Труд как ведущаядеятельность периода зрелости
Становление личности как субъекта познания, труда и общения протекает во времени и осуществляется на про-тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю-щих развитие.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности являетсятруд,которыйоказываетразвивающеевоздей-ствие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе он-тогенеза.
Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз-ностивразвитиипсихофизиологическихфункций,заклю-чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо-тоспособности» в ходе созревания и специализации под влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза развития психофизиологических функций представляет собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож-дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто-рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про-цессе развития наблюдается не только нарастание потенциальных возможностей функций, но и снижение их «работоспособности» или относительная стабилизация.
Двухфазность развития психических функций в разные периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз-ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси-ленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс. Больше всего оптимальных точек подъемаj
__ ___ _ _ _ _ ^ _ _ _ _ _ ш ^ ____ _ _ >U
Возраститруд
При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образа-ми, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельно-сти, но и с уровнем образования субъекта деятельности.
Известны исследования, проведенные с помощью лон-гитюдного и биографического методов изучения творче-ской деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуаль-ного развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательно-сти в проявлении способностей в разных видах деятель-ности. Оптимальные показатели проявления способно-стей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет,
в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в филосо-фии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте - подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41— 43 года, а заметный спад - в 47 лет.
Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась
у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической рабо-той. Последняя является благоприятным условием форми-рования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.
На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изоб-ретатель).
Ценностныеориентациичеловеказависятотвозраст-
ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии
здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь-ный прогресс протекает в этот период в условиях относи-тельной самостоятельности функционирования памяти, мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое число межфункциональных связей.
Вторая фаза развития тех же функций - специализа-ция - начинает активно проявляться преимущественнопосле 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-функциональных и межфункциональных связей. Начиная
с 30 лет специализация психических функций доминиру-ет, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.
Средства воздействия на человека в период профес-сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея-тельности через специализацию психических функций приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-ных способностей.
личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благопо-лучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе ра-бочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление
к повышению заработка с приближением пенсионного возраста.
Труд требует со стороны человека умственного напря-жения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллек-туальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напря-женности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.
логического, образного и практического мышления, взаи-мосвязи между которыми отличаются подвижностью и гибкостью.
Как показывает экспериментальный материал, в про-цессе учебной деятельности наряду с расширением ум-ственного кругозора человека происходят глубинные преобразования и изменения в структуре психических функций, являющихся компонентами интеллекта. Необу-чающиеся отстают от обучающихся по развитию как вер-бального, так и невербального интеллекта. Обучение ускоряет процесс интеллектуального развития в разные периоды зрелости.
Таким образом, при условии постоянной оптимальной нагрузки, операционных преобразований и мотивации отмечается прогресс развития психических функций и интеллекта. При отсутствии подобных условий наблюда-ется преждевременная инволюция этих функций даже в более молодые годы.
Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов дея-тельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и спе-циальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способно-стей.
Способности, как считает Б. М. Теплов, не только про-являются в деятельности, они создаются этой деятель-ностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психо-физиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями дея-тельности.
88. Кризис середины жизни |
Самореализация человека
Самореализация - воплощение человеком в жизньсвоих потенциальных возможностей (развитие своего «Я») с помощью собственных усилий, сотворчества, со-деятельности с другими людьми.
Самореализация - сложный процесс, в состав которого входят самопознание, самоорганизация, самопроверка и контроль, самоуправление. Из всех «самостей» в основе самореализации лежит самопознание, благодаря которо-му человек обнаруживает и осознает возможности своего интеллектуального, личностного и профессионального развития. Самопознание активно функционирует в юно-сти и продолжается в периоде ранней зрелости, но до конца человек непознаваем ни самим собой, ни другими. Самопознание связано с мотивацией достижений, что сказывается в успешности и неуспешности, удовлетво-ренности и неудовлетворенности самим собой в деятель-ности и поведении. Самопознание связано с тем, как человека оценивают другие люди. Через оценку его други-ми людьми как личности, индивидуальности, профессио-нала человек стремится мобилизовать себя на достижение жизненных целей, в чем большая роль принадлежит воле-вым качествам личности. С возрастом ориентация на оценку другими становится меньше, личность становится самодостаточной и самостоятельной. Принимать само-стоятельно правильные решения и следовать им в пове-дении, прогнозировать результаты деятельности - ка-чества, которые приобретают особо важное значение
в самореализации. Другие компоненты самоорганизации, такие, как самооценка и самоконтроль, необходимы для коррекции процесса достижения жизненных целей, наме-ченных планов.