Запорно-пломбировочных устройств
Экспертное исследование ЗПУ проводится в соответствии с методикой трасологического исследования следов орудий взлома, со всеми присущими ему методами, способами и приемами. Объектами исследования при этом являются ЗПУ, снятые с хранилищ, их части и элементы, сравнительные образцы новых ЗПУ, реже — предполагаемые орудия взлома.
Экспертная практика свидетельствует, что чаще всего объектами такой экспертизы выступают запорно-пломбировочные устройства «Спрут» и «Спрут-универсал». Этот факт объясняется их высокой надежностью и, как следствие, наибольшим распространением для пломбирования подвижных хранилищ при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Специфичность объектов данной экспертизы определяет дополнительные условия и требования к ее успешному проведению:
— необходимо предоставление на исследование всех конструк
тивных элементов запорно-пломбировочного устройства;
— в постановлении о назначении экспертизы должен быть указан
способ снятия ЗПУ при комиссионной выгрузке груза (специальный
съемник, клещи-кусачки «Страж», перебивание, перерезание);
— если поставлен вопрос о возможности замены запорно-пломбировочного устройства или изменении контрольных обозначений (знаков), то должна быть представлена информация об их содержании в документах, сопровождающих груз.
Основными задачами, решаемыми экспертизой, являются чаще всего следующие:
1. Установление факта несанкционированного снятия ЗПУ. При
положительном решении должен быть установлен способ, а также
тип (вид) орудия или приспособления, с помощью которых снима
лось ЗПУ.
2. Выявление факта соблюдения (или нарушения) правил нало
жения ЗПУ.
3. Установление факта возможной подмены ЗПУ другим, с по
ниженными охранными свойствами.
4. Установление принадлежности частей ЗПУ одному и тому же
его экземпляру.
5. Решение идентификационных задач.
На стадии предварительного исследования необходимо из постановления о назначении экспертизы и других источников установить ряд обстоятельств, сопровождавших наложение и снятие ЗПУ: объект, место, время и способ наложения ЗПУ, маркировочные обозначения и, самое главное, способ и средства снятия ЗПУ с вагона при комиссионной выгрузке товара.
На следующих стадиях нужно определить тип ЗПУ, взаимное соответствие цифровых обозначений на его частях, затем проверить соответствие его частей друг другу по конструкции, материалу, цвету, размерам, а также его соответствие установленным стандартам — общая (суммарная) длина частей тросика или стержня.
Для решения вопроса о выполнении правил наложения ЗПУ проверяется материал стопорной проволоки в ЗПУ типа «Клещ», наличие внутри корпуса посторонних деталей и частиц и других признаков нарушения правил наложения ЗПУ (например, неполное запирание на 2-4 зубца ЗПУ «ЛаВР»).
Устанавливается соответствие признаков способа расчленения на обеих частях ЗПУ (перекус, перепил, термическое воздействие и т. п.), характер поверхности на каждой части — зернистость, сглаженность и др. Формируется суждение о способе снятия ЗПУ и соответствие его указанному в постановлении о назначении экспертизы.
Установление факта и способа криминального снятия обычно не вызывает серьезных затруднений, так как конструкция большинства
ЗПУ практически исключает их снятие без образования видимых нарушений или разрушений.
Установление способа снятия и типа использованных для этого орудий и инструментов проводится по результатам анализа их следов, а также вида и характера преимущественных деформаций, полученных ЗПУ в процессе их снятия.
При решении идентификационных задач необходим экспертный эксперимент, направленный на получение сравнительных образцов — следов предполагаемых орудий снятия ЗПУ.
В тексте заключения должна обязательно содержаться следующая информация:
— описание ЗПУ, его составных частей, их признаки (материал,
цвет, размеры, характер поверхности);
— принадлежность (несоответствие) составных частей одному и
тому же типу ЗПУ;
— наименование частей ЗПУ должно соответствовать сущест
вующим стандартам;
— тип ЗПУ со ссылкой на использованный справочный источник,
поскольку в постановлениях о назначении экспертизы нередко эти
данные отсутствуют или указаны с ошибками;
— количество частей (элементов) ЗПУ;
— суммарная длина частей ЗПУ (тросика, стержня и т. п.), на ко
торые оно разделено;
— признаки, указывающие на способ и механизм разделения
(снятия) запорно-пломбировочного устройства с описанием их рас
положения, выраженности, характера поверхностей разделения и т. п.
Вывод эксперта основывается на анализе и последующем сопоставлении всех обнаруженных в ходе исследования признаков и следов воздействия на ЗПУ.
Вывод о несанкционированном снятии ЗПУ возможен только тогда, когда способ его снятия, однозначно установленный экспертом, не совпадает со способом санкционированного снятия при комиссионной выгрузке груза, указанным в постановлении о назначении экспертизы, и признаки которого также обнаружены на элементах ЗПУ.
При отсутствии такой информации эксперт должен сделать вывод только о способе снятия ЗПУ. В противном случае выводы эксперта, содержащие данные о времени и обстоятельствах снятия ЗПУ, следует признать ошибочными.
На практике эксперты нередко делают, например, такие выводы: «Запорное устройство было отперто путем выламывания стержня при комиссионной выгрузке», хотя способ «отпирания» ЗПУ при этой выгрузке в постановлении о назначении экспертизы не указан
и проверить соответствие признаков способа снятия невозможно.
Иногда встречаются случаи направления на трасологическую экспертизу простейших запорных устройств — закруток. Закрутка представляет собой отрезок проволоки длиной 250-260 мм и диаметром 4-6 мм, концы которого продевают в отверстия дверных накладок вагона, выравнивают по длине и затем плотно скручивают между собой. Одновременно с закруткой на вагон навешивают пломбу.
В настоящее время закрутки используют при перевозке грузов, не представляющих какой-либо ценности (солома, отходы и пр.), либо просто для фиксации дверей пустых вагонов.
Способы санкционированного снятия закруток не определены, и практической разницы между ними и криминальным снятием закруток нет. Исследование закруток проводят в соответствии с методикой трасологической экспертизы следов орудий взлома.
Фототаблица должна содержать общий вид объектов исследования, изображения поверхностей разделения ЗПУ, с четким выделением признаков, указывающих на способ его снятия, иллюстрации сравнительного исследования (при его проведении).
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимов А. М. и др. Криминалистическое исследование современ
ных типов пломб и закруток железнодорожных вагонов. М., 1988.
2. Герасимов А. М. и др. Криминалистическое исследование пломб, ис
пользуемых для опломбирования автотракторной и сельскохозяйственной
техники. М., 1985.
3. Зуев Е. И. Экспертное исследование железнодорожных пломб. М.,
1980.
4. Исследование импортных и отечественных специальных пломб //
Страничка криминалиста. М., 1994. Вып 8-9.
5. Криминалистическое исследование некоторых новых видов запорно-
пломбировочных устройств для вагонов и контейнеров. Волгоград, 1997.
6. Криминалистическая экспертиза. М., 1968. Вып. 6.
7. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград,
1980.
8. Правила пломбирования вагонов и контейнеров запорно-пломби-
ровочными устройствами (ЗПУ отечественного производства) // Страничка
криминалиста. М., 1999. Вып. 58.
9. Чугунов А. М., Морозов Б. Н. Запорно-пломбировочные устройства и их криминалистическое исследование. Саратов, 2001. 224
ГЛАВА 7
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