П.7. Описание эмоций по К. Изаpду
Эмоциональная возбудимость
Помимо общих основных фундаментальных эмоций, для человека характерна общая эмоциональная возбудимость, которая усиливает проявление других специализированных эмоций. Различные люди имеют различный порог возбуждения: при низком пороге возбудимости человек реагирует раньше и сильнее на раздражители (эмоциональная возбудимость); при высоком пороге возбудимости - реагирует позже и слабее (эмоциональная апатия). Это явление играет важную роль для активизации эмоций, при объяснении импульсивных поступков и поведения, при определении остроты и яркости проявления той или иной эмоции и их комбинаций.
Интерес, возбуждение
Важнейшая врожденная и доминирующая среди всех эмоций у нормального здорового человека. Эмоция интереса вместе с другими подкорковыми структурами и ориентациями направляет внимание, познание, действия при условии, если в сознании не доминируют отрицательные эмоции. Ключевыми доминантами интереса являются новизна и изумление. Эта эмоция связана с самоудовлетворенностью, умеренной импульсивностью и напряжением. Врожденная способность к интересу в условиях социализации определяет характер развивающихся личностных особенностей.
Радость
Переживание радости отличается от удовлетворения потребности или чувственного удовольствия, хотя последние могут уменьшать порог радости. Характеризуется чувством уверенности в себе, варьируется от активности до созерцательности. Может усиливать устойчивость к фрустрации и способствовать самоуверенности и мужеству, взаимодействует с другими эмоциями и с восприятием, познанием и действием. Может замедлять действие, но и способствовать интуиции и творчеству. Индивидуальные различия в порогах радости приводят к выработке различных жизненных стилей.
Удивление
Переходящая эмоция, не мотивирует поведение, способствует подготовке индивида к успешным действиям, изменению условий или обстоятельств. Удивление называют "эмоцией, очищающей каналы". Хотя удивление воспринимается как приятное или неприятное, но по своей природе оно не является ни положительной, ни отрицательной эмоцией. Удивление играет важную роль в когнитивном развитии.
Горе, страдание
Страдание наиболее распространенная отрицательная эмоция, доминирующая при горе и депрессии, менее вредоносная, чем страх, и может служить конструктивным целям, мотивируя активную деятельность. Переживание, страдание описываются как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Страдание обычно служит связующей силой в социальных отношениях. Горе сводится к страданию, унынию, чувству одиночества, изолированности, оторванности от людей, недовольству собой, "хандре". Депрессия как наиболее распространенная психологическая или психопатологическая проблема связана с потерей самоуважения, уверенности в себе, потерей чувства собственного достоинства.
Отвращение
Эта эмоция близка к эмоции гнева, но в ситуации гнева интерес выше, а страдание ниже, чем в ситуации отвращения. Объект гнева захватывает внимание сильнее, чем в ситуации отвращения. Отвращение может быть направлено на идею, в том числе собственную. Отвращение вызывает стремление "отделаться" от источника отвращения.
Гнев, страдание
Весьма обычной причиной гнева является чувство физиологического или психического препятствия к тому, к чему человек страстно стремится (фрустрация). Другая причина гнева - личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуации интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек, тем больше потребность в физическом действии, что особенно проявляется в ярости.
Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения.
Презрение
Связано с чувством превосходства. Это основной аффективный компонент предрассудков. Наиболее холодная из всех трех эмоций, связанных с враждебностью. По-видимому, является аффективным компонентом "хладнокровных" разрушающих тенденций.
Страх
Интенсивный страх является наиболее опасным из всех видов эмоций, при слабой и средней интенсивности взаимодействует как с положительными, так и отрицательными эмоциями. Существуют как врожденные, так и приобретенные страхи. Врожденные страхи: пусковые механизмы страха включают одиночество, непонятность, высоту, неожиданное приближение и изменение стимула, боль. Страхи, вызываемые социо-культурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматизма, подражанья другому человеку. Ощущение страха может возникнуть от неприятного предчувствия и возрастать до ужаса. Взаимодействие страха с другими эмоциями может оказывать большое влияние на личность и поведение.
Стыд, застенчивость
Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного осознания своего "Я". "Я" выглядит маленьким, беспомощным, вызывает чувство поражения и неудачи, иногда появляется после положительной оценки. Увеличивает чувствительность к мнениям и чувствам других, способствует социальной комфортности и социальной ответственности. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль в саморазвитии и самоусовершенствовании. Имеет уникальные, мотивационные, эмпирические характеристики.
Вина, раскаяние
Имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности и на развитие совести. Вина и раскаяние часто возникают вместе, порождаются нарушением этических и моральных стандартов. Переживание вины состоит из гложущего чувства, что человек ошибся, неправ по отношению к другому или к самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Развитие вины способствует психологической зрелости. Низкий порог вины может вести к серьезным трудностям в адаптации.
