Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по практике (научно-исследовательской работе)
Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.
6.1.1. В ходе реализации практики научно-исследовательской работе используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Порядок подготовки и проведения промежуточной аттестации в форме зачета:
Действие | Сроки | Методика | Ответственный |
Посещение установочного занятия | 1 день НИР | Лекционный материал | Ответственный Преподаватель – руководитель НИР |
Консультации | В процессе НИР | Персональные консультации | Ответственный Преподаватель – руководитель НИР |
Сдача отчета | В течение 2 календарных недель с даты начала учебных занятий | Индивидуально | Ответственный по НИР от кафедры |
Формирование оценки | В течение времени установленного Положением (с даты сдачи отчета) | В соответствии с критериями | Ответственный Преподаватель – руководитель НИР, (и\или комиссия) |
Собеседование | Специальная беседа руководителя практики со студентами на темы, связанные с программой практики, с целью выявления объёма знаний студента по определённой программе. | Вопросы по программе практики | Ответственный Преподаватель – руководитель НИР |
Материалы текущего контроля успеваемости
Примеры тестовых заданий
ВАРИАНТ 1
1. Особая организация познавательного цикла системы науки, всей структуры научной и познавательной деятельности, предполагающая выделение использование определенных познавательных шагов, определенную последовательность их применения - это:
1) цель науки;
2) задачи науки
3) методы науки
4) все ответы не верны
2. К методологическим принципам научного исследования относят:
1) принцип объективности
2) принцип наглядности
3) принцип учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов;
4) принцип дифференциации;
5)принцип единства логического и исторического;
6) принцип интеграции;
7) принцип системности;
8) принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному
3. Анализом называют группу методов, направленных на выявление и математическое выражение тех изменений и зависимостей, которые имеют место в системе случайных величин
1) регрессивным, 2) факторным, 3) кластерным;
4) корреляционным; 5) лонглинейным; 6) дисперсионным
4. Восстановите правильную последовательность структурных компонентов исследовательского процесса:
1) Общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ;
2) Разработка гипотезы исследования
3)Формулирование целей исследования
4) Постановка задач исследования. Констатирующий эксперимент
5) Организация и проведение эксперимента
6)Вид преобразующего эксперимента и его организация
7). Обобщение и синтез экспериментальных данных
5. Какие из предложенных научных методов относятся к теоретическим
1) анализ и синтез
2) абстрагирование и конкретизация
3) наблюдение
4) праксиметрические
6. - это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений ( т.е. аргументов или, как их проще называют доводов)
1) суждение; 4) дедукция;
2) умозаключение; 5) аргументирование.
3) индукция;
7.Определите формальные признаки хорошей гипотезы:
1) прогностичность;
2) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками;
3) правдоподобность;
4) логичность;
5) проверяемость;
8. К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются следующие требования:
1) аргументы должны быть истинными;
2) аргументы должны быть избыточными;
3) аргументы должны быть научными;
4) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса;
5) аргументы должны быть непротиворечивы;
6) аргументы должны быть достаточны;
9.Базой исследования являются принципиальные подходы, методы, которые применялись для проведения диссертационного исследования
1) теоретической;
2) методологической;
3)эмпирической;
4) нет правильного ответа
10. Относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, инвариантный аспект системы это исследовательского процесса:
1) алгоритм;
2) принцип;
3) структура;
4) объект;
5) субъект.
