Исследование слухового гнозиса
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА
2.1. | Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //; ///; ////; //…; ..//; …//. Инструкция: "Послушай и скажи, сколько раз стучу", "Сколько сильных ударов, сколько слабых?". |
Тук-тук, тук-тук-тук и т.д. (отбиваем ритм)
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно.
4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.
3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм.
2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.
1 балл - все ответы неправильные.
РАЗВИВАЕМ: слуховое восприятие (учимся отбивать ритм, «слышать ритм», прохлопывать под музыку как под барабан);
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
3.1. | Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего. Инструкция: "Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку", и т.п. | |
3.2. | Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Показать, что в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между маленьким кружком и квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка? |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - задание выполняется правильно.
4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно.
3 балла – ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но затрудняется в ориентировке в сторонах тела напротив сидящего.
2 балла - ребенок затрудняется в ориентировке в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего (ошибка исправляется самостоятельно).
1 балл - ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.
РАЗВИВАЕМ: ориентацию в пространстве, право-лево-спереди-сзади, правая лапка у игрушки, зеркальная ориентировка, коснуться правой рукой до левой ноги или уха, ориентировка на листе бумаги, ориентировка в клеточке на бумаге (верхний левый угол, нижний правый угол, центр листа/клетки, прописи и т.д.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
4.1. | Название части суток. Какое сейчас время суток? Почему? | |
4.2. | Перечислить времена года. Охарактеризовать текущее время года. | |
4.3. | Перечислить дни недели. Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого.
1 балл - задания не выполняются.
РАЗВИВАЕМ: временное восприятие, учим части суток (день, вечер, ночь, утро), учим времена года и месяцы, их характеристики, учим дни недели, понятия «завтра», «послезавтра», «вчера», время (если возможно).
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС
5.1. | Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из 2-х фрагментов; из 3-х фрагментов; из 4-х фрагментов. |
РАЗВИВАЕМ: мышление, учимся собирать картинки, паззлы (от простых до сложных), конструируем различные башенки из пособий и т.д.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно.
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно.
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого.
2 балла - задания выполняются после демонстрации образца.
1 балл - задания не выполняются.
5.2. | Нарисовать без образца: ромашку, домик, ёлочку |
5 баллов -правильное изображение предметов.
4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисунка.
3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка.
2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка.
1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.
РАЗВИВАЕМ: учимся рисовать поэтапно, рисуем прописи (начинаем от простых палочек и дуг) и т.д.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
6.1. | Воспроизведение рассказов. Зачитывают рассказ (иногда рассказ дается для самостоятельного чтения). Затем он должен воспроизвести рассказ устно или письменно. При анализе результатов экспериментатор обязательно учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены испытуемым, не наблюдается ли у него конфабуляций (заполнения пробелов в памяти несуществующими событиями). Примеры рассказов для запоминания: «Галка и голуби», «Вечный король», «Логика», «Муравей и голубка» и др. Притча «Два волка» Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. |
РАЗВИВАЕМ: понимание и запоминание информации на слух (начиная от простых рассказов, заканчивая сложными, также в зависимости от возраста), развиваем зрительную память (меняем местами расположение предметов или сюжет картинки), учимся запоминать набор слов и т.д.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Исследование наглядно-действенных форм мышления
7.1. | Классификация объектов по одному признаку Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 шт. кругов, квадратов, треугольников, ромбов), 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие). |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА
2.1. | Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: //; ///; ////; //…; ..//; …//. Инструкция: "Послушай и скажи, сколько раз стучу", "Сколько сильных ударов, сколько слабых?". |
Тук-тук, тук-тук-тук и т.д. (отбиваем ритм)
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - все задания выполняются правильно и самостоятельно.
4 балла - правильные ответы только при замедленном предъявлении задания.
3 балла - правильные ответы удаются только после специальной помощи: ребенку предлагается воспроизвести (простучать, пропеть) заданный ритм.
2 балла - правильные ответы единичны, несмотря на помощь экспериментатора.
1 балл - все ответы неправильные.
РАЗВИВАЕМ: слуховое восприятие (учимся отбивать ритм, «слышать ритм», прохлопывать под музыку как под барабан);
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
3.1. | Ориентировка в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего. Инструкция: "Покажи твою левую (правую) руку. Покажи мою левую (правую) руку", и т.п. | |
3.2. | Дифференцировка пространственных понятий. Инструкция: «Показать, что в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что под маленьким треугольником? Что над большим треугольником? Что между маленьким кружком и квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка? |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
5 баллов - задание выполняется правильно.
4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно.
3 балла – ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но затрудняется в ориентировке в сторонах тела напротив сидящего.
2 балла - ребенок затрудняется в ориентировке в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего (ошибка исправляется самостоятельно).
1 балл - ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела и тела напротив сидящего.
РАЗВИВАЕМ: ориентацию в пространстве, право-лево-спереди-сзади, правая лапка у игрушки, зеркальная ориентировка, коснуться правой рукой до левой ноги или уха, ориентировка на листе бумаги, ориентировка в клеточке на бумаге (верхний левый угол, нижний правый угол, центр листа/клетки, прописи и т.д.