Сочувствие, сострадание
Сочувствие и сострадание - прирожденные, и социально-приобретенные эмоции, связанные с такими эмоциями, как горе, страдание, вина и др. Есть два вида эмоций; в первом случае человек, сталкиваясь с горем и страданием других, переживает эти горе и страдание эгоистически, "на себя"; во втором случае, сочувствие, сострадание оказываются восприятием страдания другого и внутренним стремлением пойти навстречу страдающему человеку.
Опросник Изарда
Цель: изучение эмоциональных особенностей личности.
Стимульный матеpиал: на каждое утвеpждение отвечать одним из выбоpов:
ДА
СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ
СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА
НЕТ
1. Часто ли Вы говорите под влиянием момента такое, о чем позже приходится жалеть?
2. Верно ли, что Ваша повседневная жизнь полна интересных событий?
3. Характерно ли для Вас чаще быть в хорошем, приподнятом настроении, чем в мрачном или безразличном?
4. Верно ли, что Вас считают очень восторженным человеком?
5. Верно ли, что даже, когда дела идут хорошо и у Вас нет особых причин для беспокойства, у Вас все равно бывает подавленное настроение?
6. Часто ли Вы испытываете чувство неприязни, отвращения ко всему окружающему?
7. Характерны ли для Вас частые вспышки гнева?
8. Часто ли Вы испытываете чувство презрения к некоторым окружающим людям?
9. Часто ли Вы испытываете чувство внезапного страха или беспокойства?
10. Часто ли Вам приходится скрывать свою застенчивость?
11. Часто ли бывает, что без всяких к тому поводов Вы терзаетесь тем, будто сделали что-то плохое или злое?
12. Характерны ли для Вас уколы совести, когда Вы знали о том, что нужно было кому-то помочь, но не смогли или не захотели этого сделать?
13. Часто ли окружающие дают Вам понять, что Вы не выдержаны и, бывает, неправильно ведете себя?
14. Характерно ли для Вас постоянно увлекаться новым, интересным, часто испытывать чувство захваченности чем-либо
15. Верно ли, что иногда Вы даете хорошую оценку людям, о которых знаете очень мало?
16.Часто ли Вы любите посещать места, где никогда не бывали раньше?
17. Часто ли Вы чувствуете, что теряете надежду добится чего-либо в жизни ?
18. Бывали ли у Вас такие периоды, тянувшиеся дни, недели и даже месяцы, когда Вы не могли ни за что взяться, так как не могли включиться в работу?
19. Часто ли Вам говорят, что Вы вспыльчивы?
20. Верно ли, что Вы против того, чтобы подавать милостыню?
21. Часто ли случается что-либо пугающее Вас?
22. Верно ли, что Вам трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступить на собрании?
23. Считаете ли вы, что некоторые Ваши проступки не могут быть оправданы?
24. Часто ли Вы испытываете сострадание, видя несчастье других?
25. Характерно ли для Вас свободно выражать свои чувства, даже если это вредит Вашим отношениям с людьми?
26. Верно ли, что Вам нравится работа разнообразная, с частыми переменами, даже если она немного опасна?
27. Даже если сложившиеся обстоятельства против успеха какого-либо начинания, часто ли Вы считаете, что все же стоит рискнуть?
28. Верно ли, что новое очень часто привлекает Вас?
29. Верно ли, что даже среди людей Вы большую часть времени чувствуете себя одиноким ?
30. Верно ли, что временами Вам кажется, что Вы ни на что не пригодны?
31. Верно ли, что Вы легко теряете терпение с людьми?
32. Часто ли Вы испытываете презрение к людям, ведущим себя неблагоразумно, безрассудно, проявляющим какие-либо слабости?
33. Часто ли Вы чувствуете, что Вас что-либо тревожит?
34. Правда ли, что когда кто-то пытается критиковать Вас на людях, это Вас угнетает?
35. Возникает ли у Вас предчувствие, что Вас ожидает какое-то наказание, даже если Вы не сделали ничего дурного?
36. Верно ли, что Вас особенно сильно трогает вид страдающего животного?
37. Часто ли Вы раздражаетесь при виде неприятностей?
38. Правда ли, что нечто интересное всегда может вывести Вас из состояния подавленности?
39. Является ли Ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
40. Правда ли, что в Вашей жизни много непонятного и удивительного?
41. Тяжело ли Вы воспринимаете жизнь?
42. Правда ли, что часто, даже когда дела идут хорошо, Вы чувствуете, что Вам все безразлично?
43. Правда ли, что иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают Вас?
44. Считаете ли Вы нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо?
45. Считаете ли Вы, что у Вас более чем достаточно причин для беспокойства?
46. Верно ли, что находясь среди людей, Вам трудно подобрать тему для разговора?
47. Часто ли Вы совершаете поступки, о которых потом сожалеете?
48. Правда ли, что Вы все чувствуете острее, чем большинство людей?
