Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по практике (научно-исследовательской работе)

Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.

6.1.1. В ходе реализации практики научно-исследовательской работе используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Порядок подготовки и проведения промежуточной аттестации в форме зачета:

Действие Сроки Методика Ответственный
Посещение установочного занятия 1 день НИР Лекционный материал Ответственный Преподаватель – руководитель НИР
Консультации В процессе НИР Персональные консультации Ответственный Преподаватель – руководитель НИР
Сдача отчета В течение 2 календарных недель с даты начала учебных занятий Индивидуально Ответственный по НИР от кафедры
Формирование оценки В течение времени установленного Положением (с даты сдачи отчета) В соответствии с критериями Ответственный Преподаватель – руководитель НИР, (и\или комиссия)
Собеседование Специальная беседа руководителя практики со студентами на темы, связанные с программой практики, с целью выявления объёма знаний студента по определённой программе. Вопросы по программе практики Ответственный Преподаватель – руководитель НИР

Материалы текущего контроля успеваемости

Примеры тестовых заданий

ВАРИАНТ 1

1. Особая организация познавательного цикла системы науки, всей структуры научной и познавательной деятельности, предполагающая выделение использование определенных познавательных шагов, определенную последовательность их применения - это:

1) цель науки;

2) задачи науки

3) методы науки

4) все ответы не верны

2. К методологическим принципам научного исследования относят:

1) принцип объективности

2) принцип наглядности

3) принцип учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;

4) принцип дифференциации;

5)принцип единства логического и исторического;

6) принцип интеграции;

7) принцип системности;

8) принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному

3. Анализом называют группу методов, направленных на выявление и математическое выражение тех изменений и зависимостей, которые имеют место в системе случайных величин

1) регрессивным, 2) факторным, 3) кластерным;

4) корреляционным; 5) лонглинейным; 6) дисперсионным

4. Восстановите правильную последовательность структурных компонентов исследовательского процесса:

1) Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ;

2) Разработка гипотезы исследования

3)Формулирование целей исследования

4) Постановка задач исследования. Констатирующий эксперимент

5) Организация и проведение эксперимента

6)Вид преобразующего эксперимента и его организация

7). Обобщение и синтез экспериментальных данных

5. Какие из предложенных научных методов относятся к теоретическим

1) анализ и синтез

2) абстрагирование и конкретизация

3) наблюдение

4) праксиметрические

6. - это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений ( т.е. аргументов или, как их проще называют доводов)

1) суждение; 4) дедукция;

2) умозаключение; 5) аргументирование.

3) индукция;

7.Определите формальные признаки хорошей гипотезы:

1) прогностичность;

2) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками;

3) правдоподобность;

4) логичность;

5) проверяемость;

8. К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:

1) аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть избыточными;

3) аргументы должны быть научными;

4) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса;

5) аргументы должны быть непротиворечивы;

6) аргументы должны быть достаточны;

9.Базой исследования являются принципиальные подходы, методы, которые применялись для проведения диссертационного исследования

1) теоретической;

2) методологической;

3)эмпирической;

4) нет правильного ответа

10. Относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, инвариантный аспект системы это исследовательского процесса:

1) алгоритм;

2) принцип;

3) структура;

4) объект;

5) субъект.

ВАРИАНТ 2

1. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий это:

1) эмпирическое исследование

2) теоретическое исследование

3) научное исследование

4) все ответы не верны

2. К методологическим подходам, связанным с изучением объектов большой степени сложности относят:

1) структурно-функциональный 5) Системный

4) программно-целевой

3. анализом называют группу методов, направленных на выявление и специфическое математическое выражение структур в системах случайных явлений

1) регрессивным, 2) факторным, 3) кластерным;

4) корреляционным; 5) лонглинейным; 6) дисперсионным

4.Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:

1) научную последовательность;

2) прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний ;

3) хоризматичность;

4) сдержанность, терпение;

5) патриотизм, служение Отечеству;

6) готовность и умение делать черновую работу;

