Опытно-экспериментальной учебной деятельности
Теоретическое обоснование
Опытно-экспериментальной учебной деятельности
студента в процессе выполнения курсовой работы
Методические рекомендации
Омск 2013
Печатается по решению
научно- методического совета
Теоретическое обоснование опытно-экспериментальной учебной деятельности студента в процессе выполнения курсовой работы. Методические рекомендации для преподавателей/ Авт.- сост. Н.А.Горн.-Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2012. – 43 с.
В системе профессиональной подготовки в педагогическом колледже студент осваивает методологию, методику и технику психолого- педагогического исследования, осуществляя учебно-исследовательскую деятельность. Результатом такой деятельности являются курсовая работа (КР) и выпускная квалификационная работа (ВКР). Следует отметить, что и та, и другая работа традиционно выполняются на одну и ту же тему, которую студент выбирает на 1 курсе обучения. В связи с этим, тема разрабатывается студентом на уровне анализа научно-методической литературы и на уровне эмпирического исследования в конкретном образовательном учреждении. КР является теоретическими основами ВКР. В рамках этих работ студент анализирует состояние проблемы в теории и образовательной практике не только на основе работы с литературой, но и на основе изучения реальной педагогической ситуации в одном из учебных заведений. С этой целью организуется предварительное (пилотное) исследование для получения эмпирического материала, доказывающего наличие некоего противоречия в образовательном процессе и констатирующего методическую проблему в рамках определенного объекта исследования. Основное же исследование – это опытно-экспериментальная работа студента, которая проводится в целях преобразования объекта исследования и доказательства теоретически обоснованного предположения о возможности решения заявленной эмпирической проблемы методического характера на базе одного из образовательных учреждений во время прохождения педагогической практики.
В связи с этим, необходимо понимать преемственность КР и ВКР и уже на этапе разработки содержания курсовой работы как теоретической основы опытно-экспериментальной деятельности видеть практическое применение обобщенных знаний об объекте и предмете исследования в учебно-воспитательном процессе.
Методические рекомендации помогут студенту в разработке плана курсовой работы, обобщении теоретического и эмпирического материала и формулировании выводов.
Рецензенты:
Пермикина О.А., заместитель директора по научно-методической работе БОУ ОО «ОПК№2».
Рабочих Т.Б., доцент кафедры управления образованием ОмГПУ, к.п.н.
© БОУ ОО СПО «ОПК № 2», 2012
© Н.А.Горн (авт.-сост.), 2012
СОДЕРЖАНИЕ
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Какие вопросы нужно включить в содержание курсовой работы.
1.2. Какая цель преследуется в изучении отдельно взятого вопроса. На какие источники информации ориентироваться.
КАК ОБОБЩИТЬ МАТЕРИАЛЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1. Как обобщить материалы по отдельно взятому вопросу и сформулировать выводы.
2.2. Как сделать вывод о наличии методической проблемы в ОУ.
2.3.Как сформулировать выводы по каждому вопросу КР с проекцией на опытно-экспериментальную работу в ОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Какие вопросы нужно включить в содержание курсовой работы
Отправным моментом в определении содержания курсовой работы вполне может выступать тот факт, что курсовая работа предполагает изучение научно-методической литературы. Анализ профессиональной литературы расширяет, углубляет и систематизирует общетеоретические, дидактические, методические и «специальные исследовательские» знания, необходимые профессионалу-педагогу. В связи с этим в логике разработки содержания курсовой работы можно предусмотреть изучение таких аспектов избранной студентом темы как:
Основные понятия объекта исследования (Что это?)
Значение развития объекта в воспитании заданной категории учащихся (Для чего это нужно?)
Возрастные особенности развития данной категории учащихся (Кто они такие?)
Анализ образовательных стандартов и программ для заданной категории учащихся (Чему обучать?)
Методика развития объекта исследования (Как обучать?)
Методика измерения (изучения, контроля) объекта исследования (Чем и как измерять, оценивать?)
Основные понятия предмета исследования (Что это?)
Значение «предмета» в развитии объекта исследования (Нужно и важно ли это?)
