Специальности 49.02.01 физическая культура
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
(ОЧНОЙ ИЛИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта
Тольятти, 2016
Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета ГАПОУ ТСПК № ____ от ______________ г.
Составитель:
Гервальд И.В.,к.п.н.,зам. директора по УНМР ГАПОУ ТСПК.
Петрова И.А., преподаватель ГАПОУ ТСПК.
Рецензент:
Божедомова С.В.,к.п.н.,зав. заочным отделением ГАПОУ ТСПК.
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта для специальности 49.02.01 Физическая культура
Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсовой работы, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Методические рекомендации адресованы студентамспециальности 49.02.01Физическая культура.
В электронном виде методические рекомендации размещены на файловом сервере колледжа по адресу: spcollege.tgl.ru/moodle
Уважаемый студент!
Курсовая работа по профессиональному модулю ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студента.
Курсовая работа – это научно-исследовательская деятельность студента по изучаемому профессиональному модулю.
Выполнение курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).
Выполнение курсовой работы студентом осуществляется под руководством преподавателя (научного руководителя) профессионального модуля (ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта). Результатом данной работы должна стать курсовая работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Курсовая работа подлежит обязательной защите.
Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к техническому оформлению курсовой работы и практические советы по подготовке к написанию и защите курсовой работы.
Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно осуществить выполнение курсовой работы.
Обращаем Ваше внимание, что консультации по выполнению курсовой работы, проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику, представленному Вашим научным руководителем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по профессиональному модулю (ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение.
Цель курсовой работы
Выполнение студентом курсовой работы по профессиональному модулю (ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта) проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональному модулю;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития авторской инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы
К содержанию курсовой работы предъявляется ряд требований:
1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития педагогической теории и практики.
2. Изучение и критический анализ литературы по проблеме исследования.
3. Изучение и анализ передового педагогического опыта и личного опыта студента в процессе его педагогической практики.
4. Проведение самостоятельного исследования.
5. Четкая характеристика предмета, целей и методов исследования, описание и анализ эксперимента.
6. Научная новизна и практическая значимость проведения исследования.
7. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций.
8. Культура оформления (ее соответствие требованиям стандарта).
По содержанию курсовая работа может носить теоретический, практический или опытно - экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не более 20 - 25 страниц печатного текста.
По структурекурсовая работа теоретического характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
– теоретическую часть, в которой дается описание истории вопроса, оценивается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
– список используемой литературы;
– приложения.
По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
– основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами изучения опыта работы воспитателей и своего собственного исследования и т.п.;
– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
– список используемой литературы;
– приложения.
По структуре курсовая работа опытно - экспериментального характера включает в себя:
– содержание;
– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
– основную часть, которая обычно состоит из двух разделов:
1) теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
2) практическая часть, содержащая план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно - экспериментальной работы;
– заключение, в котором содержатся выводы;
– список используемой литературы;
– приложения.
Таким образом, курсовая работа представляет собой самостоятельное учебное исследование студентами одной из общих или частных проблем современной науки, приобщающее их к творческой научно-исследовательской деятельности.
Выполнение курсовой работы органически связано с другими элементами образовательного процесса и может найти логическое продолжение в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
ВНИМАНИЕ!Если Вы планируете вместе с научным руководителем продолжить данную работу и оформить ее впоследствии как выпускную квалификационную работу, помните, что формулировки тем необходимо изменять, поэтому целесообразнее тему брать более в общем плане на этапе выполнения курсовой работы и более узкую на этапе выпускной квалификационной работы.
Выбор темы
Распределение и закрепление тем между студентами производит научный руководитель в зависимости от количества человек и их предпочтений. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент.
3.2 Индивидуальное задание
После выбора Вами темы курсовой работы, научный руководитель должны выдать Вам задание и календарный план выполнения курсовой работы установленной формы.
Обращаем внимание, что индивидуальное задание Вы должны получить не позднее, чем за 2 месяца до начала выполнения курсовой работы.
Оформление текстового материала
Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы - 20-25 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.
Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.
При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа.При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.
Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.
Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.
В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.
В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 10-12)[2].