7) научную скромность;

8) коммуникабельность;

9)умение терпеливо накапливать факты;

10) готовность отдать науке всю жизнь

5. Методологический аппарат научного исследования включает в себя:

1) принципы организации и проведения исследования

2) правила организации и проведения исследования

3) способы определения стратегии научного исследования

4) тактические средства методологического анализа;

5) информационно-коммуникативные средства научного исследования;

6) понятийно-категориальную основу научного исследования

7) требования к условиям проведения исследования;

8) требования к результатам исследования;

6. Совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов – это:

1) методология; 3) техника;

2) технология ; 4) методика

7. К основным методам количественного описания явлений относят:

а) шкалирование;

б)корреляционный анализ;

в) контент- анализ;

г)факторный анализ;

д) регрессионный анализ

8. Третий уровень методологического анализа включает:

1) философскую методологию;

2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;

3) конкретно-научную методологию;

4) дисциплинарную методологию;

6) междисциплинарные исследования;

9. Вставьте пропущенное слово:

исследования – проблема, т.е. реальное противоречие, требующее своего разрешения; наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования

1) объект;

2) цель;

3) задачи;

4)предмет

10. Определите формальные признаки хорошей гипотезы:

1) прогностичность;

2) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками;

3) правдоподобность;

4) логичность;

5) проверяемость;

ВАРИАНТ 3

1. Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называются методом :

1) прогнозирования

2) моделирования

3) экспертных оценок

4) обработки данных

5) все ответы не верны

2. Методы научного исследования бывают:

1. теоретические

2. эмпирические

3. конструктивные

4. логические

3. Высший уровень методологического анализа включает:

1) философскую методологию;

2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;

3) конкретно-научную методологию;

4) дисциплинарную методологию;

5) междисциплинарные исследования;

.4 Второй этап научного исследования включает:

1) выбор проблемы и темы;

2) выбор методов и разработку методики исследования;

3) определение объекта и предмета, целей и задач;

4)разработку гипотезы;

5)проверку гипотезы;

6)непосредственно исследование;

7) формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение

8) обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций

5. Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие.

1) проблемы;

2) закономерности;

3) причины;

8. На титульном листе выпускной квалификационной работы бакалавра необходимо указать

1. название вида работы;

2. заголовок работы

3. количество страниц в работе

6. база исследования - это выборочная совокупность объектов исследования, которая была изучена в рамках диссертационной работы

1) теоретическая;

2) методологическая;

3)эмпирическая;

7. Гипотезы бывают:

1) описательные;

2)объяснительные;

3) рефлексивные;

4) описательно-объяснительные;

5) причинно-следственные

ВАРИАНТ 4

1. Метод прогнозирования, позволяющий наиболее доступным и экономичным путем получать многоплановую и систематизированную информациюэто:

1) прогностический метод

2) публикационный метод прогнозирования

3) интуитивный метод

4) метод экстраполяции

2. Основными видами обсервационных методов являются:

1) лабораторный эксперимент; 5) Обобщение

2) естественный эксперимент 6) наблюдение

3) измерение 7) самонаблюдение

4)сравнение

3. Второй уровень методологического анализа включает:

1) философскую методологию;

2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;

3) конкретно-научную методологию;

4) дисциплинарную методологию;

5) междисциплинарные исследования;

4. Для научного текста выпускной квалификационной работы бакалавра характерна:

а. эмоциональная окрашенность

б. логичность, достоверность, объективность

в. четкость формулировок

г. диалогичность

5. Восстановите правильную последовательность этапов процедуры построения модели:

а) вывод теоретических соотношений и аналитических представлений и зависимостей;

б) создание модели;

в) получение численных предположений;

г)уточнение самой модели;

д) оценка параметров модели

6. К основным средствам научно-теоретического исследования относят:

1) совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

2) совокупность принципов;

3) совокупность закономерностей;

4) совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки

7. Метод состоит в том, что о наблюдаемом объекте независимые оценки дают различные люди

1) мозгового штурма;

2) комиссии;

3) Дельфи;

4) эвристического прогнозирования;

5) обобщения независимых характеристик.