Характеристика предмета исследования (виды, классификация, особенности). ( Какие бывают? В чём достоинства и недостатки?)
Требования к «предмету» исследования и критерии его отбора для применения в учебно-воспитательном процессе. (Как отобрать самое нужное?)
Методика применения предмета для развития объекта. (Как применить?)
При этом вопросы с первого по шестой - это аспекты объекта исследования, а вопросы с седьмого по одиннадцатый - это аспекты предмета исследования, что по сути является планом изложения темы.
1.2. Какая цель преследуется в изучении отдельно взятого вопроса. На какие источники информации ориентироваться
Попытаемся увидеть модель механизма разработки вопросов плана КР, который усиливает практическую значимость курсовой работы и приводит к пониманию того, что если ясна цель, то становится понятным к какому обобщению и заключению необходимо подвести весь материал и какой вывод сделать в соответствии с целью.
1. Вопросы №№1,8 «Основные понятия объекта и предмета исследования» предполагают рассмотрение содержание терминов и понятий, используемых в работе. Наример: Основные понятия объекта исследования: общая выносливость, специальная выносливость, развитие. Изучение этого вопроса приводит к разработке терминологического аппарата исследования, обеспечивает реализацию принципа однозначности терминологии. Толкование терминов и объяснение основных понятий можно найти, в первую очередь, в справочной литературе (словари, энциклопедии, справочники). Кроме того, толкование терминов можно встретить в учебниках по методике преподавания.... и методических пособиях.
2. Вопрос о значении развития «объекта» в воспитании заданной категории детей направлен на поиск доказательств необходимости
научной разработки конкретного объекта исследования в связи с конкретной категорией испытуемых. Например: Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей младшего щкольного возраста .По сути этот вопрос подчеркивает актуальность изучаемой темы. Источником подобной информации являются сборники научных статей, сборники научно-практических конференций педагогов (и студентов) и профессиональные журналы, в которых публикуются современные взгляды, концепции, теории. Вполне достоверным источником информации могут быть современные учебники для СПО и ВПО. При условии осуществления отбора источника информации по такому критерию как научность, полезным будет обратиться и к интернет-источникам.
3. Вопрос о возрастных особенностях развития исследуемой категории детей предполагает вооружение потенциального исследователя знаниями как научным базисом опытно-экспериментальной работы. Здесь необходимо уточнить аспект развития (физического, эмоционального, психического, познавательной деятельности и др. в контексте темы). Например: Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся средних классов общеобразовательной школы. Изучение этого вопроса еще раз подчеркнет актуальность темы и приведет к пониманию научных основ программного содержания.
Уже по названию вопроса становится ясным, что автор работы должен обратиться к специальной литературе. Полезную службу в изучении этого вопроса могут сослужить и научные труды: научные статьи, монографии, сборники научных трудов.
4. Осуществление автором курсовой работы анализа образовательных стандартов, программ, УМК на основе знаний возрастных особенностей развития придает работе практико-ориентированный характер. Этот вопрос приведет к необходимости изучения нормативно-правовой базы собственной учебно- исследовательской деятельности в рамках обозначенного объекта. Например: Нормативные требования к общей физической подготовке......... или Анализ школьной программы ОБЖ в части «ЧС природного характера». Автор работы тем самым определяет для себя возрастную группу испытуемых, понимает допустимые цели, задачи и содержание экспериментальной работы в рамках заданного объекта исследования. По формулировке вопроса понятно, что для выполнения этого вопроса необходимо обратиться к нормативным документам.
5. Изучение вопроса методики развития объекта исследования вооружает расширяет, углубляет и систематизирует методические знания. Например: Методика проведения динамических перемен в начальной школе. Изучение этого вопроса сформирует представление о методической работе в ходе экспериментальных уроков, занятий, тренировок. Здесь следует употребить тот термин, который задан формулировкой темы ( методика формирования, воспитания, развития, совершенствования, регулирования и т.д.). Вполне логичным здесь будет изучение методических изданий. Кроме того, оправданным будет поиск информации в научных изданиях и публикациях в профессиональных журналах, где представлен рациональный педагогический опыт.
