Корреляционный, метод Хи квадрат, Регрессионный анализ

32.Контент-анализ: понятие и виды

Контент-анализ — техника заключения, производимого благода­ря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.

Контент-анализ используют: при необходимости высокой точ­ности или объективности анализа. Контент-анализ позволяет дать точные характе­ристики изучаемого объекта, выяснить причины, породившие сообще­ние, оценить эффект воздействия сообщения.

Процедура контент- анализа — подсчет частоты (или объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц анализируемого текста. Контент-анализ исполь­зуют для изучения достаточно большого количества однотипных до­кументов, релевантных теме исследования.

Сама процедура сводится к двум операциям:

1) формулируются ключевые, сущностные понятия на основе конкретного текста;

2) фик­сируется частота упоминания и объем этих категорий, на основании собранных данных количественные показатели подвергаются обра­ботке.

Полученные результаты позволяют судить и о латентном со­держании текста. Поэтому контент-анализ часто рассматривается как качественно-количественный анализ.

Виды контент-анализа: В зависимости от характера гипотезы выделяют поисковый и контрольный контент-анализ, различают направленный и ненаправленный контент-анализ.

33.Процедуры контент-анализа

Контент-анализ — техника заключения, производимого благода­ря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.

Этап I. Составление программы исследования: определение задачи, теоретических основ и объекта исследования; подбор текста докумен­тов. При анализе средств массовой информации выбирается издание, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений; подбор качественных единиц и количе­ственных единиц контент-анализа.

Этап II. Разработка кодировочной инструкции, которая обязатель­но содержит обоснование выбора материала, единицы анализа, катего­рии анализа. Всем категориям присваиваются определенные цифровые или бук­венные обозначения. Этап III. Пилотажная кодировка текста, испытание методики на обоснованность и устойчивость.

Этап IV. Кодировка всего массива исследуемых текстов, этап «кван­тификации» перевод в цифровое выражение всей совокупности ана­лизируемых текстов.

Этап У. Статистическая обработка полученных количественных данных

Этап VI. Интерпретация полученных данных на основе задач и тео­ретического контекста исследования.

34. Ивент-анализ

Ивент-анализ (событийный анализ) — наиболее часто используе­мый метод эмпирического анализа политических событий.

Он опирается на отсле­живание динамики политических процессов и их интенсивности для определения основных тенденций развития событий. Тема­тика ивент-анализа — самая разнообразная. Объектами анализа могут выступать переговоры государственного уровня, развитие протестного движения, националистические выступления, военные конфликты и т.д.

Использование ивент-анализа позволяет обнаружить наличие скрытых циклов политических процессов. Сильная сторона этого ме­тода связана с высокой степенью объективности информации о собы­тиях и надежности практических рекомендаций, сформулированных в результате анализа. Но он чрезвычайно трудоемок и в варианте ручной обработки информации, и в случае использования компьютерных про­грамм. Ивент-анализ требует создания обширного банка данных по теме исследования и скрупулезно выполняемой процедуры кодирования информации о действиях сторон.

Существуют два варианта выполнения ивент-анализа.

Первый вариант — проведение ненаправленного анализа событий, когда исследователь, отталкиваясь от эмпирических данных, придумы­вает абстрактные теоретические модели объяснения событий и про­считывает, насколько реальные события «вписываются» в созданную концепцию.

Второй вариант — целевой ивент-анализ, кото­рый представляет собой заданную нормативную модель, выдвигаемую исследователем с последующим ее «заполнением» фактологическими. Анализируется материал, собранный на основе струк­турированного подхода к сбору информации.

Процедуры ивент-анализа.

Ивент-анализ (событийный анализ) – наиболее часто используемый метод эмпирического анализа политических событий

Использование ивент-анализа позволяет обнаружить наличие скрытых циклов политических процессов.

Сильная сторона метода – высокая степень объективности информации о событиях и надежности практических рекомендаций, сформулированных в ходе анализа.

Слабая сторона – метод очень трудоёмок и в варианте ручной обработки информации, и в случае использования компьютерных программ. У ивент-анализа должна быть обширная база данных по теме исследования и процедуре кодирования информации о действиях сторон.

Существует 2 варианта выполнения ивент-анализа:

1)проведение ненаправленного анализа событий, Когда отталкиваясь от эмпирических данных, исследователь придумывает абстрактные теоретические модели объяснения событий и просчитывает, насколько реальные события вписываются в созданную концепцию. Если событие не вписывается, концепция модернизируется. Предварительно определяется объект анализа, ситуация заранее не просчитывается.

2)целевой ивент-анализ (подход «сверху») –предполагает заданную нормативную модель, заданную исследователем с последующим её заполнением фактологическими данными. Анализируется материал, собранный на основе структурированного подхода к сбору информации.

На практике оба варианта ивент-анализа используются в единстве. Считается, что в настоящее время преобладают нормативные модели с последующим фактологическим их заполнением, что предполагает.

Когнитивное картирование.

Когнитивное картирование является сравнительно новой методикой анализа индивидуального или группового мышления политических субъектов.

Когнитивное картирование используется для обнаружения взаимозависимости лингвистических структур текста и представлений его автора. Когнитивное картирование разработано в рамках когнитивной психологии и связано с изучением особенностей представлений человека об окружающем его мире с целью объяснения и прогнозирования поведения индивида в различных ситуациях.

Он строится на выяснении того, каким образом политический лидер видит конкретную политическую проблему. Данный метод считается устоявшимся, проверенным и надёжным. Но в силу трудоемкости и ручной обработки данных на первых стадиях исследования применяется реже, чем др. методы работы с документами. Основным аргументам его использования является представление о возможности прогнозировать на основе ментальных карт наиболее вероятную модель поведения Лица, Принимающего Решение (ЛПР) в той или иной ситуации конфликта и выбора.

Схема (карта) - способ графического изображения представлений конкретного человека по какой-либо проблеме, что, с одной стороны, отражает модель сбора, переработки и хранения информации по теме, а с другой – фиксирует его представления о возможном развитии событий в будущем.

Выделяют мягкое и жёсткое когнитивное картирование. Мягкий вариант предполагает, что исследователь, составляя карту, опирается не только на текст, но и на свои знания о ситуации. Жёсткий основывается исключительно на интерпретации текста.

Когнитивное картирование включает в себя 3 процедуры:

1)определение суждений, терминов, устойчивых выражений, которыми оперирует политический деятель (необходимо отследить серию публичных высказываний данной персоны по интересующей исследователя проблеме);

2)указание существующих между высказываниями причинно-следственных связей;

3)оценку значимости, устойчивости и «плотности» причинно-следственных связей между тематическими высказываниями.

Наши рекомендации