Создание ситуаций занимательности
Этот прием реализуется введением в ходе занятия занимательных примеров, интересных или парадоксальных фактов, запоминающихся аналогий и т.д. Все это при умелой подаче повышает интерес у обучаемых, способствует лучшему усвоению материала. При этом важно, чтобы это служило основной цели - познавательной, а не являлось развлекательным фактором, побочными подробностями и деталями.
Эмоциональная завязка занятия
У многих преподавателей, особенно у начинающих, известную трудность вызывает начальный этап учебного занятия, от которого во многом зависит отношение обучаемых к занятию в целом: интерес, эмоциональный настрой и т.д. Многие преподаватели часто используют прием, получивший название "эмоциональная завязка", заключающийся в том, что начало основной части занятия делается необычным, ярким, интересным, сразу вызывающим повышенное внимание обучаемых. В качестве такой завязки могут выступать интересный исторический факт, яркий пример из области современной науки и техники, данные эксперимента, интересная ситуация и т.д. Эта завязка должна быть обязательно тесно связана с содержанием занятия, стать его неотъемлемой частью.
Эмоциональная разрядка
Из психологии умственного труда известно, что в процессе занятия могут наступать периоды снижения активности обучаемых, обусловленные их утомлением, снижением внимания, дискомфортными условиями. Опытные преподаватели легко улавливают эти моменты. Для снятия наступившего состояния целесообразно в качестве разрядки привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур (кстати, именно его использовал чеховский герой из приведенного выше рассказа). Как правило, внимание после этого восстанавливается.
Однако этот простой и распространенный прием необходимо использовать осторожно и умело. Вот что показал следующий эксперимент. В специально запланированные места вводились заранее запланированные интермедии. Реакция аудитории вполне согласовывалась с теорией: здоровый смех, явное оживление, все внимание сосредоточено на преподавателе. А через несколько дней был проведен опрос по пройденному материалу, который показал, что моменты, следовавшие непосредственно за интермедиями, усвоены обучаемыми хуже всего. Объясняется это, видимо, тем, что учащиеся старались запомнить "смешное", вспоминали аналогичные истории, то есть повышенное внимание маскировалось лишь внешним поведением. Таким образом, рассматриваемый прием принесет успех, если руководствоваться чувством меры, или когда "смешное и остроумное" связано с содержанием занятия, или при постепенном усложнении материала после разрядки.
20. Поощрять вопросы
На занятиях у обучаемых возникает множество вопросов. Эти вопросы и ответы на них играют немаловажную роль в поиске и установлении истины. Как сказал один из педагогов прошлого (Томас Фуллер), "Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится".
Все преподаватели по реакции на вопросы обучаемых делятся на две категории: меньшая часть отводит на ответы специальное время в конце занятия и не поощряет вопросы в ходе занятия (это обычно характерно для лекционных занятий), большинство же преподавателей разрешает вопросы в любое время. Опытные педагоги даже поощряют такие вопросы. В самом деле, при ответах на вопросы в конце занятия, они, во-первых, теряют свою остроту и актуальность, во-вторых, это может привести к слабому усвоению последующего материала, в-третьих, можно "отбить охоту" задавать вопросы, что приведет к снижению активности обучаемых. И, наконец, вопросы могут служить дополнительным средством активизации обучаемых: привлечение к ответам самих обучаемых, проведение микродискуссий и т.д.
Более того, некоторые преподаватели учитывают "вопросную активность" обучаемых при оценке их знаний. Остроумно высказался по этому поводу другой педагог прошлого (Левис): "Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам". В самом деле, ответ на вопрос можно "вызубрить", угадать наконец, а вот "хороший вопрос" не всякий может задать.
Некоторые преподаватели применяют такой прием. Вопрос, заданный в ходе занятия, они записывают на доске, указав, что ответ на него дадут несколько позже. Через некоторое время, если из последующих рассуждений вопрос не прояснится, они на него отвечают. Часто же необходимость в ответе не отпадает.