6. Для студента, который является потенциальным исследователем в области образовательного процесса, необходимо понимание практической сути диагностических процедур, позволяющих изучить состояние исследуемого объекта. В связи с этим умение ориентироваться в арсенале методов и конкретных исследовательских методик является определяющим умением. Практика руководства КР и ВКР показывает, что этому вопросу, к сожалению, не уделяется должного внимания в процессе написания КР. Изучение же диагностических методик имеет крайне практическое значение в плане опытно-экспериментальной работы. Делая обзор всех имеющихся в литературе методик исследования, студент останавливает свой выбор на конкретных измерителях, которыми будет пользоваться на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Например: Описание диагностических методик, применяемых для измерения общей выносливости. Необходимый диагностирующий материал можно обнаружить в специальной литературе ( ключевыми словами в названиях нужных источников могут быть слова: диагностика. изучение, анализ, контроль, оценка. тестирование, определение, исследование и т.п.).
7. Вопрос о значении «предмета» в развитии объекта исследования направлен на доказательство актуальности применения заданного предмета исследования в конкретном его выражении в целях качественного преобразования объекта. Факты и аргументы, доказывающие актуальность, можно обнаружить как в научных изданиях, так и в учебно-методической литературе. Хорошим подспорьем в изучении этого вопроса могут быть и профессиональные журналы.
8. В этом вопросе на основе анализа научно-методической литературы конкретизируются виды, классификации исследуемого предмета, подчеркивается его специфика, достоинства, раскрываются возможности обоснования научного предположения и возможности применения «предмета» в конкретном варианте. Например: Классификация подвижных игр и их характеристика.
9. Вопрос «Требования к «предмету» исследования и критерии его отбора для применения в учебно-воспитательном процессе» помогает разобраться в технике отбора методов, средств, приемов, условий, пригодных для опытно-экспериментальной работы, направленной на преобразование объекта исследования. Например: Требования к отбору подвижных игр, направленных на воспитание общей выносливости. Здесь основным источником информации будет выступать учебно-методическая литература.
10. Вопрос методики применения «предмета» для развития объекта направлен на изучение методического аспекта преобразования объекта с помощью конкретного предметного экспериментального фактора. Например: Методика применения подвижных игр, направленных на воспитание общей выносливости. По сути результатом работы над вопросом является ответ: Как грамотно осуществить то или иное нововведение. В поиске теоретического и эмпирического материала по данному вопросу целесообразным будет обратиться к методическим пособиям и профессиональным журналам.
Таким образом, разработка темы КР в описанной выше логике
позволит автору расширить, углубить и систематизировать общетеоретические, дидактические, методические и «специальные исследовательские» знания, которые могут выступить научными основами опытно-экспериментальной учебной деятельности.
ПРИМЕРЫ ВЫВОДОВ (УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ) С ПРОЕКЦИЕЙ НА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ РАБОТУ В ОУ
(извлечение из студенческих работ)
Анализ программы позволяет в исследовании определить нормативную цель формирования умений и навыков детей, на которую мы будем ориентировать результаты входной диагностики. Более того содержание программы будет выступать основой для экспериментальных занятий.
Анализ литературы показывает достаточную освещенность методических приемов организации и проведения……(И.И.Иванов, П.П.Петров, Ф.Ф.Фадеева). Именно они будут заложены в содержание инновационных занятий в условиях опытно-экспериментальной работы в ОУ.
В своей работе мы будем понимать под выносливостью то, что понимает Г.Г.Гульбис:……. [3,с.182]. Этот вывод продиктован контекстом темы КР. Именно с этой позиции мы будем изучать исходное состояние выносливости в ходе эксперимента.
Проанализируем методы обучения в связи с их пригодностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач в процессе наших экспериментальных уроков в школе.
В представленной модели выделены структурные компоненты, критерии и уровневые показатели сформированности ...... , что можно адаптировать к нашей опытно-экспериментальной работе в условиях ОУ и разработать конкретную методику диагностики изучаемого объекта.
Однако оставалось неясно, как изменится способность к выполнению… Этот вопрос и предстоит выяснить в нашем исследовании.
