Эмоциональная активация в структуре решения задачи

Познакомимся с одним из конкретных экспери­ментально-психологических исследований. Задача этого исследования заключалась в том, чтобы выя­вить некоторые отношения между мышлением и эмоциями прежде всего в фазе рождения замысла решения, нахождения основного принципа, кото­рую обычно считают центральной и вместе с тем наиболее трудной для психологического изучения. Мыслительная работа испытуемых заключалась в решении сложных шахматных задач (этюды или за­дачи на постановку мата в два—три хода). Решение этих задач является типичным примером творческо­го мышления. Решение находится не сразу (обычно требуется отказ от некоторых шаблонных схем) и достаточно отчетливо членится на две фазы: нахож­дение основной "идеи решения" и доказательства ее правильности (расчет вариантов).

Основным индикатором состояний эмоциональ­ной активации служила КГР. В.Н.Мясищев, тщатель­но исследовав психологическое значение электро­кожной характеристики человека, пришел к выво­ду, что "особое значение эмоций в психогальвани-

ческой реакции представляется убедительно доказан­ным". С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение КГР, писал: "Спорно, в какой мере он спе­цифичен именно и только для эмоций, но несом­ненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней". <...> После специальных конт­рольных экспериментов было принято, что падение сопротивления кожи в результате возникновения у испытуемого состояния, которое он в словесном отчете относит к категории "эмоциональных", мо­жет рассматриваться в качестве индикатора состоя­ния именно эмоциональной активации. Некоторое событие, вызывающее состояние эмоциональной ак­тивации, проявляющееся в появлении КГР, может рассматриваться как причина этого состояния тогда и только тогда, когда КГР появляется не ранее чем через 1,5 с после воздействия. Во всех случаях, когда латентный период меньше названной величины, КГР можно рассматривать как индикатор состояния, воз­никшего до наступления анализируемого события, т. е. предшествующего ему.

Сам эксперимент строился следующим образом. Испытуемым предлагалось решать задачу, рассуждая вслух. Речевое рассуждение записывалось на магни­тофон и затем тщательно анализировалось. Время решения ограничивалось 30 мин. Во время решения передвигать фигуры не разрешалось. После нахожде­ния окончательного решения задачи испытуемый должен был сказать "задача решена". В опытах уча­ствовали шахматисты первого разряда, специально отобранные по показателям начального электро­кожного сопротивления. Решение использовавших­ся в опытах задач являлось для перворазрядников и доступным, и достаточно трудным.

Во время опытов испытуемым предлагалось си­деть возможно более спокойно. Экспериментатор визуально контролировал выполнение этой инструк­ции испытуемым и тщательно фиксировал все слу­чаи, когда КГР вызывалась "посторонними" для на­шего экспериментами причинами (например, ка­шель). Перед предъявлением позиции, во время ре­шения задачи, а также некоторое время после реше­ния велась непрерывная запись сопротивления кожи испытуемого (ладонь). Для регистрации сопротивле­ния были использованы самописцы типа ЭПП-09. За­писывался эффект Фере (методика Е.Н. Соколова <...>). Использовались шкалы сопротивления от 0 до 200 к Ом. На ленте потенциометра был установлен отметчик времени, синхронизированный с звуковым сигна­лом, записывающимся на ленту того же магнитофо­на, на котором фиксировачось речевое рассуждение испытуемого. В результате экспериментаторы полу­чали протокол рассуждения испытуемого с отмет­ками временных интервалов и имели возможность соотносить во времени динамику КГР с отражен­ным в речи поиском решения задачи. Эта методика обеспечила второй (после регистрации невербали-зованных компонентов поиска) крупный "прорыв" в область изучения реального процесса мышления, которое еще недавно описывалось лишь как взаимо­действие операций анализа и синтеза. После экспе­римента испытуемый дает развернутый письменный отчет о возникающих у него эмоциональных состоя­ниях и о процессе поиска решения задачи.



