например М-107, ИК-7, ИЯВ-12.
При изготовлении шин на боковины покрышек заводы-изготовители наносят следующие маркировочные обозначения:
1. Наименование или товарный знак завода.
2. Обозначение шины.
3. Год и месяц изготовления.
4. Серийный номер.
5. Норму слойности, которая определяет максимальную нагрузку.
6. Номер ГОСТа или ТУ.
7. Модель шины.
На боковинах шин Pirelli наряду с размерностью, индексами скорости и нагрузки наносятся адреса интернет-сайтов: www.pirelliP6.com, www.pirelliP7.com.
Все эти обозначения выполняются в виде рельефных надписей или выжигаются электроклеймами (ремонтные).
Помимо указанных, существуют шины со съемным протектором (типа PC). Эти шины эксплуатируют только на грузовых автомобилях. Они состоят из каркаса и одного или трех съемных протекторных колец. После износа их заменяют, а шину продолжают использовать.