Если же произвести полностью системный анализ всех разновидностей ......., то это практически невозможно сделать из-за огромного разнообразия данных разновидностей. Мы в своей работе остановили выбор на классификации ......., для того, чтобы осуществить критериальный отбор необходимых физических упражнений, с направленностью на развитие гибкости.
Таким образом, применение представленной тестовой методики, позволит определить фактический уровень физической подготовленности школьников в реальных условиях отдельно взятого учебного класса одной из школ г. Омска.
Изложенные фактические данные послужили опорой для определения методической проблемы, решением которой можно заниматься в период преддипломной практики в условиях специально организованного исследования в ОУ.
В нашем исследовании под качеством знания мы будем понимать качество усвоения знаний с ориентацией на уровни усвоения знаний.
Литературные научные данные привели нас к пониманию того, что не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что в процессе опытно-экспериментальной работы в ОУ мы будем тестирование обязательно сочетать с другими (традиционными) формами и методами проверки. Например, использовать письменные тесты и давать возможность обучающимся устно обосновывать свои ответы.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что любой метод сам по себе не может быть ни активным, ни пассивным, тем и другим его делает исполнитель. Какие бы методы мы ни применяли для повышения эффективности обучения, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Именно это и будет выступать сутью нашей экспериментальной деятельности в период преддипломной работы.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы можно сделать вывод о достаточно убедительном доказательстве важности применения специальных упражнений в воспитании выносливости (Р.Р.Романов, С.С.Смирнов и др.). Следует заметить, что к специальным упражнениям авторы разных источников по сути относятся по разному, а именно:
- специальные упражнения как средство
- специальные упражнения как условие, необходимое для………….
- специальные упражнения, как составляющая технологии тренировочного процесса.
В своей работе мы будем рассматривать специальные физические упражнения как средство воспитания выносливости (Р.Р.Романов).....(или в своей работе мы будем вслед за Р.Р.Романовым использовать специальные физические упражнения как средство [17, с.154] ).
Именно такой подход будет осуществляться нами в условиях экспериментальных уроков, именно поэтому в дальнейшей работе предполагается разработка комплекса специальных физических упражнений и экспериментальная его проверка как средство воспитания выносливости.
Ведь все это зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. Об этом очень важно и необходимо помнить во время проведения экспериментальных уроков в школе во время дипломной практики, т.к. объектом исследования в нашем случае является активизация учебной деятельности учащихся.
В своей работе из всех изученных классификаций мы выбираем классификацию Смирнова А.Т., т.к. она более логичнее на наш взгляд соотносится с примерной программой ОБЖ в 7 классе.
Итак, учет возрастных особенностей – один из основных педагогических принципов. Реализуя его, преподаватель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами учебного труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности, средств обучения, адекватность применяемых методов контроля, что обязательно должно учитываться нами в процессе экспериментальных занятий.
Анализ специальной психологической литературы позволяет утверждать о возможности применения в обучении учащихся 7-х классов метода анализа конкретных ситуаций даже на уровне профессиональной деятельности студента.
На основе изученной методической литературы[3,7,17,45] мы можем говорить о том, что специальных упражнений предлагается очень много и при этом такие ученые, как Г.Г.Гульбис, И.И.Изгейм, предупреждают нас осуществлять строгий критериальный отбор упражнений в зависимости от возраста, уровня подготовленности и многое другое. При составлении конспекта специальных физических упражнений мы будем руководствоваться этими критериями.
Наше предварительное исследование в условиях педагогической практики пробные уроки на базе одной из школ г.Омска, позволяет говорить о ситуации весьма на наш взгляд стандартной. Средний балл успеваемости учащихся 7 классов (42 человека) составляет 4,26 при том, что 30% учеников из 42 имеют хорошие и отличные оценки (4-5 баллов), что составляет 75%. Однако, вопросы такого плана как: «Что делать если…?»; «Ваши действия при…..»; «Почему нельзя так делать…?» вызвали затруднения у учеников. Этот факт мы оценили как недостаточная степень усвоения программного материала. Анкетирование же учителей школы (10 чел.) показывает, что половина из них не видят необходимости в применении метода анализа конкретных ситуаций на уроке и затрудняются прогнозировать его результативность (таблица 5).
