Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изучения динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н. Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего анализа умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает активный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С помощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах «Особенности мнестической деятельности», «Особенности внимания», «Интеллектуальное развитие».

Методика «Установление последовательности событий»

Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оценки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мышления и способность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, используя различные по сложности сюжетные картинки. Результаты выполнения методики описываются в разделах «Работоспособность», «Интеллектуальное развитие», «Особенности внимания», «Гнозис», «Исследование эмоционально-личностных особенностей».

Методика «Исключение предметов»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соответственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на, методику "Классификация предметов", и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упрощенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются, в разделах «Работоспособность», «Интеллектуальное развитие», «Особенности внимания», «Гнозис».

Методика «Кубики Кооса»

Целью исследования является определение уровня сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты исследования анализируются всоответствующих разделах заключения.

Методика для исследования субъективных отношений ребенка (СОМОР)

Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Результаты исследования отмечаются в разделах «Гнозис», «Исследование эмоционально-личностных особенностей», «Межличностные отношения».

Методика «Цветовой тест отношений»

Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе «Исследование эмоционально-личностных особенностей».

Приложение 8

Заключение по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка__________________________________________________________________

Возраст__________________________________________________________________

Д/сад, № _________________ группа_________________________________________

Запрос специалистов / родителей____________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации собеседования

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Темп работы и работоспособность___________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Особенности речевого развития_____________________________________________

Особенности латерализации_________________________________________________

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (письмо, рисунок)_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Характеристика внимания______________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Особенности запоминания, мнестической деятельности__________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Сформированность пространственных представлений___________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Понимание сложных речевых инструкций, употребление предлогов________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Характеристика интеллектуального развития___________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации_____________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Заключение психолога_________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Вероятностный прогноз развития____________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________________________Подпись психолога___________________

Приложение 9

При проведении психологического обследования пациентов медицинских, образовательных и социальных учреждений используются следующие методы:

1.Клинико-биографический метод (история развития ребенка) (Кулаков С. А., 2007)При изучении истории жизни ребенка необходимо учитывать следующую информацию.

Возраст, состояние здоровья и вид занятий родителей к моменту беременности. Здоровье родителей к моменту беременности, ее желательность, ожидаемый пол ребенка, радость или разочарование кого-либо из родителей по поводу пола ребенка,его внешности, характера. Наличие хронических заболеваний родителей, генетической предрасположенности к наследственнымзаболеваниям с обеих сторон, множественные пороки развитияу других членов семьи. Давность и характер предыдущей беременности. Предшествующие беременности, их желательность, исход. Наличие абортов, их мотивы, влияние на супружеские отношения родителей. Наличие каких-либо зависимостей от психоактивных веществ или аналогов аддиктивного поведения (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая зависимость, безудержная трата денег). Физическое и психологическое состояние матери в течение беременности,осложнения во время беременности. Отношения в период беременности между родителями, а также с другими родственниками и членами семьи. Роды: срочность, продолжительность отклонения в процессе родов, вмешательства. Не менее важным является ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот период:

· Раннее моторное и психоэмоциональное развитие (от рождения до 1 года): особенности психофизического развития.

· Развитие ребенкав период от одного года до трех лет.

· Развитие ребенкав период от трех лет до 5–5,5 лет.

Основные разделы и показатели психологического анамнеза

· Развитие ребенка в период от пяти до семи лет.

· Развитие ребенка в младшем школьномвозрасте (от 7 до 10–11 лет).

Отмечается характер адаптации к регулярному обучению.

1. Экспериментально-психологические методики, применяемые в практике клинического психолога:

1. Изучение индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения (метод диагностики межличностных отношений Т.Лири).

2. Изучение внутрисемейных отношений (методика Рене Жиля, тест «Рисунок семьи», Тест-опросник родительского отношения).

3. Изучение сенсомоторной сферы и внимания (зрительно-моторной координации, слухового восприятия, корректурная проба, отыскивание чисел, счет по Крепелину, отсчитывание, исследование навыков, доски Сегена, методика Кооса, куб Линка).

4. Изучение памяти (заучивание 10 слов, опосредованное запоминание, пиктограмма, воспроизведение рассказов).

5.Изучение мышления (классификация предметов, исключение предметов, существенные признаки, простые аналогии, сложные аналогии, сравнение понятий, соотношение пословиц, метафор, и фраз, заполнение пропущенных втексте слов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий) Исследование ассоциаций (называние 60 слов, ответные ассоциации, противоположности).

6. Изучение мотивационной сферы и направленности личности (методика «Ценностные ориентации», метод «незаконченные предложения», Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности – Ч.Спилбергера).

7. Изучение темперамента и характера (Тест-опросник Айзенка, Характерологический опросник К.Леонгардта, ПДО).

8. Использование проективных методов исследования личности (тест «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек», Методика Розенцвейга);

9. Изучение психических состояний и свойств личности (Тест Кэттелла, MMPI, Уровень субъективного контроля, опросник САН)

10. Методы нейропсихологической диагностики (см. Приложение 3).

Общая схема анализа результатов психологического обследования ребенка (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2005):

1. Поведение ребенка в процессе обследования.

2. Характер деятельности (сформированность произвольной регуляции деятельности).

3. Темповые характеристики деятельности и особенности работоспособности.

4. Особенности моторики.

5. Анализ уровня развития отдельных психических процессов и функций.

Написание заключения по данным психологического обследования (Семаго Н.Я., Семаго М.М., 2005):

1.Общая часть

ü Основные данные ребенка (ФИО, возраст, детское учреждение)

ü Жалобы, претензии родителей, воспитателей, учителей.

ü Анамнестические данные.

ü Качественная оценка сформированности регуляторной сферы

ü Подробная оценка операционных характеристик деятельности ребенка

ü Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы

ü Обобщение показателей в виде уровня интеллектуального развития ребенка

ü Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные заключения.

2. Итоговая часть

ü Психологический диагноз.

ü Вероятностный прогноз развития.

ü Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Приложение 10.

Наши рекомендации