Процесс создания образов воображения
Образы воображения возникают из прошлого опыта человека. Создание образов воображения проходит два основных этапа:
на первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части (анализ объекта и абстрагирование частей);
на втором этапе (этапе синтеза) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи, образам может быть придан совершенно новый смысл.
Приемы создания новых образов:
Прием | Характеристика |
Агглютинация (от латинского - "склеивание") | Соединение качеств, свойств или частей, взятых из разных объектов (эти части могут быть вообще несоединимыми). Например, сказочные образы русалки — наполовину женщины, наполовину рыбы, кентавра — наполовину мужчины, и наполовину коня, мифические божества (человек с хвостом и звериной головой)… |
Аналогия | Строится новый образ похожий на реально существующий, но в нем проектируется при- нципиально новая модель явления или факта. Например, локатор, «электронный глаз». |
Акцентирование (заострение) | Умышленное усиление в предмете определенных признаков, которые становятся доминирующими на фоне других. Например, карикатура. |
Гиперболизация: преувеличение (или преуменьшение) | Чрезмерное преувеличение или преуменьшение характеристик предмета, изменение определенных частей или их количества. Например, Змей Горынич, мальчик с пальчик. |
Схематизация | Образы сводятся в определенную схему (могут выделяться основные / существенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета). При схематизации отдельные представления сливаются, отличия стираются, а черты сходства четко выступают. |
Типизация | Выделение существенного, которое повторяется в однородных образах. Так, например, создаются художественные образы (образ борца за справедливость и т.д.). |
ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
План:
1. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания.
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Недостатки внимания.
5. Условия устойчивости внимания.
Понятие о внимании
ВНИМАНИЕ– познавательный психический процесс – направленность и сосредоточенность сознания человека на предметы, явления окружающей действительности или собственные переживаниях при одновременном отвлечении от всего остального.
Под направленностью психической деятельности (сознания) подразумевается избирательный характер психической деятельности, т.е. выделение из окружающей действительности значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, с сохранением деятельности на определенный промежуток времени. Например, читаю книгу, человек направляет свое сознание на содержание текста и в течение определенного промежутка времени сохраняет в поле своего внимания текст, его содержание.
Под сосредоточенностью подразумевается углубленность (степень углубленности) в деятельность при отвлечении от всего постороннего, т.е. человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает всего остального.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда вы направляете на что-либо свое внимание, то одновременно с этим вы сосредотачиваетесь на этом. И наоборот, когда вы сосредотачиваетесь на чем-либо, то вы направляете на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность – с углубленностью в занятие.
Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности.
Физиологической основой вниманияявляется возбуждение, возникающее в коре больших полушарий головного мозга под влиянием воздействий окружающей среды. Среди многих возбуждений, которые возникают одновременно в коре головного мозга, одно является доминирующим. Оно и является основой сознательных процессов, в частности внимания. Другие же возбуждения при этом тормозятся. Это принцип доминанты, о котором говорит Иван Петрович Павлов и Алексей Алексеевич Ухтомский.
Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров.
Виды внимания
Критерий | Виды |
По регуляции волевого усилия (по происхождению и способам осуществления) | Непроизвольное внимание возникает без волевых усилий, неожиданно, независимо от сознания, в деятельности или на отдыхе, под влиянием различных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. НВ вызывают яркие предметы, неожиданные события что-то новое, незнакомое… Например, открывается дверь, и вы непроизвольно поворачиваете голову и обращаете внимание на того, кто входит. Возбудить непроизвольное внимание могут не только внешние предметы, обстоятельства, а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления, чувства, все то, что волнует нас. Например, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором речь идет о еде. НВ связано с общей направленностью личности и наличием предшествующего опыта. То, что интересует нас больше всего и что составляет сферу наших интересов, обращает на себя внимание, даже если мы сталкиваемся с этим случайно. Именно поэтому, писатель может обращать внимание на поступки людей, их особенности и т.д., художник – на красоту старинного здания, студент – на способ составления шпаргалок. НВ является относительно кратковременным. |
Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности, т.е. человек прикладывает волевые усилия для того, чтобы обратить внимание на что-либо. ПВ своим главным компонентом имеет волю. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить сознание на деятельности довольно длительное время. Характерные особенности произвольного внимания: целенаправленность (управляется сознательной целью), организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться с посторонними отвлечениями. | |
Например, вы произвольно направляете свое внимание на лекционный материал. | |
Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Например, преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения (подготовки к психологии), студент привыкает к ним, сама деятельность вызывает определенный интерес, а то и захватывает его, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения. | |
Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным. В отличие от подлинно НВ послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В отличие от ПВ здесь нет или почти нет волевых усилий. | |
По | Внешнее внимание человека направлено на предметы и явления |
направленности волевого усилия | окружающей действительности |
Внутреннее/интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), психические переживания. |
Свойства внимания
Свойство | Характеристика |
Концентрация (сосредоточенность) внимания | Проявляется в интенсивности (в степени) сосредоточения на объектах, являющихся предметом умственной или физической деятельности (углубленность в занятие). Сосредоточившись на деле, человек не замечает посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг. |
Устойчивость внимания | Заключается в способности определенное время сосредоточиться на одном и том же объекте. |
Колебания внимания | Проявляются в периодическом снижении и повышении сосредоточенности (наступает в среднем через 2-3 секунды, максимум – 12). Например, если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Или, двойственное изображение (усеченная пирамида). |
Переключение внимания | Означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. |
Распределение внимания | Проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько видов деятельности. Например, Юлий Цезарь, который мог делать 7 не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. |
Объем внимания | Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Средний объем внимания 5 + (-) 2. |
Отвлекаемость внимания | Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Может быть внешней (причина: влияние внешних раздражителей) и внутренней (причина: влияние посторонних эмоций, сильных переживаний, отсутствие интереса к выполняемому делу). |
Недостатки внимания
Рассеянность — это особенность внимания, которая обусловлена ослаблением силы сосредоточенности.
Рассеянность бывает двух видов: мнимой и подлинной.
Мнимая рассеянность возникает того, что человек чрезмерно погружен в работу, ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметы, ни разнообразные явления и события. Это возникает в результате того, что он очень сосредоточен на какой-либо деятельности.
Подлинная рассеянность заключается в том, что человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживается. Произвольное внимание человека, страдающего рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью.