Классификация видов психологического наблюдения
Различают несистематическое и систематическое наблюдение.Несистема-тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применя-ется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследо-вателя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причин-ных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследова-тель выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифи-цирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования.
Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова-тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ-ные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает вни-мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодей-ствия матери и ребенка в течение дня и т. д.
Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю-дательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюде-ния либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следова-тельно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель не-известен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляет-ся при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблю-датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследо-вании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном есте-ственном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики по-ведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой -- зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т. д.).
Психологическое измерение.
Измерением называется операция установле-ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част-ный случай -- чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.
Шкала наименований.Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объек-там. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмно-жества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквива-лентность--неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется сово-купность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эк-вивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эк-вивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следу-ющие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случай-ных событий, критерий x2.
Шкала порядка.Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение -- порядок (отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оце-нивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.
Шкала интервалов.Шкала интервалов определяет вели-чину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интер-валов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.
Шкала отношений. -- наиболее часто используемая в физике шка-ла. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Другие шкалы. 1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть--нет», так называемое «точечное» свойство. 2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует ад-дитивная группа действительных чисел. 3. Абсолютная шкалаявляется развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шка-лой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, -- одно из проявлений абсолютной шкалы.