Результаты защиты оцениваются по четырех балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по профессиональному модулю, по которому предусматривается курсовая работа, выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
Оценка курсовой работы
Параметры | Критерии оценки |
1. Актуальность проблемы исследования | - решение проблемы ориентировано на получение актуального для спортивной тренировки в избранном виде спорта знания |
2. Признаки научного исследования | - наличие структурных элементов и этапов научного исследования; - взаимообусловленность темы, цели, задач, объекта, предмета исследования; - достаточность и современность использованного библиографического материала |
3. Концептуальность исследования | - наличие теоретически обоснованной авторской позиции; - доказательность теоретических основ исследования; - практическая или теоретико-экспериментальная целостность исследования |
4. Практико- ориентированность исследования | - значимость проблемы исследования для педагогической практики; - реалистичность и воспроизводимость методов и методик опытно-экспериментальной работы. - практическая перспективность исследования |
5. Достоверность результатов исследования | - использование обоснованного комплекса методов и методик сбора, анализа и интерпретации экспериментального материала. - достаточность экспериментальной выборки |
6. Стиль, язык исследования | - соответствие научному стилю изложения |
7. Объем, оформление работы | - объем курсовой работы 20-25 стр. |
Требования к защите курсовой работы
К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:
- Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы.
- Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и процессов.
- Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности.
- Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
- Логически последовательное и самостоятельное изложение материала.
- Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
- Обязательное наличие отзыва научного руководителя на курсовую работу.
Для выступления на защите необходимо заранее подготовить совместно с научным руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал (презентационный материал).
При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 5-6 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые структура, объем и время доклада приведены в таблице 1.
Таблица 1
Структура, объем и время доклада
№ | Структура доклада | Объем | Время |
1. | Представление темы работы | До 1,5 страниц | До 2 минут |
2. | Актуальность темы | ||
3. | Цель работы | ||
4. | Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели курсовой работы/ проекта) | До 4 страниц | До 7 минут |
5. | Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы | До 0,5 страницы | До 1 минуты |
В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе «Power Point». Также иллюстрации можно представлять на 4–5 страницах формата А 4, отражающих основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада. Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы.
Титульный лист.
Название темы курсовой работы. Оформление титульного листа (см. приложение).
«Использование кругового метода для развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов»
Содержание.
Введение | |
Глава 1. Теоретические аспекты развития физических качеств в баскетболе | |
1.1 Особенности развития физических качеств в баскетболе | |
1.2 Характеристика кругового метода и его использование в спортивной тренировке баскетболистов | |
1.3 Методика развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов | |
Глава 2. Практическое изучение процесса развития физических качеств круговым методом в спортивной тренировке баскетболистов | |
2.1 Методика определения уровня развития физических качеств в баскетболе | |
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития физических качеств в баскетболе | |
2.3 Характеристика комплекса упражнений круговым методом для развития | |
физических качеств баскетболистов | |
Заключение | |
Литература | |
Приложение 1. |
Части содержания - введение, заключение, литература, приложение - не имеют номера. Нумеруются только части работы и вопросы каждой части. Страницы проставляются после окончания написания всей работы.Слово страница не ставится, только число.
Введение.
Введение отражает: актуальность исследования, цель исследования, определяет объект и предмет исследования, гипотезу, цель, задачи и методы исследовательской деятельности. Выписывается в следующей последовательности:
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых методах;
- потребностью практики.
Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Актуальность выписать в одно предложение нельзя, её объем должен составить не менее 2\3 листа.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). Однако объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Таким образом, как следует из сказанного, объектом выступает то, что исследуется.Например, из темы, заявленной в титульном листе, объектом исследования будет – «процесс развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов».
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса, формы и методы педагогической деятельности, диагностика, пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки.
Таким образом, как следует из сказанного, предметом выступает то, что получает научное объяснение.Именно предмет исследования определяет его тему. Например, из темы, заявленной в титульном листе, предметом исследования становится – «метод круговой тренировки для развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов».
Цель исследования - это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
- определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;
- выявление взаимосвязи явлений;
- изучение динамики явлений;
- описание нового эффекта, явления;
- открытие новой природы явлений;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание классификаций, типологий;
- создание методики;
- адаптация методики.
Например – «практически изучить процесс развития физических качеств баскетболистов методом круговой тренировки».
