Развитие перцепции в дошкольном и младшем школьном возрасте

Развитие зрительного восприятия.

Хорошо известно, что восприятие зрительной формы детьми младшего дошкольного возраста носит слаборасчлененный обобщенно-глобальный характер. Форма воспринимается глобально, «в целом» без четкого и ясного выделения отдельных деталей. Это проявляется, в частности, в особенностях движений глаз маленьких детей, которые хаотично движутся в разных направлениях по всему периметру объектов, а не прослеживают последовательно все детали контура, как это имеет место у более старших. Проявляется это и в том, что маленькие дети объединяют в одну группу в целом похожие по общей форме предметы, игнорируя различия в деталях. Так, например, младшие дошкольники могут считать треугольником усеченную пирамиду с небольшой по величине верхней плоскостью, игнорируя, что в данной фигуре не три, а четыре угла и четыре стороны.

Особенностью зрительного восприятия маленьких детей является то, что в современной когнитивной психологии получило название интегральности. Этот термин означает, что в восприятии детей отдельные части и свойства объектов значительно больше «сцеплены» друг с другом, чем у взрослых, что дети гораздо труднее отделяют друг от друга эти части и свойства, чем взрослые. Иначе говоря, целостные образы в их восприятии сильно доминируют над их частями. Поэтому оперирование отдельными частями, свойствами и отношениями вещей в отрыве от целого сильно затруднено.

Ярким проявлением интегральности восприятия детей и последовательного ее уменьшения с возрастом является их поведение в известном эксперименте Гейса. В ней детям и взрослым предлагалось выбрать подходящую недостающую деталь к предъявленному изображению либо из кучи других деталей, либо извлечь ее из состава другой фигуры. Результаты этого исследования, показавшего, что чем младше ребенок, тем сильнее «власть целого», цитировались Фолькельтом и Вернером и рассмотрены выше в соответствующих главах (гл. IV и VI).

Сходным вариантом той же ситуации является тест «включенных фигур» Уиткина, успешность выполнения которого очень низка у маленьких детей и растет с возрастом (гл. VIII).

Наконец, в большом цикле исследований американских авторов было убедительно показано, как с возрастом идет преодоление перцептивной интегральности таких свойств объектов как цвет, форма и величина и как репрезентации этих свойств становятся все более когнитивно отделимыми (гл. XI).

250

Развитие звуковысотного слуха, способности к воспроизведению мелодий и чувства ритма

В основе сочинения и слушания музыки лежит оперирование высотой звуков и звуковысотными отношениями. Однако любое изменение высоты влечет за собой определенное изменение также тембра звуков. Это привело (Штумф, Майер, Келер и др.) к выделению двух компонентов высоты: собственно звуковысотного и тембрового. Рассматривая всю систему имеющихся здесь данных и представлений в плане проблемы развития, Б. М. Теплов пришел к выводу, что ощущение высоты первоначально является недифференцированным и содержит в нерасчлененном суммарном единстве собственно высотные и тембровые моменты. Лишь в процессе музыкального развития проходит их дифференциация и собственно высота дифференцируется от тембровых компонентов (Б. М. Теплов, 1947). Одним из существенно важных условий такой дифференциации является интонирование звуков. Исходя из целостно-слитного темброво-высотного восприятия можно сравнить высоту двух звуков, но нельзя, воспринимая высоту темброво, воспроизвести ее голосом. Вообще вычленение высотных от тембровых компонентов создается в процессе музыкальной деятельности человека, т. к. только в музыке звуковысотное движение становится существенно важным для восприятия. Люди, далекие от музыки, как правило, воспринимают высоту нерасчлененно как недифференцированное единство тембровых и собственно высотных компонентов.

Нерасчлененность или расчлененность этих двух компонентов находит отражение в особенностях восприятия сложных звуков, составляющих аккорды. Когда одновременно звучат два или несколько разных звуков, мы имеем одно специфическое тембровое ощущение, качественно отличное от ощущений отдельных звуков. При известных условиях из этого целостного ощущения слух может выделить его компоненты, но такая способность не является изначальной, а развивается с возрастом и в процессе занятий музыкой. Судя по данным Мейснера, которые приводит Теплов, способность слышать отдельные звуки в созвучиях для Б. Терции и Б. секунды складывается к подростковому возрасту, а для октавы характерна все еще лишь для небольшого числа детей этого возраста. Теплов считает, что дети могут распознавать аккорды, содержащие разное число звуков, но пользуются при этом тембровым критерием, а не слуховым анализом, т. к. всех отдельных звуков в составе аккорда они не выделяют. Способность выделять в аккорде отдельные звуки знаменует переход от тембрового к гармоническому восприятию. Это есть переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно. Слитное целостное темброво-высотное восприятие созвучий и аккордов не исчезает, но на его фоне четко

251

воспринимаются и отдельные составляющие их звуки. Восприятие гармонии в том и состоит, что мы одновременно имеем и «одно ощущение» от всего звукового комплекса, и «несколько ощущений» от составляющих его звуков. Т. о. восприятие гармонии — это внутренне дифференцированное слуховое восприятие, это восприятие тембрового единства и высотного множества одновременно.

Постепенный ход развития способности к восприятию и воспроизведению звуко-высотных отношений, полностью подчиняющийся принципу дифференциации, хорошо прослежен К. В. Тарасовой (1987). Изучалось становление и развитие способности к интонированию мелодии голосом у детей 4—7 лет. Было выделено шесть этапов этого длительного процесса.

1. Интонирование отсутствует.

2. Появляется интонирование одного-двух звуков мелодии, на которых пропевается вся песня.

3. Интонируется общее направление мелодии.

4. На фоне правильного воспроизведения общего направления движения мелодии появляется чистое интонирование отдельных ее отрезков.

5. Чисто интонируется мелодия с аккомпанементом.

6. Чисто интонируется мелодия без аккомпанемента.

Как видно, второй и третий этапы — это некий непроработанный целостный контур, глобальное, недифференцированное воспроизведение мелодии. Начало дифференциации — четвертый этап. На пятом этапе мелодия внутри себя уже дифференцирована, но она еще не может быть отделена от аккомпанемента. А на шестом этапе мелодия становится уже полностью независимой от аккомпанемента. Это этап окончательной ее дифференциации.

Подчиняется принципу дифференциации и развитие чувства ритма, которое изучалось Тарасовой по показателям способности детей к воспроизведению темпов, метрических размеров и ритмических рисунков. Выяснилось, что первой появляется способность к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков. Затем дети оказываются способны к восприятию и воспроизведению порядка акцентированных и неакцентированных звуков. Наконец, последней появляется способность к восприятию и воспроизведению длительностей звуков и пауз, т. е. собственно ритмического рисунка ряда. Тарасова справедливо отмечает, что фактически это этапы все более дифференцированного слышания ритма музыки: от глобального восприятия темпа к метрической пульсации и затем к все более сложным и тонким ритмическим рисункам.

252

Наши рекомендации