Исследование воссоздающего воображения

Цель:Исследовать пространственное воображение.

Оборудование:секундомер, циркуль, линейка, задачи, предлагаемые испытуемым для решения.

Ход опыта

Испытуемому сообщают, что ему предстоит решить 5 задач. Экспериментатор с помо­щью секундомера фиксирует время, затраченное на чтение первой задачи и обдумывание от­вета. Затем испытуемый последовательно решает остальные задачи.

Задачи

1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через верши­ну треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернулись на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из ука­занных отрезков?

3. От точки А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и сделал 20 км, после ехал на запад 10 км и на юг 10 км. Наконец, опять повернул на восток, проехав еще 10 км. Какая фигура получилась из указанных отрезков? Если мысленно повернуть эту фигуру на 180, какая получится буква?

4.Представьте себе окружность. Представьте в центре окружности точку, на равном расстоя­нии от нее (внутри окружность) проведите две горизонтальные линии, а затем две вертикальные линии. На сколько частей разделится окружность? Какая фигура находится в середине окружности?

5. Представьте себеквадрат. Проведите диагонали. Затем двумя горизонтальными линия­ми разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Обработка и анализ результатов

По окончании опыта испытуемый проверяет с помощью чертежа правильность ответа и сообщает экспериментатору, какая задача решалась легко, какая вызывала затруднения. Эти дан­ные также заносятся в протокол. Правильное решение задач условно оценивается определенным количеством единиц: задача 1 – 4 единицы, задачи 2, 3,4 – по 5 единиц каждая, задача 5 – 6,

Если испытуемый решил правильно все пять задач, его работа оценивается баллом 5 (25 ед. : 5 задач), если решил лишь первые четыре задачи, то работа оценивается баллом 4 (19 ед. : 5 задач) и т. д. Данные разных испытуемых сравниваются по количеству времени, затраченного па обдумывание ответа, иколичеству баллов. В конце занятий, используя мате­риал словесного отчета, выясняют, в каких задачах вызвал затруднение процесс актуализа­ции образа, в каких – процесс оперирования им.

Задание 2.

Исследование творческого воображения (в ходе составления предложений из заданных слов)

Цель: дать оценку особенностям творческого воображения.

Оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Ход опыта

Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"

В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"

Таблица 27

Шкала оценки творчества
Пункт Характеристика составленного предложения Оценка предложения в баллах
а В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации. 6 баллов
б В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации. 5 баллов
в В предложении использованы все три слова в обычной комбинации. 4 балла
г Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации. 3 балла
д Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи. 2,5 балла
е Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение. 1 балл
ж Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями. 0,5 балла
з Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов. 0 баллов


Наши рекомендации