Экспериментальный материал методики «словесный лабиринт»

1-й лабиринт 2-й лабиринт 3-й лабиринт 4-й лабиринт 5-й лабиринт
ЬТОТИЧ ЬСОКБИ ТОВМРТ ЙИЩЮЯЛ ВИТМУЧ
САБИЧЮ ТИЕЛИК НАРСНА ЫМУЯТВ АБАИКЛ
ИКЫДАЛ СНИИРС ЕАИНОП ЕНИЛКА МАТРОЮ
АВЫЗАК ОЕНТАД МИРЕПС ИНЕВАР ТЕЬЛУК
ВЫСИПС НЖИВДО НЕТОЗК ТИКСУП АКЦУКА
СЬТАРД БАКЩДП ЫМАЗКЭ НИАРКУ ИСЬЛИФ
6-й лабиринт 7-й лабиринт 8-й лабиринт 9-й лабиринт 10-й лабиринт
ЕЖДИНК ЕИНЫЛК ТАИРАТ ОНОЛАМ ЕИНАНЗ
ИНЕЫПУ ОМЕЖЕА ЫЕОИНЕ ВИТАГО ИВОСРО
НЕЛЗАК ИЗНОИЕ МИКЖОЛ ТСЕБИР НСВИБК
ЕЫПУТЕ ОКОЛДЕ ИТАТСО САЖУРД АНЗОКЫ
ЛТУТСЫ МАРГОР СЫРКИР ЕЩУРКО КВОБУЗ
ЦУТСЫВ ЕПСОРП ОРАДОП ЖУРДОС НИБОКЯ

Ход опыта

Экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию:«Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринта­ми, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Пер­вое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом углу, т. е. вход и выход лабиринта всегда четко определены.

Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество бунд. Третье правило состоит в том, что любая "пройденная" буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запи­шите с указанием времени поиска по секундомеру».

Обработка результатов

По временным показателям решения всех де­сяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абс­цисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси орди­нат указать временные затраты с делениями, соответствующими средне­арифметической величине решения каждой отдельной задачи. Относительно стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отража­ется в общем уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдения можно также отметить индивидуальные особенности мышления с выбором тех или иных стратегий. Кроме того, можно сопоставить свои индивидуаль­ные средние результаты с групповыми и оценить свое положение в группе (успешные, средние показатели, неуспешные с большими затратами времени и низким процентом решенных задач).

Контрольные вопросы

1.Какие количественные и качественные показатели служат индикаторами классификации испытуемых на лабильных (подвижных) и ригидных (инертных)?

2.Сравнивая свои результаты с другими, оцените свое положение в группе.

Правильные ответы к заданию «Словесный лабиринт»:докладывать, подвижность, эксперимент, управляющий, факультатив, выступление, предложение, пролетариат, содружество, языкознание.

Лабораторное занятие 7.

Методики исследования памяти

Цель: обеспечить усвоение студентами методик исследования памяти.

Вопросы для теоретической подготовки

1. Память, ее виды.

2. Закономерности запоминания, сохранения, воспоминания и забывания.

3. Методы и методики исследования памяти.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с методиками исследования памяти, представленными в учебном пособии Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2006. С.92-125.

2. Проведите исследование особенностей своей памяти с помощью предложенных методик. Проанализируйте полученные результаты.

3. Предложите методики для развития памяти.

Задание 1.

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности

Цель:выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека.

Оборудование: 15 карточек, на каждой из которых изображен один предмет. 15 предметов легко классифицируются: живот­ные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Ход работы

Проводятся два групповых опыта: классификация изображений предметов и составление числового ряда.

Наши рекомендации