Общая динамика сопротивления кожи в процессе решения мыслительных задач. Запись фона перед ре­шением задачи давала разную картину. Если испыту­емый возбужден или с некоторым волнением ждет предъявления задачи, то кривая записи фона харак­теризуется "хаотическими" колебаниями с различ­ной величиной амплитуды, а общая направленность кривой — в сторону падения сопротивления кожи. В случаях, когда испытуемый спокоен, запись фона имела плавный характер с направленностью в сто­рону повышения сопротивления. До опыта, если у испытуемых возникало напряжение, эксперимента­тор старался снять его, предлагая не думать о пред­стоящей задаче, "отключиться" от окружающей об­становки. Основные эксперименты проводились толь­ко при условии, если испытуемый перед предъявле­нием задачи находился в относительно спокойном состоянии. Как показали опыты, кривая записи со­противления кожи на разных этапах решения одной задачи и при решении разных задач могла иметь раз­ную форму: или относительно ровная с тенденцией к повышению сопротивления, или состоящая из серии колебаний с небольшой амплитудой, или, наконец, на относительно спокойном фоне могли наступать резкие и сильно выраженные изменения КГР — падения сопротивления кожи. Как правило, при решении испытуемыми сложных задач наблю­дались различные сочетания изменений этих типов. Специальному анализу был подвергнут феномен рез­кого падения сопротивления кожи.

Было выдвинуто предположение о том, что рез­кие падения сопротивления кожи связаны с эмоци­ональными состояниями, "экстренно" возникающи­ми у испытуемого по ходу решения задачи. В связи с имеющимися в литературе разногласиями по вопро­су о психологическом. значении КГР, были прове­дены специальные эксперименты по уточнению пси­хологической значимости КГР в условиях решения мыслительных задач. В этих экспериментах испытуе­мому давалась следующая инструкция: в момент на­ступления отчетливо выраженных переживаний эмоционального возбуждения подавать условленный сигнал (нажимать на кнопку, на которой находился палец руки испытуемого), который регистрировал­ся на ленте прибора. Мышечное усилие, связанное с нажимом на кнопку, могло само вызывать незначи­тельную ориентировочную реакцию, проявляющу­юся в КГР. Эта реакция, естественно, предваритель­но угашалась. Опыты, проведенные с таким само­контролем, показали, что имеется строгое совпаде­ние резких изменений в КГР с моментом подачи указанного сигнала испытуемым. Не было зарегист­рировано ни одюго случая подачи этого сигнала без значительного падения сопротивление кожи. При этом оказалось, что сигнал подавался испытуемым после начала сдвига КГР. Словесные отчеты после опыта также указывают на связь факта появления резких изменений сопротивления кожи с эмоцио­нальными состояниями испытуемого. Таким обра­зом, эти данные подтверждали, что в изучаемых эк­спериментальных условиях падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной актива­ции. В этом исследовании не ставилась задача дать качественную характеристику эмоциональных состо­яний.

В словесном отчете после опыта испытуемые обычно сообщали, что эмоциональные состояния появляются в тот момент, когда наступает первая фаза решения задачи ("вдруг увидел ранее не заме­чавшееся продолжение", "новую идею", "нашел идею решения", "стало ясно" и т.п.) Таким образом, уже данные словесных отчетов в самой общей форме вы­являют то обстоятельство, что момент возникнове­ния состояний эмоциональной активации приурочен к критическим моментам процесса решения задачи, к выявлению в ходе умственной работы нового прин­ципа действий, нового направления поисков.

Различные типы шахматных задач решаются по-разному. При решении одних преобладает деятель­ность по нахождению "идеи" задачи, а при других -деятельность по техническому расчету вариантов. Ока­залось, что различный тип умственной деятельнос­ти (преимущественное преобладание поиска идей или технического расчета вариантов) проявляется в осо­бенностях кривой записи сопротивления кожи. Если общая схема решения ясна испытуемому с самого начала, и он уверен, что задача будет им решена, падения сопротивления кожи минимальны. Напро­тив, падения сопротивления кожи особенно выра­жены при решении задач, где наиболее развернутым оказывается звено поиска основной идеи решения. Эти данные прямо говорят о связи состояний эмо­циональной активации прежде всего с творческим звеном мыслительной деятельности.