На основании полученных противоречивых данных предварительного эмпирического исследования была поставлена исследовательская проблема: Можно ли добиться полного усвоения учебного материала в процессе применения метода конкретных ситуаций при изучении темы?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации можно использовать как практическое руководство для студентов, выполняющих курсовую и выпускную квалификационную работы. Однако, нужно учитывать специфику организации учебно-исследовательской деятельности в профессиональном образовательном учреждении, а именно:
курсовая работа выполняется на 2 курсе обучения, выпускная квалификационная работа- на 3 курсе обучения;
обе работы выполняются на одну и ту же тему;
в процессе разработки темы студент осуществляет анализ научно-методической литературы, проводит пилотное и основное исследование на базе ОУ;
анализ литературы позволяет автору работы расширить, углубить и систематизировать профессиональные знания, которые выступают в свою очередь основой опытно-экспериментальной работы в ОУ. Такая специфика выполнения учебно-исследовательской работы предполагает обобщение теоретического и эмпирического материала на предмет обнаружения проблемы методического характера в образовательном учреждении и формулирование выводов в теоретических вопросах в связи с предстоящей опытно-экспериментальной работой в ОУ в период дипломной практики. Курсовая работа, которая выполнена и защищена студентом на втором курсе, может быть основой для опытно-экспериментальной работы лишь в том случае, если она способна выдать исследуемый объект в реальной связи с жизнью. Это означает, что каждый вопрос ее содержания должен быть обобщен и должен иметь заключение-вывод. Вывод при этом должен быть ориентирован на исследование в ОУ, которое студенту необходимо провести в период дипломной практики на 3 курсе.
Следовательно, перед студентом стоит задача освоения техники обобщения материалов курсовой работы и формулирования практико- ориентированных выводов.
Приложение 1
Некоторые рекомендации
Примеры клишированных словосочетаний и фраз, которые можно использовать при составлении научного текста
Выводы
- Такое представление показателей позволяет наглядно продемонстрировать, с одной стороны, уровень сформированности компонентов патриотизма у студентов, с другой – динамику формирования понятийно-категориального аппарата по окончании каждого учебного года, что поможет преподавателям и классным руководителям корректировать образовательно-воспитательный процесс с учетом интересов и особенностей личности и групп личностей, а также делать выводы о качестве используемых воспитательных технологий в целостном образовательно-воспитательном процессе.
- Анализ диаграмм показывает низкий уровень общей культуры и неумение определенной части студентов в достойной форме выразить свое понимание патриотических ценностей.
Наиболее сформированными оказались представления о долге, мужестве и любви, наименее – о достоинстве, самоотверженности и верности.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что совокупность ценностных ориентаций патриотизма может являться основой отбора и структурирования содержания патриотического воспитания студентов учебных заведений СПО.
Показатели знаний соответствуют низкому уровню: испытуемые проявляют интерес, но не умеют давать ценностную оценку ...
В ходе диагностики были получены суммарные показатели, позволившие определить уровни сформированности (низкий, средний, высокий) ...
Приложение 3
Пример описания формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента на основе разработанной модели нами была реализована определенная последовательность этапов практической подготовки, предусматривающей создание педагогических условий для формирования у испытуемых профессионально-информационной компетентности: 1) создание в ходе обучения информационно-образовательной среды для свободной коммуникации и творческой реализации возможностей; 2) внедрение активных технологий и современных инновационных информационных и коммуникационных технологий в обучении; 3) интеграция компетентностного подхода в рамках родственных дисциплин.
Первый этап был направлен на выявление и формирование у испытуемых мотивации профессиональной деятельности, системы ценностных ориентаций. На данном этапе проводилась диагностика компонентов уровня сформированности, составляющих ПИК. Эффективность процесса обучения обеспечивалась использованием технологий, ориентированных на развитие профессионально-личностной рефлексии, активности, самостоятельности, а также созданием положительного эмоционального настроя, ситуации успеха.