ВАРИАНТ 2
1. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий это:
1) эмпирическое исследование
2) теоретическое исследование
3) научное исследование
4) все ответы не верны
2. К методологическим подходам, связанным с изучением объектов большой степени сложности относят:
1) структурно-функциональный 5) Системный
4) программно-целевой
3. анализом называют группу методов, направленных на выявление и специфическое математическое выражение структур в системах случайных явлений
1) регрессивным, 2) факторным, 3) кластерным;
4) корреляционным; 5) лонглинейным; 6) дисперсионным
4.Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:
1) научную последовательность;
2) прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний ;
3) хоризматичность;
4) сдержанность, терпение;
5) патриотизм, служение Отечеству;
6) готовность и умение делать черновую работу;
7) научную скромность;
8) коммуникабельность;
9)умение терпеливо накапливать факты;
10) готовность отдать науке всю жизнь
5. Методологический аппарат научного исследования включает в себя:
1) принципы организации и проведения исследования
2) правила организации и проведения исследования
3) способы определения стратегии научного исследования
4) тактические средства методологического анализа;
5) информационно-коммуникативные средства научного исследования;
6) понятийно-категориальную основу научного исследования
7) требования к условиям проведения исследования;
8) требования к результатам исследования;
6. Совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов – это:
1) методология; 3) техника;
2) технология ; 4) методика
7. К основным методам количественного описания явлений относят:
а) шкалирование;
б)корреляционный анализ;
в) контент- анализ;
г)факторный анализ;
д) регрессионный анализ
8. Третий уровень методологического анализа включает:
1) философскую методологию;
2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;
3) конкретно-научную методологию;
4) дисциплинарную методологию;
6) междисциплинарные исследования;
9. Вставьте пропущенное слово:
исследования – проблема, т.е. реальное противоречие, требующее своего разрешения; наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования
1) объект;
2) цель;
3) задачи;
4)предмет
10. Определите формальные признаки хорошей гипотезы:
1) прогностичность;
2) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками;
3) правдоподобность;
4) логичность;
5) проверяемость;
ВАРИАНТ 3
1. Способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели и результаты исследования переносятся с модели на объект, называются методом :
1) прогнозирования
2) моделирования
3) экспертных оценок
4) обработки данных
5) все ответы не верны
2. Методы научного исследования бывают:
1. теоретические
2. эмпирические
3. конструктивные
4. логические
3. Высший уровень методологического анализа включает:
1) философскую методологию;
2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;
3) конкретно-научную методологию;
4) дисциплинарную методологию;
5) междисциплинарные исследования;
.4 Второй этап научного исследования включает:
1) выбор проблемы и темы;
2) выбор методов и разработку методики исследования;
3) определение объекта и предмета, целей и задач;
4)разработку гипотезы;
5)проверку гипотезы;
6)непосредственно исследование;
7) формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение
8) обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций
5. Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие.
1) проблемы;
2) закономерности;
3) причины;
8. На титульном листе выпускной квалификационной работы бакалавра необходимо указать
1. название вида работы;
2. заголовок работы
3. количество страниц в работе
6. база исследования - это выборочная совокупность объектов исследования, которая была изучена в рамках диссертационной работы
1) теоретическая;
2) методологическая;
3)эмпирическая;
7. Гипотезы бывают:
1) описательные;
2)объяснительные;
3) рефлексивные;
4) описательно-объяснительные;
5) причинно-следственные
ВАРИАНТ 4
1. Метод прогнозирования, позволяющий наиболее доступным и экономичным путем получать многоплановую и систематизированную информациюэто:
1) прогностический метод
2) публикационный метод прогнозирования
3) интуитивный метод
4) метод экстраполяции
2. Основными видами обсервационных методов являются:
1) лабораторный эксперимент; 5) Обобщение
2) естественный эксперимент 6) наблюдение
3) измерение 7) самонаблюдение
4)сравнение
3. Второй уровень методологического анализа включает:
1) философскую методологию;
2) изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования;
3) конкретно-научную методологию;
4) дисциплинарную методологию;
5) междисциплинарные исследования;
4. Для научного текста выпускной квалификационной работы бакалавра характерна:
а. эмоциональная окрашенность
б. логичность, достоверность, объективность
в. четкость формулировок
г. диалогичность
5. Восстановите правильную последовательность этапов процедуры построения модели:
а) вывод теоретических соотношений и аналитических представлений и зависимостей;
б) создание модели;
в) получение численных предположений;
г)уточнение самой модели;
д) оценка параметров модели
6. К основным средствам научно-теоретического исследования относят:
1) совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;
2) совокупность принципов;
3) совокупность закономерностей;
4) совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки
7. Метод состоит в том, что о наблюдаемом объекте независимые оценки дают различные люди
1) мозгового штурма;
2) комиссии;
3) Дельфи;
4) эвристического прогнозирования;
5) обобщения независимых характеристик.