Основные эксперименты заключались в сопос­тавлении динамики КГР и речевого рассуждения испытуемого, решавшего задачу, с точным времен­ным соотнесением регистрировавшихся параметров, что позволяет обогатить представления о мыслитель­ном процессе (рассматривались случаи падения со­противления в 3 кОм и более). Анализ данных, полу­ченных в этих экспериментах, также указывает на связь состояний эмоциональной активации с выяв­лением в ходе умственной работы нового принципа деятельности. Вместе с тем оказалось возможным более дифференцированно подойти к анализу самой связи состояний эмоциональной активации с нахож­дением принципа решения задачи и структурой про­цесса решения задачи в целом, более дифференци­рованно по сравнению с данными словесного отчета.

Объективный анализ временных соотношений между началом падения сопротивления кожи и на­зыванием испытуемым действия, с которым связы­вается принцип решения задачи либо направление дальнейших поисков, показал, что состояния эмо­циональной активации не просто "приурочены" к на­зыванию нового принципа действия, но законо­мерно предшествуют ему.

Был проведен также анализ временных соотно­шений между началом сдвига КГР и появлением в речи эмоциональных восклицаний. Выявлено, что типичным является появление состояния эмоцио­нальной активации практически одновременно с произнесением междометий ("Aral", "Ой!" и т. п.). Со­стояние эмоциональной активации проявляется в двух индикаторах: произнесении междометий и па­дении сопротивления кожи. Этот факт служит еще одним подтверждением правильности принятой ин­терпретации КГР в исследуемых условиях как инди­катора эмоциональных состояний. Вместе с тем ис-



следование показывает, что "ага-реакция", к кото­рой ученые иногда относились с предубеждением, есть реальный психофизиологический факт.

Междометия, как и показатели КГР, как пра­вило, на несколько секунд опережают называние испытуемым действия, выражающего решение за­дачи или направление дальнейших поисков. Рече­вые высказывания испытуемых, следующие за эмоциональным междометием и предшествующие называнию конкретного действия, очень характер­ны: сигналы самоостановки ("стоп-стоп-стоп-стоп"); обозначение состояния приближения к неосознан­ной еще идее ("так-так-так-так", "вот-вот-вот-вот", "наверное"), констатация еще неясного результата поиска ("что-то мелькнуло"; "что-то есть"; "кажет­ся, нашел"; "кажется, решено"), выражение сомне­ния ("а ..а или не а?"), необходимости попробовать ("попробуем-попробуем"; "интересно-интересно"). Только в редких случаях испытуемый почти сразу после восклицания называет конкретный ход. Рече­вая активность в интервале между появлением со­стояния эмоциональной активации и называнием конкретного действия свидетельствует о том, что поиск продолжается. Эмоциональная активация выступает как предвосхищение принципа решения задачи; такое состояние связано ках бы с "чувством близости решения", каким образом, феномен пред­восхищения мыслительной деятельности имеет по крайней мере три разновидности: словесно оформ­ленные предвосхищения, предвосхищения на уровне невербализованного поиска и эмоциональные пред­восхищения.

Анализ временных соотношений между началом сдвига КГР, которая могла приобретать как бы сту­пенчатую форму, и констатацией в речевом плане еще неясного результата поиска показал, что состо­яние эмоциональной активации, "чувство близости решения", предшествует во времени даже появле­нию неопределенных речевых оценок. Начало сдвига КГР опережает словесную оценку испытуемым оче­редной попытки решения. Особенно ярко факт опе­режения выступает в тех случаях, когда испытуемый лишь постепенно приходит к некоторому выводу в процессе расчета и проверки вариантов, он еще не уверен в правильности оценки, в его речевой актив­ности отражается некоторое сомнение, а кожное сопротивление начинает уже падать (например, та­кое опережение может быть на 18 с). Во всех случаях, когда испытуемый находил окончательное решение задачи, совпадавшее с объективно правильным, па­дение кожного сопротивления опережало на несколь­ко секунд называние испытуемым окончательного решения задачи.

Таким образом, объективный дифференцирован­ный анализ соотношения состояний эмоциональной активации с различными компонентами речевого рассуждения показывает, что состояния эмоциональ­ной активации, как правило, опережают словесное фор­мулирование принципа решения задачи, направления дальнейших поисков, словесную оценку очередной попытки решения и называние окончательного ре­шения мыслительной задачи. Эмоциональная акти­вация возникала в ходе решения одной задачи неод­нократно.


Наши рекомендации