Становление личности дошкольника
Самосознаниеформируется к концу дошкольноговозраста благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, оно обычно считается цент-ральным новообразованием дошкольного детства. Меня-ется представление ребенка о своем «Я». Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» - он ответит - «Я боль-шой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?» - он ответит: «Я маленький».
Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.).
В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года - внешнее «Я сам», в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.
Осознание своего «Я», выделение самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появление стремления активно воздействовать на возникающие си-туации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и желания, - все это характеризует личное самосознание.
Самооценка появляется во второй половине периодана основе первоначальной чисто эмоциональной само-оценки («я хороший») и рациональной оценки чужого по-ведения.
Ребенок приобретает сначала умение оценивать дей-ствия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У до-школьника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (нача-ло самооценки).
52. Основные психологические новообразования дошкольного возраста
Д. Б. Эльконин считал, что это:
1)возникновениепервогосхематичногоабрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить
в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести
в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы.
У детей возникает обостренный познавательный инте-рес, он задает взрослым тысячи вопросов;
2)возникновениепервичныхэтическихинстанций«Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан-ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим»;
3) возникновение соподчинения мотивов. В этом воз-расте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосред-ственных желаний определяется не только ожиданием на-грады или наказания со стороны взрослого, но и выска-занным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению
к другим людям;
4) возникновение произвольного поведения. Произ-вольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирова-ния произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Элько-нину, появляется стремление управлять собой и своими поступками;
2 7
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Постепенно формируется умение удерживать цель
в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошколь-ник овладевает умением подчинять свои действия моти-вам, которые значительно удалены от цели действий,
в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуа-ции, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчи-вающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на бо-лее значимый мотив в данный момент.
На развитие воли особенно сильно влияют игры с пра-вилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти тре-бования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дей-
5)возникновениеличногосознания-возникновение сознания своего ограниченного места в системе отноше-ний со взрослыми. Стремление к осуществлению об-щественно значимой и общественно оцениваемой дея-тельности;
6) появляется внутренняя позиция школьника. Подго-товленный к школе ребенок хочет учиться потому, что
у него появляется стремление занять определенную по-зицию в обществе, открывающую доступ в мир взросло-сти, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познаватель-ной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - позволяет ребенку включиться в учебный про-цесс в качестве субъекта деятельности, что выражается
в произвольном поведении ученика.
формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно пред-ставить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для са-мого ребенка и окружающих его людей.
В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональ-ное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосре-дованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отно-шение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание).
И особенно важно - там, где процессы ориентации
в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, об-щественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью.
Еще одна линия развития самосознания - осознаниесвоих переживаний. В конце дошкольного возраста онориентируется в своих эмоциональных состояниях и мо-жет выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ре-бенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «ког-да я вырасту большой».
Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте.
Половая идентификация заключается в том, что ре-бенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети при-обретают представления о соответствующих стилях пове-дения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарас-тающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола.
53. Кризис семи лет | * | |
На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значе-ние это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать.
Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение пережива-ний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не на-кладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возник-новение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Кризистребуетпереходакновойсоциальнойситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно не-обходимую и общественно полезную деятельность. В на-ших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.
Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится «симптом потери непо-средственности» (Л. С. Выготский): междужеланием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый мо-
Глава 8
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