49. Когда кто-либо часто пристает к Вам с какими-либо вопросами, выводит ли это Вас из равновесия?
50. Верно ли, что часто Вы бываете полны энергии?
51. Верно ли, что большую часть времени Вы чувствуете себя счастливым?
52. Легко ли Вы переносите перемены в своей жизни?
53. Правда ли, что будущее кажется Вам безнадежным?
54. Чувствуете ли Вы усталость большую часть времени?
55. Как Вы считаете, Вас легко рассердить?
56. Часто ли Вам приходилось выполнять указания лиц, знавших меньше, чем Вы?
57. Испытываете ли Вы страх среди ночи?
58. Легко ли Вы смущаетесь?
59. Хотелось ли Вам избавиться от раздумий по поводу своих высказываний, которые, как Вам кажется, могли кого-нибудь обидеть или огорчить?
60. Мягкосердечный ли Вы человек?
61. Часто ли Вас что-нибудь тревожит и беспокоит?
62. Охотно ли Вы знакомитесь с новыми людьми?
63. Можете ли Вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
64. Правда ли, что Вам часто нравятся новые люди, новые впечатления, новая обстановка вокруг?
65. Считаете ли Вы, что жизнь Вас не щадит?
66. Правда ли, что всякая грязь пугает Вас или вызывает у Вас отвращение?
67. Бывает ли, что у Вас появляется желание что-то сломать или разбить?
68. Верно ли, что люди часто разочаровывают Вас?
69. Бывает ли, что Вы начинаете нервничать или беспокоиться, когда задумываетесь о том, что Вас окружает?
70. Теряетесь ли Вы, неожиданно оказавшись в центре внимания?
71. Склонны ли Вы беспокоиться о том, что с Вами будет?
72. Сильно ли Вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
73. Часто ли бывает, что Вы не можете совладать с собой?
74. Верно ли, что Вы скорее склонны увлекаться многим, чем на долгое время остановиться на чем-то одном?
75. Правда ли, что у Вас редко бывают приступы плохого настроения?
76. Верно ли, что Вас легко удивить?
77. Верно ли, что у Вас меньше друзей, чем у большинства других людей?
78. Верно ли, что вся пища кажется Вам одинаковой на вкус?
79. Бываете ли Вы временами вынуждены быть резким и грубым с раздражающими Вас людьми?
80. Верно ли, что люди относятся к Вам менее доброжелательно, чем Вы того заслуживаете своим добрым к ним отношением?
81. Часто ли бывают у Вас периоды, когда Вы теряете сон из-за волнений?
82. Верно ли, что Вам не хватает уверенности в себе?
83. Верно ли, что если на работе или дома в чем-то упрекают Вас, то, как правило, только за дело?
84. Может ли Вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
85. Говорят ли вам, что Вы нервны?
86. Правда ли, что у Вас много разных идей и Вы почти всегда можете предложить какое-либо решение сложных вопросов?
87. Верно ли, что Вас мало волнует возможность каких-либо неприятностей?
88. Предпочитаете ли Вы попадать иногда в новую и незнакомую Вам обстановку, чем проводить большую часть времени в привычном окружении?
89. Часто ли Вам случается плакать?
90. Часто ли что-то приводит Вас в содрогание?
91. Верно ли, что большую часть времени жизнь связана для Вас с напряжением?
92. Правда ли, что большинство людей честны только потому, что боятся наказаний?
93. Часто ли у вас бывает чувство, что должно случиться чтото страшное?
94. Правда ли, что Вы часто многое теряете из-за своей нерешительности?
95. Всегда ли Вы старательно относитесь к своей деятельности?
96. Можно ли Вас назвать страстным любителем природы?
Обpаботка pезультатов:
1) ответы испытуемого оцениваются следующим обpазом
"да" - 5 баллов
"скоpее да, чем нет" - 4 балла
"скоpее нет, чем да" - 2 балла
"нет" - 1 балл
2) к каждому типу эмоций относятся следующие номеpа утвеpждений:
1. Эмоциональная возбудимость 1 13 25 37 49 61 73 85
2. Интерес, возбуждение 2 14 26 38 50 62 74 86
3. Радость 3 15 27 39 51 63 75 87
4. Удивление 4 16 28 40 52 64 76 88
5. Горе, страдание 5 17 29 41 53 65 77 89
6. Отвращение 6 18 30 42 54 66 78 90
7. Гнев, страдание 7 19 31 43 55 67 79 91
8. Презрение 8 20 32 44 56 68 80 92
9. Страх 9 21 33 45 57 69 81 93
10. Стыд, застенчивость 10 22 34 46 58 70 82 94
11. Вина, раскаяние 11 23 35 47 59 71 83 95
12. Сочувствие, сострадание 12 24 36 48 60 72 84 96
3) Подсчитывается количество баллов по каждому типу эмоций, и эмоции pанжиpуются в поpядке убывания баллов.