Уменьшение корреляционных связей между эффективностью выполнения разных заданий как показатель дифференциации познавательной сферы при ее развитии

Известно, что коэффициенты корреляций между разными тестами умственных способностей с возрастом снижаются. Для Вернера этот факт был одним из проявлений общего ортогенетического принципа развития, о чем мы писали в соответствующей главе. В дальнейшем многие авторы отмечали аналогичную картину применительно не только к интеллекту, но и к другим познавательным процессам и функциям. Многие из этих данных суммированы и обобщены в работе Н. Н. Луковникова (1984), который сформулировал на их основе общую закономерность: рост дифференцированности структуры познавательных процессов при их развитии. Ниже мы перечислим все факты, собранные Луковниковым (пункты 1—9), и добавим к ним еще два новых.

1. Тенденция к снижению корреляционных связей между показателями внутреннего плана действия при решении наглядно-образных и вербально-логических задач при совершенствовании внутреннего плана действий в целом (Н. Н. Луковников).

2. Высокие и значимые коэффициенты корреляции между показателями воображения в образной и вербально-логической сферах у студентов с низким уровнем развития обоих видов воображения и отсутствие значимых корреляций у студентов со средним и высоким уровнем их развития (Н. Н. Луковников).

3. Снижение корреляций между разными показателями памяти с повышением ее общей продуктивности от младшего школьного возраста к среднему и старшему; особенно явно это заметно для показателей, характеризующих запоминание разного материала: картинок, конкретных и абстрактных слов (А. А. Смирнов).

4. Наличие жестких взаимосвязей основных элементов монокулярного поля зрения (широта поля зрения, его острота и глазомер) у детей в возрасте 5—10 лет и значительное их уменьшение в последующий возрастной период от 12 до 69 лет (Е. Ф. Рыбалко).

275

5. Уменьшение с возрастом степени тесноты связей между скоростью выработки дифференцировки и эффективностью различения формы у дошкольников (А. Г. Рузская).

6. Меньшая теснота связей между разными показателями умственной деятельности у хорошо успевающих студентов по сравнению со слабо успевающими (по данным обследования психологических и психофизиологических особенностей студентов Казанского университета).

7. Меньшее число взаимосвязей показателей восприятия, внимания, памяти, мышления и воли у учащихся экспериментальной школы, обучающихся по развивающим программам, по сравнению с учащимися обычной школы (Г. А. Ангушев).

8. Значительно большая взаимосвязанность отдельных показателей вербального и невербального интеллекта у детей-олигофренов по сравнению с нормальными детьми (А. Ю. Панасюк).

9. Некоторое снижение в старших возрастных группах по сравнению с младшими степени взаимосвязи всех сторон интеллекта (А. Ю. Панасюк).

10. Большая связь показателей выполнения разных субтестов теста Векслера, показателей скорости дифференцирования перцептивных и семантических сигналов и большая взаимная связанность того и другого у третьеклассников с менее высоким интеллектом по сравнению с их сверстниками с более высоким интеллектом (Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова, 1995).

11. Уменьшение от 2 к 4 классу коэффициентов корреляции между выполнением однотипных логических заданий на образном и словесном материале (В. П. Арсланьян, 1996).

Анализ приведенных результатов, как отмечает Луковников, показывает, что закономерное нарастание дифференцированности познавательной системы — по показателю скоррелированности эффективности выполнения разных заданий — по мере развития познавательных функций охватывает самые разные психические процессы и проявляется в них довольно устойчиво. Подобное явление имеет место и в структуре психики в целом, что довольно ярко выступило в исследовании Ангушева. Анализ показывает также, что выявленная закономерность не ограничена рамками какого-то определенного возраста: она имеет место у дошкольников, в младшем и среднем школьном возрасте, у студентов.

В своей работе Луковников рассматривает вопрос о соотношении процессов дифференциации и интеграции в психическом развитии. В связи с этим он выдвигает очень интересную гипотезу о разном соотношении этих двух процессов в развитии познавательной и регуляторной сфер психики. Он пишет: «Если познавательные процессы, специфика которых в создании более полной и адекватной модели окружающего мира, способности обеспечивать процессы регулирования необходимой

276

информацией, в своем развитии становятся все более дифференцированными, расчлененными и в чем-то даже автономными, то регулятивные процессы в их совершенствовании должны иметь специфические тенденции, вплоть до противоположных — усиление взаимосвязанности отдельных сторон, большей интегрированности своей структуры» (Н. Н. Луковников, 1984, с. 59). Для подтверждения этой гипотезы он ссылается на данные С. А. Лукомской о соотношении показателей объема, переключения, устойчивости, концентрации и избирательности внимания в разных возрастах. Эти данные свидетельствуют о том, что при общем возрастном росте этих показателей их взаимосвязь значительно выше у подростков от 13 до 16 лет, чем у детей 8—13 лет, и еще больше увеличивается у студентов. Собственное исследование Луковникова о соотношении 10 волевых качеств в разных возрастах (по показателям их экспертной оценки) также выявило тенденцию к возрастному росту интеграции в структуре воли.

Высказанная гипотеза о преобладании дифференциации в интеллектуальном развитии и интеграции в развитии регуляторной сферы психики представляется в высшей степени эвристичной. Ее можно связать с особенностями развития, строения и функционирования нейронных систем мозга, связанных с обработкой информации о внешнем и внутреннем мире человека, с одной стороны, и нейронных систем, осуществляющих активационно-регуляторные функции, с другой. Она заслуживает дальнейшей разработки, что требует увеличения фактических данных о росте интегрированности регулятивной структуры психики по мере ее развития, которых пока мало по сравнению с данными о явном нарастании дифференциации в эффективности разных аспектов познавательной деятельности.

277

Глава XIII

Наши рекомендации