Нравственноеразвитиеподростка
Нравственное развитие школьника существенным
образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, «выражая определенные отноше-ния между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - про-изводственной, научной, художественной и др.». Усвое-ние ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки
в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нрав-ственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен част-ным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие
в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.
Нравственные убеждения возникают и оформляютсятолько в переходном возрасте. Вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеж-дения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.
В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое вы-ражение более широкий жизненный опыт школьника, про-анализированный и обобщенный с точки зрения нрав-ственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляетсобой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззре-ния происходит иерархизация в системе побуждений,
в которой ведущее место начинают занимать нравствен-
71 . Чувство взрослости | 72. Особенностиличностиподростка | ||
какмотивацияразвитияподростка | Выделяют следующие виды направленности личности | ||
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит | подростка: | ||
к заключению, что между ним и взрослым никакой разни- | - гуманистическая направленность - отношение под- | ||
цы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его | ростка к себе и обществу положительны; | ||
больше не считали маленьким. Он претендует на равно- | - эгоистическая направленность - он сам является бо- | ||
правие в отношениях со старшими и идет на конфликты, | лее значимым, чем общество; | ||
отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взросло- | -депрессивная направленность - он сам никакой цен- | ||
стипроявляется и в стремлении к самостоятельности, | ности не представляет для себя. Его отношение к общест- | ||
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вме- | ву можно назвать условно положительным; | ||
-суицидальная направленность - ни | общество, ни | ||
шательства родителей. Подросток начинает чувствовать | |||
личность для самой себя не представляет никакой цен- | |||
себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он | |||
ности. | |||
отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще | |||
Важнейшей особенностью подростков является посте- | |||
нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато | |||
пенный отход от прямого копирования оценок взрослых | |||
есть огромная потребность в признании его взрослости | |||
к самооценке, все большая опора на внутренние крите- | |||
окружающими. | |||
рии. Представления, на основании которых у подростков | |||
Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуна- | |||
формируются критерии самооценки, | приобретаются | ||
вой. Они многообразны. | |||
в ходе особой деятельности - самопознания. Основной | |||
Подражаниевнешнимпризнакамвзрослости-куре- формой самопознания подростка является сравнение | |||
ние, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, | себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. | ||
стремление к взрослой моде в одежде и прическе, спосо- | Отрочество благодаря потребности познать себя (иден- | ||
бы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы до- | тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че- | ||
стижения взрослости и самые опасные. | рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность | ||
Социальная зрелость. Она возникает в условиях со- | лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек- | ||
трудничества ребенка и взрослого в разных видах дея- | сии на себя и других открывают в отрочестве глубины | ||
тельности, где подросток занимает место помощника | своего несовершенства - и подросток уходит в состояние | ||
взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, пережи- | психологического кризиса. Но кризис отрочества обога- | ||
вающих трудности, там фактически подросток занимает | щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко- | ||
положение взрослого. | торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через | ||
собственные душевные муки, подросток приобретает | |||
Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стрем- | |||
лении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это | идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает |
стимулирует развитие познавательной деятельности, со- | опытом целенаправленного обособления. | |
3 7
ные мотивы. Установление такой иерархии приводит
к стабилизации качеств личности, определяя ее направ-ленность, и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную по-зицию».
Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:
1) доморальный, когда дети ориентируются не на эти-ческие принципы, а на возможное поощрение и наказа-ние, - доподростковый уровень;
2) уровень «конвенциальной морали», когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;
3) уровень «автономной морали», т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подростково-го возраста он присущ только 10 % детей.
Поведение подростка регулируется его самооценкой,
а самооценка формируется в ходе общения с окружающи-ми людьми.
Развитие самосознания подростка приводит к возник-новению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла «са-моопределением». С субъективной точки зрения онохарактеризуется осознанием себя в качестве члена об-щества и конкретизируется в новой общественно значи-мой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью ре-шать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внеш-них обстоятельств, опирается на формирующееся миро-воззрение подростка и связано с выбором профессии.
«взрослую» позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с форми-рующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической сис-темой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообра-зование переходного возраста.
держание которой выходит за пределы школьной прог-раммы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем зна-ний у подростков - результат самостоятельной работы.
Многие психологи считают чувство взрослости источ-ником развития личности в подростковом возрасте, ос-новной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопро-тивление со стороны действительности, подросток вы-нужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в актив-ности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в со-обществе сверстников. Если окружающие взрослые при-знают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности са-мосовершенствования.