21. Правильно отвечать на вопросы
От преподавателя требуется большое умение правильно отвечать на вопросы обучаемых. Это не только важно само по себе, но и с точки зрения обучения этому слушателей, которым в своей учебной и будущей профессиональной деятельности придется отвечать на множество вопросов. Ниже приводятся некоторые советы.
Отвечайте кратко и однозначно. При ответе сразу преходите к существу вопроса. Часто на заданный вопрос достаточно ответить просто "да" или "нет".
Не отвечайте на вопрос, который вы не поняли. Потребуйте от спрашивающего ясно объяснить, что он имеет в виду, и только тогда приступайте к ответу.
Старайтесь быть точным: вместо слова "много" лучше назвать хотя бы примерное количество, вместо слова "большой" - конкретные размеры и т.д.
Если вы сразу не можете ответить на вопрос, не пытайтесь ввести собеседника в заблуждение. Скажите прямо, что для полного ответа Вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, когда сможете ответить на вопрос.
Когда необходимо дать конкретный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов "может быть", "иногда" и т.д.
Высказывайте свое мнение ясно: не заставляйте собеседника самого догадываться об окончательном мнении на основе самостоятельного анализа ряда "за" и "против", "с одной стороны" и "с другой стороны" и т.д.
22. Умело задавать вопросы
В ходе учебных занятий, при текущем и итоговом контролировании знаний преподавателю приходится ставить вопросы обучаемым. Практика показала, что от того, как задается вопрос, зависит не только содержание ответа, но и активность аудитории. При этом могут быть полезными следующие рекомендации.
Не задавайте вопросы, требующие простых и односложных ответов типа "да" или "нет", "больше", "меньше" и т.п.
Формулировать вопросы необходимо не так, как они поставлены при изложении учебного материала, в учебнике или пособии, т.к. это приведет к стандартному, часто заученному ответу, не требующему дополнительной мыслительной деятельности.
Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, но которые требуют знания изученного материала.
Практиковать вопросы, которые требуют известных знаний материала смежных учебных дисциплин.
Эффективны вопросы, для ответа на которые требуются логические рассуждения, смекалка, интуиция (так называемые "хитрые вопросы"). Такие вопросы целесообразно ставить перед всей аудиторией (группой обучаемых), особенно при использовании проблемных, дискуссионных, игровых методов обучения с целью активизации деятельности обучаемых.
Эффект Зейгарник
Оказывается, что если изложение материала таково, что все абсолютно ясно, не вызывает сомнений и вопросов, усвоение оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для дополнительного додумывания: таким образом повышается интерес слушателей и стимулируется их активность.
24. "Летучки" по материалу текущего занятия
Иногда в конце занятия преподаватели проводят контроль усвоения материала кратким устным опросом 2-4 человек. С целью повышения эффективности усвоения материала целесообразно провести "летучку" со всей аудиторией (письменная работа в пределах 5-10 минут). Об этом обучаемые предупреждаются в начале занятия. Это заставляет их более серьезно, внимательно и активно работать на занятии, особенно если они узнают, что оценки будут выставлены в классный журнал, рабочую тетрадь преподавателя, учитываться на экзамене, зачете. Такие "летучки" желательно проводить не часто, по наиболее важным темам, чтобы не пропали их острота и необычность.
Быть готовым к экспромтам
Довольно часто в процессе проведения занятий возникает такая ситуация, когда необходимо отступить от заранее намеченного содержания. Чаще всего это происходит при потере внимания обучаемых, нежелательной реакции аудитории, необходимости ответить на неожиданный вопрос, нарушении порядка в аудитории и т.д. На это преподавателю необходимо как-то среагировать. Обычно в этих случаях приходится прибегать к экспромтам. Говорят, что "лучший экспромт тот, который заранее готовится". У хорошего преподавателя всегда имеется в арсенале большой набор таких "экспромтов", почти "на все случаи жизни", и он всегда успешно выходит из создавшейся критической ситуации. К начинающему преподавателю это умение обычно приходит с накоплением педагогического опыта, однако он должен не дать застать себя врасплох.