8. По середине титульного листа выпускной квалификационной работе бакалавра не печатаются

1. гриф «Допустить к защите»

2. исполнитель

3. место написания (город) и год.

9. Вставьте пропущенное слово

-это испытание ( одобрение, утверждение) разработанных материалов в условиях, приближенных к реальности, и принятие решения об их внедрении в массовую практику.

1) реализация ;

2) апробация;

3) аннотация;

4) диссертация

5) структуризация

10. Выделите два основных этапа, характерных для уровня научного исследования:

1) прогностический;

2) теоретический;

3) практический;

4) эмпирический;

5) нет правильного ответа;

6) все ответы верны

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Теоретико-методологические основы, проблематика и принципы организации и проведения научного исследования.

1. Принципы исследования. Их классификация

2. Общетеоретическая база теории управления экономическими системами.

3. Основы системного подхода, системного анализа, их места в развитии представлений

об управлении экономическими системами.

Тема 2. Формулирование темы исследования и обоснование научно-исследовательской работы. Логическая структура научного исследования

1. Логика исследования, ее связи с целями, задачами, объектом, предметом и гипотезой исследования.

2. Проблема как сущность исследования.

3. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.

Тема 3. Понятийно-терминологический и концептуальный аппарат научного исследования

1. Объективные и субъективные предпосылки выбора темы научного исследования.

2. Актуальность, новизна, проблемность, перспективность как сущностные характеристики темы.

3. Приемы выбора и локализации темы.

Тема4. Теоретические методы исследования.

1. Теоретический анализ и синтез.

2. Сравнение и аналогия. Обобщение и систематизация.

3.Функции и виды моделирования. Виды источников научного исследования.

Тема5.Методы эмпирического исследования

1. Основные методы эмпирического исследования.

2. Тестирование. Виды тестов.

3. Логические приемы добывания и обработки фактов на эмпирическом уровне: анализ, синтез, обобщение и конкретизация.

Тема6. Статистические методы и средства формализации в научном

1. Методы общей теории статистики и математической статистики для обработки данных

научного исследования.

2. Измерение. Виды шкал. Регистрация. Упорядочивание.

3. Интервальное измерение и роль эталона. Достоверность различий и корреляционные

связи.

Тема7. Отбор и конструирование методик для проведения исследования.

1. Методика исследования как совокупность методов, применяемых на различных этапах

научного исследования.

2. Отбор и конструирования методик.

3 Комплексные методики исследования.

Тема8. Инновационный опыт и его использование в процессе проведения научно-исследовательской работы.

1. Передовой опыт на предприятиях и в организации. Новаторство и мастерство.

2. Передовой опыт и инновационные процессы в управлении организацией.

3. Распространение и пропаганда опыта. Избирательное и творческое освоение опыта.

Тема9. Организация опытно-экспериментальной работы

1. Задачи и методика организации опытно-экспериментальной работы.

2. Типы и виды экспериментальной работы.

3.Учет результатов опытно-экспериментальной работы. Способы анализа, систематизации и интерпретации результатов экспериментального поиска.

Тема10.Технология подготовки выступления (доклада) на научно-практической конференции и презентации

1. Требования к подготовке выступления (доклада) на научно-практической конференции и презентации.

2. Алгоритм представления исследовательского проекта.

3. Требования к презентации материалов исследования для выступления на научно-практической конференции.

Тема11. Апробация и оформление результатов научного исследования

1. Функции и виды апробации результатов научного исследования.

2 .Требования к содержанию выпускной квалификационной работе бакалавра. Научный аппарат исследования.

3. Методы написания и редактирования текста диссертации.

Тема12. Подготовка к защите выпускной квалификационной работе бакалавра

1.Сущность и специфика процедура защиты выпускной квалификационной работе бакалавра.

2. Представление результатов научного исследования.

3. Требования к подготовке мультимедийной презентации.

Наши рекомендации