8. По середине титульного листа выпускной квалификационной работе бакалавра не печатаются
1. гриф «Допустить к защите»
2. исполнитель
3. место написания (город) и год.
9. Вставьте пропущенное слово
-это испытание ( одобрение, утверждение) разработанных материалов в условиях, приближенных к реальности, и принятие решения об их внедрении в массовую практику.
1) реализация ;
2) апробация;
3) аннотация;
4) диссертация
5) структуризация
10. Выделите два основных этапа, характерных для уровня научного исследования:
1) прогностический;
2) теоретический;
3) практический;
4) эмпирический;
5) нет правильного ответа;
6) все ответы верны
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Теоретико-методологические основы, проблематика и принципы организации и проведения научного исследования.
1. Принципы исследования. Их классификация
2. Общетеоретическая база теории управления экономическими системами.
3. Основы системного подхода, системного анализа, их места в развитии представлений
об управлении экономическими системами.
Тема 2. Формулирование темы исследования и обоснование научно-исследовательской работы. Логическая структура научного исследования
1. Логика исследования, ее связи с целями, задачами, объектом, предметом и гипотезой исследования.
2. Проблема как сущность исследования.
3. Объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.
Тема 3. Понятийно-терминологический и концептуальный аппарат научного исследования
1. Объективные и субъективные предпосылки выбора темы научного исследования.
2. Актуальность, новизна, проблемность, перспективность как сущностные характеристики темы.
3. Приемы выбора и локализации темы.
Тема4. Теоретические методы исследования.
1. Теоретический анализ и синтез.
2. Сравнение и аналогия. Обобщение и систематизация.
3.Функции и виды моделирования. Виды источников научного исследования.
Тема5.Методы эмпирического исследования
1. Основные методы эмпирического исследования.
2. Тестирование. Виды тестов.
3. Логические приемы добывания и обработки фактов на эмпирическом уровне: анализ, синтез, обобщение и конкретизация.
Тема6. Статистические методы и средства формализации в научном
1. Методы общей теории статистики и математической статистики для обработки данных
научного исследования.
2. Измерение. Виды шкал. Регистрация. Упорядочивание.
3. Интервальное измерение и роль эталона. Достоверность различий и корреляционные
связи.
Тема7. Отбор и конструирование методик для проведения исследования.
1. Методика исследования как совокупность методов, применяемых на различных этапах
научного исследования.
2. Отбор и конструирования методик.
3 Комплексные методики исследования.
Тема8. Инновационный опыт и его использование в процессе проведения научно-исследовательской работы.
1. Передовой опыт на предприятиях и в организации. Новаторство и мастерство.
2. Передовой опыт и инновационные процессы в управлении организацией.
3. Распространение и пропаганда опыта. Избирательное и творческое освоение опыта.
Тема9. Организация опытно-экспериментальной работы
1. Задачи и методика организации опытно-экспериментальной работы.
2. Типы и виды экспериментальной работы.
3.Учет результатов опытно-экспериментальной работы. Способы анализа, систематизации и интерпретации результатов экспериментального поиска.
Тема10.Технология подготовки выступления (доклада) на научно-практической конференции и презентации
1. Требования к подготовке выступления (доклада) на научно-практической конференции и презентации.
2. Алгоритм представления исследовательского проекта.
3. Требования к презентации материалов исследования для выступления на научно-практической конференции.
Тема11. Апробация и оформление результатов научного исследования
1. Функции и виды апробации результатов научного исследования.
2 .Требования к содержанию выпускной квалификационной работе бакалавра. Научный аппарат исследования.
3. Методы написания и редактирования текста диссертации.
Тема12. Подготовка к защите выпускной квалификационной работе бакалавра
1.Сущность и специфика процедура защиты выпускной квалификационной работе бакалавра.
2. Представление результатов научного исследования.
3. Требования к подготовке мультимедийной презентации.