Стратегии формирования выборки и распределения испытуемых по группам.
Существует шесть стратегий построения групп:
1) рандомизация (стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при кото-рой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе чле-нов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам. Обеспечивает внутреннюю валидность, контролирует эффект смешения); 2) попарный отбор; 3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор); 4) приближенное моделирование; 5) репрезентативное моделирование; 6) привлечение реальных групп.
Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осу-ществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследовани-ях с участием реальных групп.
Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индиви-дуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются мак-симально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуе-мых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.
31. характеристика доэкспериментальных планов.
К доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы и в) сравнение статистических групп.
Исследование единичного случая относится к области прошлого. Однократно те-стируется одна группа, подвергнутая воздействию по плану: Х О. Контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует. В таком «исследо-вании» нет никакого материала для сравнения. А ведь с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на пер-вых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут.
План с предварительным и итоговым тестированием одной группы часто приме-няется в социологических, социально-психологических и педагогических исследо-ваниях: О1 Х О2 . В этом плане отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения (разница О1и О2) зависимой переменной, регистрируе-мые в ходе тестирования, вызваны именно изменением независимой переменной. Между начальным и конечным тестированием происходят и другие «фоновые» со-бытия, воздействующие на испытуемых наравне с независимой переменной. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект «естественного развития»: в течение короткого времени -- изменение состояния испытуемого (утомление, монотония, скука и др.), а в течение длительного времени -- изменения личностных черт. Наконец, эффект тестирования -- воздействие предыдущего обследования на последующее -- может быть еще одним неконтролируемым фактором, влияющим на изменение зависимой переменной. Можно перечислить и другие источники ар-тефактов -- внешние переменные, которые не контролируются этим планом.
Третий вариант доэкспериментального плана -- сравнение статистических групп, или, точнее, план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия.
Х О1
О2
Этот план лучше предыдущего хотя бы тем, что позволяет учитывать эффект те-стирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролиро-вать влияние «истории» -- фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внеш-них переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет мате-риала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным со-стоянием (нет предварительного тестирования).
Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследова-тельской практике. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется t-критерий Стьюдента. Всегда надо иметь в виду, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздей-ствием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.
33. квазиэкспериментальные планы и планы ex-post-facto.
Квазиэкспериментомявляется любое исследование, направленное на установ-ление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в кото-ром отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов не-однократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.
Для классификации этих планов можно выделить два основания: иссле-дование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздей-ствием либо серией. Следует заметить, что планы, в которых реализуется серия од-нородных или разнородных воздействий с тестированием после каждого воздействия, получили в советской и российской психологической науке по традиции на-звание «формирующие эксперименты». По своей сути они, конечно, являются ква-зиэкспериментами со всеми присущими таким исследованиям нарушениями внеш-ней и внутренней валидности.
Используя такие планы, мы с самого начала должны отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно про-контролировать взаимодействие предварительного тестирования и эксперименталь-ного воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодей-ствия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реак-цию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.
Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздей-ствий (эффект «истории»). Обычно именно этот план рекомендуется исследовате-лям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».
Ex-post-facto.Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия (по-зитивного значения независимой переменной) выступает некоторое реальное собы-тие из их жизни. Отбирается группа «испытуемых», подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особен-ностях «испытуемых» до воздействия; в качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицин-ские карты и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у предста-вителей «экспериментальной» и контрольной групп. Данные, полученные в резуль-тате тестирования групп, сопоставляются и делается вывод о влиянии «естествен-ного» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Тем самым план ex-post-factoимитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше -- рандомизацией) и тестированием после воздействия.
Эквивалентность групп достигается либо методом рандомизации, либо методом попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным груп-пам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь то-гда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, до-статочно велика.