Секта ашариты и опровержение им в вопросе Разговор Аллаха.
Говорит шейх ибн Усеймин: «И вторая группа, которая противоречит приверженцам сунны в вопросе разговора Всевышнего Аллаха – это аш’ариты».
(Пояснение Руслана):
Аш’ариты это люди, которые приписываются к человеку, которого зовут Абуль Хасан Али ибну Исма’иль аль-Аш’ари.
Когда мы говорим про джахмитов, мы говорим – это последователи Джахма ибну Сафуана.
А когда говорим про аш’аритов, не говорим что это последователи аль-Аш’ари, а говорим это люди, которые приписываются к Аш’ари, потому абу Хасан аль-Ашари покаялся в конце жизни и отошел от этого мазхаба.
Аль-Аш’ари родом из Басры из Ирака. В начале абу Хасан аль-Аш’ари был му’атаззилитом, затем вернулся, покаялся от этого мазхаба, но перешел в мазхаб заблудших куллябитов, то есть менее заблуждающийся мазхаб чем му’аттаззилиты, и перейдя в мазхаб куллябитов писал опровержение му’аттаззилитам и раскрывал ложность их мазхаба. Потому что он сам был из них и хорошо знал в чем заключался мазхаб му’аттаззилитов, затем после этого в конце жизни он отказался от их мазхаба куллябитов, и тоже покаялся от этого и перешел на мазхаб ахлю сунна уаль джамаа (приверженцев сунны и единой общины) и на этом умер на сунне. Некоторые ученые говорят то, что у него остались некоторые отклонения, другие говорят, что у него отклонений не осталось и считается что он один из имамов сунны.
Аш’ариты бывают двух видов относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха:
1 Муфавида, которые делают тафуид, когда говорят об атрибутах Аллаха, говорят что вообще не знаем, что имеется ввиду под этими словами, и что смысл этого знает только Аллах. Для них ЙЯдуЛлах (Рука Аллаха), УджхуЛла (Лик Аллаха), СакъуЛлах (Голень Аллаха), они говорят что они не понимают что имеется ввиду под этими словами и буквами, и говорят смысл этого известен только Аллаху, мы веруем просто в это как в слова а что это значит не знаем.
Вторая группа делают та-уиль (они называют это так) а на самом деле они делают тахриф (искажают) Атрибуты от их истинного значения. Говорят например: Рука Аллаха, это значит мощь Аллаха и т.д.
(Конец слов Руслана).
Говорит шейх ибн ‘Усаймин:
Они (ашариты) утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевышнего, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.
Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказательствами:
1Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.
2Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и которые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.
3И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, которую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.
(Пояснение Руслана):
Например, если ты передо мной сидишь и молчишь, хочешь высказать какое-то предложение, но его не высказываешь языком, не высказываешь его звуками или буквами, а просто сидишь и молчишь и держишь это предложение в себе, разве кто-нибудь может про тебя сказать, что ты высказался или ты что-то сказал или ты поговорил? Никто не может сказать так, ведь, то что ты у себя в голове держишь и не высказываешь, не называется разговором, поэтому все люди знаю что такое разговор, разговор это высказанные слова состоящие из букв и звуком. А просто какой-то смысл, который ты, допустим, держишь у себя в голове и его еще не высказал, не называется это разговором, это называется мыслью.
Говорят ашариты Слова Аллаха, которые внутри Аллаха, как они говорят, не говорят они внутри Аллаха, которые говорят что, Аллах этими словами владеет, они не говорят, что они созданы. Но говорят они, это единая масса.
Мы говорим, что Слова Аллаха это не единая масса, а Всевышний Аллах говорит разговором, часть этих слов это приказы, что-то из этого запреты, что-то из этого сообщения о прошлых народах или о том, что будет в будущем, а у аш’аритов это все единая масса, не отличается друг от друга.
И они не говорят, что это масса сотворена. Но говорят, дальше чтобы высказать это, Всевышний не высказывает, не разговаривает словами и буквами и звуками, а просто создает какое-то творение, в которое вкладывает этот смысл и у него есть звуки и буквы, точнее это что, творение является звуками и буквами, которое возможно уже услышать.
Они все это придумывают, потому что если они скажут, что Всевышний Разговаривает, значит Он подобен творению по их заблудшему мазхабу, поэтому они говорят, что Он Сам не разговаривает, а просто создает звуки и буквы, которые уже затем возможно услышать, это вот, основа заблуждения джахмитов, аш’аритов, то что они уподобляю Всевышнего Аллаха, Его Атрибуты, атрибутам творений если бы они этого уподобления не делали, тогда им не пришлось бы вот эти вот дополнительные идеологии выдумывать, которые не основываются на Коране и сунне.
(Конец слов Руслана).