Развитие интеллекта младших школьников.
Интеллектуальная разминка.
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
Сколько штук в дюжине?
За сколькими зайцами нельзя гнаться?
То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.
Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?
Что потеряла Золушка на балу?
Что мы слышим в начале урока? Букву У.
Провоцирующие задачи.
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
Задачи частично – поискового характера.
|
|
ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА)
Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.
СЕНЬ БЕДА КОРЬ
Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Ребусы.
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
Развивающие каноны.
| (семь) (восемь) (девять) | ||||||
| (телёнок) (цыплёнок) (жеребёнок) | ||||||
| (лает) (ржёт) (мычит) | ||||||
| (док) (репа) (мираж) |
Языковые пропорции.
Чёрное – белое = огонь – … (вода).
Война – смерть = … – жизнь (мир).
Рысь – кошка = волк – … (собака).
Лампа – … = радио – звук (свет).
Музыка – ноты = речь – …(звук).
Игра «Светофор»
Возраст: дошкольный.
В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).
В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки – думать, верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.
Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.
Упражнение «Дерево, лист, плод»
Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал:
§ Коробка с двумя отделениями;
§ Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
§ Карточки с изображением листьев этих деревьев;
§ Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
Игра «Быки и коровы»
Логическая игра для двоих участников.
Цель игры: отгадать четырехзначное число.
Все числа и результаты необходимо записывать, иначе очень просто запутаться.
Правила:
Один из участников загадывает четырехзначное число. Цифры в нем повторяться не должны.
Второй участник называет четырехзначные числа, цифры в которых также не должны повторяться, стремясь угадать число первого участника.
Результат отгадывания выражается в условных единицах – Быках и Коровах. Бык – цифра входит в число и стоит на своем месте. Корова – цифра входит в число, но находится не на своем месте.
Для придания «спортивности» игре количество ходов можно ограничить десятью, но и без такого ограничения игра остается интересной.
Упражнение «План местности»
Цель: Развитие навыков совместной деятельности.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.
Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.
Упражнение «Рифма»
Участникам предлагается придумать стихи с рифмами:
§ кошка, ложка, окошко, немножко
§ стакан, банан, карман, обман
§ бег, век, снег, человек
§ кружка, подружка, лягушка, частушка
§ конь, гармонь, огонь, ладонь
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.
Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию
Упражнение «Поиск общего»
Цель: развитие мышления.
Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой.
Например:
консервная банка и чашка,
дерево и дом,
мел и мука,
матрешка и конструктор,
блюдо и лодка.
За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.
Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.