Процесс обучения осуществлялся в различных формах. Среди них можно выделить интерактивную лекцию, групповую дискуссию, тренинг, работу с интерактивными программами, учебными материалами, кейсами, проектами и др. Такая организация образовательного процесса совпадает с логикой концепции контекстного обучения, на основе которой осуществляется переход от абстрактной, теоретической модели профессиональной деятельности педагога к реальной, конкретной деятельности со всеми ее проблемами и противоречиями.
На втором этапе углублялись и систематизировались основы работы с различными видами информации, расширялись возможности общения посредством использования различного программного обеспечения, разрабатывались программы по заданному алгоритму, производилась оценка найденной информации. Написание программ на языках программирования способствовало формированию мышления испытуемых, развило их знания о способах представления информации. Общение в группе осуществлялось на более высоком уровне, способствующем совместному решению личностно значимых проблем.
На практических занятиях по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» отрабатывались приемы поиска в сети Интернет и обработки полученной информации, а также умения давать оценку информации с точки зрения ее культурной и педагогической ценности. Например, на занятиях «Программное обеспечение ЭВМ» испытуемые выбирали и тестировали антивирусное программное обеспечение, выделяли по алгоритму преподавателя критерии для оценки программ и делали вывод об эффективности их использования; на занятиях «Архитектура компьютера» развивали мышление и расширяли знания о способах представления информации в компьютере. На данном этапе испытуемым рекомендовалось использовать компьютер для подготовки к другим предметам. Во время самоподготовки испытуемые активно общались на форумах в сети Интернет, где обсуждали интересующие их темы.
Мы считаем, что операционный и конструктивный компоненты эффективно развиваются посредством использования активных методов обучения. На формирование этих компонентов профессионально-информационной компетентности должен быть направлен весь процесс обучения будущих учителей информатики, что предполагает использование традиционных и активных технологий обучений.
Как показывает наша практика работы, использование активных технологий в обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов и приводит к положительным результатам: такие технологии позволяют формировать знания, умения и навыки будущих учителей путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностное знание испытуемых.
Суть активных технологий состоит в том, чтобы обеспечить выполнение испытуемыми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Широкое использование активных технологий обучения обусловлено тем, что педагогическое образование призвано решать задачи не только формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, имеющих особое значение в профессиограмме современного учителя профильной школы.
Как известно, преподаватель в своей профессиональной деятельности использует классификацию и группу методов, помогающих наиболее полно осуществить дидактические задачи, которые он ставит на занятии. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения испытуемых в учебно-познавательную деятельность.
Приведем лишь некоторые примеры использования в образовательном процессе основных методов активного обучения.
Интерактивная лекция – лекционная форма занятия, в которой, благодаря специально организованному педагогическому взаимодействию, процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Ее успешность обеспечивается совместными усилиями преподавателя и испытуемых.
Метод кейсов (case study), или метод анализа конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности, развивающий способность к анализу конкретных жизненных и профессиональных задач.
Тренинг как форма активного обучения в большей степени направлен на формирование умений на практических занятиях. Основной его задачей является организация самостоятельной работы, в процессе которой осваивается определенный набор умений, формируется отношение к какому-либо процессу или явлению.
Использование активных методов обучения и информационных технологий способствует повышению качества усвоения профессионально значимой информации, сокращению времени обучения, снятию психологических барьеров и сплочению учебной группы. Следует отметить, что при использовании активных методов обучения испытуемые усваивают не только содержательный и процессуальный, но и организационно-методический аспект. Приобретенные за этот период знания и умения помогут будущим педагогам успешно адаптироваться к условиям современного информационного общества.
Согласно программе исследования, в процессе развития ПИК испытуемых был использован Интернет. Опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность его использования для развития умений эффективного поиска и отбора необходимой информации, коммуникативных умений и навыков, совершенствования правовых знаний, связанных с поведением в информационном пространстве.
Третий этап был направлен на развитие творческого уровня компонентов профессионально-информационной компетентности как обобщающего показателя развития. На данном этапе происходит обобщение полученных занятий по информатике и педагогике. Испытуемые осуществляют поиск и отбор профессионально значимой информации, самостоятельно определяют цели и ставят задачи, находят пути их решения, а также оценивают и корректируют свои действия.