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе могут быть поставлены несколько задач. Например:
1. Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития физических качеств баскетболистов.
3. Подготовить комплекс упражнений методом круговой тренировки для развития физических качеств баскетболистов.
4. Изучить методику спортивного отбора в спортивной тренировке баскетболистов.
5. Сделать заключение.
Методы исследования – способы выполнения научно-исследовательской работы.
Для проведения научно-исследовательской работы были подобраны следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Изучение документов и материалов.
3. Метод проекта.
4. Метод логического заключения.
Глава 1.
Первая часть работы представляет собой анализ литературных источников по теме исследования. Для этого даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников.
Объем первой части составляет 10-15 стр. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует положения авторов, а где высказывает собственные суждения. Для этого, высказывания авторов, берутся в кавычки.
Первая часть работы должна иметь определенное название в соответствии с темой работы (но не повторять её). Например, в работе на тему «Использование кругового метода для развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов» её название может быть сформулировано так: «Теоретические аспекты развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов».
Для правильного выполнения литературного обзора необходимо составить план первой части. Рассмотрение вопросов плана и станет содержанием первой части. Подбор вопросов зависит от темы работы. На примере, приведенном выше, видно, какие вопросы необходимо рассмотреть: 1.1 Особенности развития физических качеств в спортивной тренировке баскетболистов; 1.2 Характеристика кругового метода и его использование в спортивной тренировке баскетболистов; 1.3 Методика развития физических качеств баскетболистов методом круговой тренировки.
Глава 2.
Вторая часть работы представляет собой практическую часть работы. Для этого необходимо выделить несколько подчастей. Каждая из них будет иметь номер 2, как составляющая эту часть работы и номер по порядку в этой части.
На пример: 2.1, 2.2, 2.3 и тд.
Заключение.
Часть КР, которая требует подведения итогов выполненной работы. Заключения касаются изучения литературных источников, анализ практической части исследования. Объем этой части должен быть не менее 1 страницы.
Литература.
Количество литературных источников должно составлять от 10-15 шт. Список составляется в соответствии с принятыми нормами.
Приложения.
Приложение 1. Если это необходимо для работы.
Приложение 1.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Заключение
Анализ литературных источников показал, что спортивное направление в атлетической гимнастике направлено на обеспечение подготовки атлетов к выступлению на соревнованиях и достижению в ходе их максимально возможного результата.
Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную.
Методика использования тренажеров способствует достижению высокого уровня силы, развитию силовой выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска.
Комплексы упражнений на тренажерах тренируют сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делают тело мускулистым и красивым. Такие комплексы упражнений позволяют направленно управлять своим телосложением, благодаря упражнениям с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах.
Выполнение практического изучения развития силы на силовых тренажерах в атлетической гимнастике показали что, профессиональными тренерами-преподавателями разработан наиболее оптимальный комплекс упражненийдля достижения желаемого уровня развития силы, соблюдая который можно приблизится еще на один шаг к успеху.
Во избежание негативного влияния на здоровье тренеру-преподавателю секции атлетической гимнастики необходимо проводить контроль показателей функционального состояния, физической подготовленности еще до начала занятий в секции. Тренеру, прежде чем начать действовать, необходимы хотя бы минимальные сведения о людях начинающих заниматься в секции. Эта информация будет незаменимой при выборе упражнений, дозировании физических нагрузок, методах построения тренировочных занятий и самоконтроле.
Благодарю за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы!
Подготовка презентации курсового проекта по образцу. (примерно 14-18 слайдов)
1. Тема, исполнитель.
2. Актуальность темы.
3. Объект, предмет, цель исследования.
4. Задачи и методы исследования.
5. Глава 1. Вопросы.
6. Анализ литературных источников.
7. Глава 2. Вопросы.
8.
9. Описание практической части.
10.
11. Заключение.
[1] При ссылке на литературу в тексте курсовой работы следует записывать не название книги (статьи), а присвоенный ей в указателе “Список используемой литературы” порядковый номер в квадратных скобках. Ссылки на литературу нумеруются по ходу появления их в тексте записки. Применяется сквозная нумерация.
[2] См. приложение, которое выбирается в зависимости от характера выбранного вами стиля написания курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА