Процесс создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация,т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д..

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе «Война и мир» он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие — у ее сестры Татьяны, «пере­толок» и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого при­ема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидро­самолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование,которое заключается в том, что в создавае­мом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо под­черкивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить са­мое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроиз­водя одни черты оригинала, — иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие чер­ты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Прием акцентирования может получить дальнейшее разви­тие, если будет распространен на весь объект. Этого можно до­стичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действи­тельностью (гипербола) или уменьшив его (литота). Эти при­емы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смеще­нием: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из ко­торых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации мо­гут служить национальные орнаменты и узоры, элементы кото­рых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «ки­тайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения — типи­зации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его де­ла, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не дру­гих моментов. В результате одни черты опускаются, как бы вы­падают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усилива­ются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, од­ного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Оне­гина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные ти­пы». Тип — это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой груп­пы, класса, нации.

Наши рекомендации