Условия устойчивости внимания
1. возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи;
2. степень трудности материала и знакомство с ним;
3. понятность материала, его логическая связь, осмысленность, структурированность;
4. отношение человека к материалу;
5. индивидуальные особенности личности.
ЯЗЫК И РЕЧЬ
План:
1. Язык и речь: психологический анализ. Элементы языка. Функции языка.
2. Общая характеристика речи. Функции речи.
3. Физиологические основы речи.
4. Виды речи.
Язык и речь: психологический анализ
ЯЗЫК– система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность.
Язык дает возможность выражать суждения, делать умозаключения о предметах и явлениях, их разнообразных отношениях. Язык представляет собой способ (средство) общения между людьми.
Язык возникает в процессе становления человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Язык является общественным явлением, важнейшим способ организации человеческих отношений. С его помощью люди достигают понимания, обмениваются мнениями, приобретают знания, передают их потомкам, получают возможность наладить совместную деятельность.
Единицей языка является слово. Слово имеет две стороны: внешнюю звуковую (фонетическая стона); внутреннюю смысловую (семантическая сторона). Единство этих двух сторон образует слово.
Главные элементы языка:
1. словарный состав (совокупность слов языка): активный словарь (слова, которыми мы активно пользуемся), пассивный словарь (слова, которые мы понимаем);
2. грамматическое строение (правила изменения слов – морфология, правила соединения слов в предложении – синтаксис);
3. фонетический состав (звуковой состав слов).
Функции языка
Сергей Дмитриевич Максименко указывает на то, что в слове сливаются функции знака (внешняя фонетическая форма слова) и значения (внутреннее содержание слова). Исходя из этого, он выделяет две основные функции языка: 1)сигнификативная (функция обозначения определенных предметов и явлений действительности); 2)функция выражения.
Психологи (Людмила Дмитриевна Столяренко, Артур Владимирович Петровский и другие) указывает на то, что в современной психологии выделяют такие основные функции языка: 1)существование, накопление, передача и усвоение общественно-исторического опыта при помощи знаковых систем; 2)средство общения (коммуникации); 3)орудие
интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).
Общая характеристика речи
РЕЧЬ– процесс использования человеком языка для общения (процесс словесного общения).
В зависимости от возраста, характера деятельности, среды обитания человек приобретает определенные речевые особенности, несмотря на то, что люди могут говорить на одном языке. Так, у одного человека речь образная, ярка, выразительная, быстрая и т.д., а у другого – ограниченная, бедная, невразумительная, медленная и т.д. То есть, речь каждого человека индивидуальна.
Речь является специфически человеческой деятельностью. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе, в трудовой деятельности.
Речь связана с мышлением человека. Она является инструментом мышления.
Речь не может существовать вне языка. С другой стороны, язык остается живым только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется в процессе общения.
Речь должна рассматриваться и как языковая деятельность, поскольку с ее помощью можно, например, обеспечить общение, решение мнемонических или мыслительных задач. В таких случаях речь может приобретать облик языковых действий, которые являются составными элементами другой целенаправленной деятельности, например трудовой или учебной. Речевая деятельность имеет определенную цель, речевые средства, мотивы.
Речь имеет и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза.
Физиологическим основанием речиявляется условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга. Раздражителями для нее являются слова, «сигналы сигналов» (И.П.Сеченов), заменяющие предметы и их свойства. Как раздражитель слово существует в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические (голосовой аппарат и органы слуха) и центральные (определенные структура головного мозга).
Центральная система
Деятельность периферийного аппарата подчинена коре больших полушарий головного мозга, которая ее направляет, и функцией которого она является.
Речь осуществляется при участии второй сигнальной системы и в тесной взаимосвязи с первой сигнальной системой.
Слово, благодаря опыту человека, связано с внешними и внутренними раздражителями. Они поступают в кору больших полушарий и могут сигнализировать о них, изменять их или вызвать определенные реакции. В результате в коре создаются соответствующие системы временных нервных связей. В создании этих связей участвуют зрительный, слуховой и двигательный анализаторы. Кора больших полушарий связана с разными частями периферийного речевого аппарата.
Процесс речи связан с работой всей коры больших полушарий. Однако отдельные ее участки играют специфическую роль, связанную с локализацией в них мозговых окончаний анализаторов, регулирующих процесс слушания и разговора. Установлено, что центры речи расположены в височной части левого полушария.
Выделяют два основных речевых центра:
1. центр Брока - двигательный центр речи - регулирует голосовой аппарат (голосовые связки и мышцы гортани);
2. центр Вернике – слуховой центр речи - обеспечивает способность слышать и анализировать произносимую речь.
Виды речи
Внешняя речьсвязана с процессом общения, обменом информацией, она направлена на общение с другими людьми.
слух.
Устная речь – это звуковая речь, которая воспринимается другими на
Диалогическая речь – это речь двух или нескольких собеседников. Она
тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, поэтому ее называют ситуативной. Особенностями диалогической речи являются, во-первых, то, что она активно поддерживается собеседниками, во-вторых, то, что она ситуативная и поэтому не требует развернутости (она сжата, одно слово может заменять фразу).
Монологическая речь – это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь. Например, доклад, лекция, выступление на собрании и т.п. Особенностями монологической речи является то, что это развернутая речь, она организованная (спланированная, словесно оформлена).
Письменная речь – это речь в письменной форме. Письменная речь является разновидностью монологической. Особенностями письменной речи является: отсутствие непосредственного контакта с собеседником, боле развернутый текст, структурная сложность (строгое соблюдение правил грамматики, подбора слов и выражений).
Внутренняя речьне направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входя в
контакт с людьми. Главной особенностью внутренней речи является ее беззвучность, хотя она и нередко проявляется в форме шепота, а иногда начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Также ее особенностями является то, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь порождается потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, построить схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя и внутренняя речь человека находятся в постоянной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах.
Современные исследователи также выделяют кинетическую речь– это эмоционально-выразительные элементы речи (например, жесты, которые использует любой человек при общении или жесты-символы, используемые глухонимыми). Мы часто сопровождаем свою внешнюю или внутреннюю речь кинетической речью.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
План:
1. Эмоции и чувства: психологический анализ.
· Понятие «эмоции», «чувства».
· Различие эмоций и чувств.
· Выражение эмоций и чувств.
2. Характеристика эмоций и чувств.
3. Функции эмоций и чувств.
4. Виды эмоций.
· Фундаментальные эмоции
5. Теории эмоций.
6. Эмоциональные состояния.
7. Высшие чувства человека.