В процессе изучения дисциплины «Использование информационных и коммуникативных технологий в образовании» студенты разрабатывают элективные курсы по информатике для профильных классов различной направленности. В ходе этой работы они ставят цель, задачи, продумывают структуру элективного курса, осуществляют отбор значимой информации, оснащают курс методическими и дидактическими материалами и представляют его на защите в виде web–сайта или мультимедиапрезентации. ... и т.д.
Актуальность применения активных технологий обучения обусловлена самим характером профессиональной деятельности испытуемого и изменениями в области образования, а именно – введение компетентностного похода, что означает перенос акцента с репродуктивных форм занятий на активную самостоятельную деятельность испытуемых на базе новых профессиональных умений оперирования информацией, на развитие способностей творческого решения учебных и профессиональных проблем.
Результаты итогового эксперимента показали, что в ЭГ 59,05% испытуемых достигли высокого уровня развития ПИК, тогда как в КГ данного уровня достигли лишь 37,89% испытуемых, что свидетельствует о правильности выбранных путей формирования профессионально-информационной компетентности будущего учителя информатики профильной школы и подтверждает выбранную гипотезу.
В ходе экспериментального исследования показали уровня всех критериев развития ПИК испытуемых значительно изменились.
Таким образом, использование в единстве активных методов обучения и информационных технологий, воплощающих идеи компетентностного подхода к образованию, способствует эффективному формированию профессионально-информационной компетентности испытуемых.
Теоретическое обоснование
опытно-экспериментальной учебной деятельности
студента в процессе выполнения курсовой работы
Методические рекомендации
Омск 2013
Печатается по решению
научно- методического совета
Теоретическое обоснование опытно-экспериментальной учебной деятельности студента в процессе выполнения курсовой работы. Методические рекомендации для преподавателей/ Авт.- сост. Н.А.Горн.-Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2012. – 43 с.
В системе профессиональной подготовки в педагогическом колледже студент осваивает методологию, методику и технику психолого- педагогического исследования, осуществляя учебно-исследовательскую деятельность. Результатом такой деятельности являются курсовая работа (КР) и выпускная квалификационная работа (ВКР). Следует отметить, что и та, и другая работа традиционно выполняются на одну и ту же тему, которую студент выбирает на 1 курсе обучения. В связи с этим, тема разрабатывается студентом на уровне анализа научно-методической литературы и на уровне эмпирического исследования в конкретном образовательном учреждении. КР является теоретическими основами ВКР. В рамках этих работ студент анализирует состояние проблемы в теории и образовательной практике не только на основе работы с литературой, но и на основе изучения реальной педагогической ситуации в одном из учебных заведений. С этой целью организуется предварительное (пилотное) исследование для получения эмпирического материала, доказывающего наличие некоего противоречия в образовательном процессе и констатирующего методическую проблему в рамках определенного объекта исследования. Основное же исследование – это опытно-экспериментальная работа студента, которая проводится в целях преобразования объекта исследования и доказательства теоретически обоснованного предположения о возможности решения заявленной эмпирической проблемы методического характера на базе одного из образовательных учреждений во время прохождения педагогической практики.
В связи с этим, необходимо понимать преемственность КР и ВКР и уже на этапе разработки содержания курсовой работы как теоретической основы опытно-экспериментальной деятельности видеть практическое применение обобщенных знаний об объекте и предмете исследования в учебно-воспитательном процессе.
Методические рекомендации помогут студенту в разработке плана курсовой работы, обобщении теоретического и эмпирического материала и формулировании выводов.
Рецензенты:
Пермикина О.А., заместитель директора по научно-методической работе БОУ ОО «ОПК№2».
Рабочих Т.Б., доцент кафедры управления образованием ОмГПУ, к.п.н.
© БОУ ОО СПО «ОПК № 2», 2012
© Н.А.Горн (авт.-сост.), 2012
СОДЕРЖАНИЕ
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН КУРСОВОЙ РА